Церковный вестник


№ 11(384) июнь 2008 / Архипастырь

Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии:

24 июня в Москве начнет свою работу очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор — один из высших органов церковного управления. В соответствии с действующим церковным Уставом он собирается не реже, чем раз в четыре года. Собор состоит из епархиальных архиереев, а также тех викарных епископов, которые возглавляют Синодальные учреждения и Духовные академии или имеют каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Собора без права решающего голоса. В соответствии с регламентом, на отдельные заседания Собора без права решающего голоса могут приглашаться богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Предыдущий Архиерейский собор состоялся в 2004 году.

 

— Ваше Высокопреосвященство, одной из главных тем предстоящего Собора станет церковное единство. С чем это связано?

— Действительно, тема единства Церкви станет одной из основных во время работы Архиерейского Собора. Прошедший 2007 год стал годом восстановления церковного единства внутри поместной Русской Православной Церкви: 17 мая 2007 года состоялось подписание Акта о каноническом общении, согласно которому Русская Православная Церковь Заграницей стала единым целым с Матерью-Церковью. Таким образом было преодолено разделение, которое причиняло боль сердцу каждого верующего — как в России, так и в рассеянии.

И Собор засвидетельствует, что одной из высших христианских ценностей было и остается единство — прежде всего, единство Церкви. Это понимание основывается на словах Христа Спасителя, молившегося перед Своими Крестными страданиями: «Да будут все едино». Все мы помним слова апостола Павла, заповедавшего своим ученикам соблюдать «единство веры в союзе мира».

О церковном единстве писали святые отцы и учителя Церкви — Ириней Лионский, Киприан Карфагенский, Василий Великий. Все они призывали свято хранить церковное единство.

Поэтому столь радостным и поистине историческим событием стало восстановление единства Поместной Русской Православной Церкви. Собор засвидетельствует вновь и вновь: там, где двое или трое собраны во имя Христово, нет места разделениям; там присутствует Сам Господь, объединяя верующих Своей любовью и благодатными дарами Святого Духа.

— Какие еще причины повлияли на выбор темы предстоящего Собора?

— Церковь хранила заповедь Спасителя «да будут все едино» с первых веков своего исторического существования, однако во все времена находились люди, по разным причинам вносившие в  церковную жизнь разделения и  нестроения. И, к сожалению, в настоящее время внутри Русской Православной Церкви присутствуют некоторые процессы, направленные на разделение верующих.

Я недаром упомянул о том, что церковные нестроения возникали в истории по различным причинам. Порой это были неверные толкования евангельских истин, богословские заблуждения — и тогда Церковь сталкивалась с искажениями веры, с ересями. Но чуть ли не большую долю в истории церковных разделений занимают расколы, происходившие по причинам, практически не связанным с вероучительными вопросами. Иногда это были целиком и полностью политические «проекты», иногда сепаратистские настроения прикрывались псевдо-религиозными лозунгами.

Наконец, отечественная история знает печальный пример возникновения раскола в XVII веке — разделения, родившегося на почве приверженности верующих по большей части обрядовой стороне веры, а не ее внутреннему содержанию. XX век принес новые примеры церковных разделений. Об одном из них мы уже упоминали — это отделение от Русской Православной Церкви ее части, объединившей по преимуществу эмигрантов в рассеянии, что привело к образованию Русской Православной Церкви Заграницей.

Но эти примеры — скорее иллюстрации того, как возникает церковное разделение в силу политических причин. Мы же в последнее время столкнулись со случаями, когда нестроения в церковной жизни возникают по причинам, связанным с неверным пониманием сути самой духовной жизни некоторыми верующими или даже представителями духовенства.

В частности, на последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о признании антицерковного характера изданий «Дух христианина» (г.  Москва) и «Пасха Третьего Рима» (г. Выкса, Нижегородской обл.). Это — тревожный знак всем нам. Внутри церковной ограды всегда есть место обсуждению различных вопросов, в том числе и богословских, однако призывы к открытому противлению священноначалию свидетельствуют, что иные «ревнители» борются за чистоту веры, упуская из виду то, что Символ веры, который мы исповедуем, содержит недвусмысленные экклезиологические догматы.

Так, учение о Церкви, экклезиология, опирается на утверждение в Символе веры «единой, святой, соборной и Апостольской Церкви». Когда же знакомишься с публикациями некоторых изданий, именующих себя церковными и православными, создается впечатление, что их авторы ратуют за святость Церкви и забывают об остальных ее свойствах — единстве, соборности и апостольском преемстве.

Отчасти эти искажения понимания сути церковной жизни можно объяснить тем, что значительная часть тех, кто составляет сегодня церковную паству, — это люди, пришедшие к вере сравнительно недавно. Поэтому в их сознании порой причудливо переплетаются церковные догматы и постулаты сугубо гуманистического мировоззрения, политические идеи и откровенно чуждые христианству воззрения, заимствованные из других религий.

Кстати, именно поэтому Русская Православная Церковь выступает за введение в общеобразовательных школах курса основ православной культуры. Несмотря на огромные труды, которые предпринимает духовенство, несмотря на большое количество издаваемой православной литературы, общий уровень религиозной грамотности наших соотечественников оставляет желать много лучшего.

— Вы упомянули о жизни приходов как об одном из аспектов укрепления церковного единства. Скажите, пожалуйста, какие формы приходской деятельности могут, по вашему мнению, положительно повлиять на этот процесс?

— По моему глубокому убеждению, подлинным организующим центром, объединяющим всех православных на их территориях, должны стать епархии. Собственно, в этом нет ничего нового: в Уставе Русской Православной Церкви закреплены, среди прочих, следующие обязанности епархиального архиерея: правящий епископ «заботится о совершенствовании духовного и  нравственного состояния духовенства и о повышении его образовательного уровня; имеет попечение о подготовке священно- и церковнослужителей… наблюдает за состоянием церковной проповеди» и т.д.

Наши усилия направлены на то, чтобы сухие формулировки церковно-правового документа на деле реализовывались в живых формах взаимодействия между приходами в социальной, просветительской, молодежной работе. Епархии должны быть не просто административным, и даже не координирующим центром в этом процессе, а участником процесса укрепления внутрицерковного единства.

Надо показать новые формы работы не только в приходах, но и в епархиях. Мы должны обратить внимание на духовное и богословское образование верующих. Но для этого священники должны быть грамотными. Есть решения Соборов, чтобы не назначать священников и не рукополагать без духовного образования. Прошло время, когда было массовое открытие храмов и не хватало священников, а семинарий было недостаточно.

Сейчас сложилась система богословского образования, и мы должны стремиться выполнить решения Собора о том, чтобы священники имели богословское образование. Скажу даже больше: сейчас надо идти дальше, создавать систему работы с духовенством, уже окончившим духовные школы, то есть организовывать для них семинары и пастырские тренинги. Подобное уже стало проводиться в отдельных епархиях, но надо делать это повсеместно. Это будет повышать уровень подготовки, а кроме того, общение священников будет укреплять единство между епископом и духовенством, так как епископ должен принимать участие в подобных пастырских семинарах, и между самими священниками — а  следовательно, и между приходами.

Надо искать и иные пути межприходской активности, и этому должны способствовать благочиния. Развитие внутрицерковного единства на уровне приходов, внутри епархий будет способствовать укреплению взаимоотношений между епархиями, а, следовательно, укреплять общецерковное единство. У нас сейчас есть возможности для этого, и мы должны в этом направлении трудиться.

— Скажите, пожалуйста, будет ли обсуждаться на Соборе положение Церкви в различных регионах России и зарубежье?

— Для участия в работе Собора в Москву приедут практически все иерархи, которые служат на канонической территории Русской Православной Церкви не только в России, но за ее пределами — на Украине, в Белоруссии, Средней Азии, Прибалтике, Европе и Америке. Тем самым будет продемонстрировано единство поместной Русской Православной Церкви и ее приверженность традициям апостольского преемства.

Участники Архиерейского Собора расскажут о состоянии дел в своих епархиях. Очевидно, что многие обстоятельства церковной жизни обусловлены особенностями культурной, общественной, а порой и политической жизни тех стран или регионов, где Церковь осуществляет свою спасительную миссию.

Безусловно, мы выразим нашу поддержку канонической Украинской Православной Церкви. Совершенно недопустимо, чтобы различные общественные и политические силы поддерживали, а порой и провоцировали церковные разделения на Украине. Сейчас в стране присутствуют сразу несколько церковных структур, претендующих на статус «национальной Церкви». При этом та Церковь, которая с точки зрения канонического права является единственно законной, постоянно подвергается нападкам.

Все это создает угрозу не только для единства Украинской Церкви, но и для Вселенского Православия. Ибо, по словам Спасителя, все верующие в Него — как ветви, питающиеся от единого ствола, корня. И если заболевает одна ветвь, болезнь сказывается и на всех остальных ветвях. Поэтому на Архиерейском Соборе иерархи будут обсуждать имеющиеся на Украине проблемы и искать пути их разрешения.

— Какие еще вопросы намерен рассмотреть Архиерейский Собор?

— Собор подведет итоги прошедшего со времени последнего Архиерейского Собора четырехлетия. А в некотором смысле — предметом разговора станут итоги минувших после празднований 1000-летия Крещения Руси двадцати лет.

Вопросы, которые станут предметом обсуждения на Соборе — это и проблема соотношения идеи прав человека с христианским мировоззрением, и процесс канонизации святых в Русской Православной Церкви, миссионерское служение, социальная деятельность, работа с молодежью, церковное образование и много другое. Одним из вопросов, которым предстоит заняться иерархам, станет церковный суд. Несмотря на то, что целая глава Устава Русской Церкви содержит положения о механизме деятельности церковного суда, еще многие вопросы остаются непроработанными. В частности, планируется выработать процедуру рассмотрения дел в церковных судах, механизм подачи и рассмотрения апелляций и другие вопросы практической организации работы церковных судебных инстанций.

Участники Собора, проанализировав итоги прошедших лет, призваны также наметить цели и задачи на будущее.

Убежден, что грядущий церковный форум станет одним из центральных событий не только церковной жизни, но и жизни всего нашего общества. Ведь те цели и задачи, которые наметит Архиерейский Собор, станут ориентирами в каждодневной жизни для миллионов верующих.

Полный текст интервью

читайте на официальном сайте

Архиерейского Собора

www.sobor2008.ru

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://