№ 17 (294) сентябрь 2004 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Обращение наместника Спасо-Преображенского Соловецкого Ставропигиального мужского монастыря архимандрита Иосифа к участникам летнего университета «Музей и проблемы локального сообщества»

Уважаемые господа!

В преддверии светлого праздника Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, престольного в нашей Соловецкой обители, приветствую вас на древней и святой земле Соловецких островов.

Среди вас немало квалифицированных и преданных своему делу специалистов, прибывших на Соловки из разных концов нашего Отечества и накопивших немалый опыт работы музеев в сложных условиях современной России. В работе летнего университета принимают участие и ведущие сотрудники Соловецкого государственного музея-заповедника, хорошо знающие о ситуации на Соловках и вокруг них. Надеюсь, что мои слова будут услышаны и поняты всеми участниками вашего уважаемого собрания.

Рассмотрение актуальной темы взаимодействия музея и локальных сообществ осуществляется на вашем семинаре с привлечением обширного материала, но в первую очередь на примере Соловков. Да и сам семинар, без сомнения, носит проектный характер и направляется его организаторами на создание очередного набора проектных представлений о будущем Соловецких островов и долговременной стратегии их развития. И это в то время, когда Соловецкому монастырю еще даже не возвращено все его недвижимое достояние, насильственно и беззаконно отнятое у него безбожной властью.

К большому сожалению, среди приглашенных к участию в этой весьма важной работе не нашлось места представителям Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Между тем, на протяжении пяти столетий насельники Соловецкого монастыря и были единственным обитающим здесь «локальным сообществом».

В наши дни возрожденной обители приходится преодолевать разрушительные последствия уникального по своему размаху, жестокости и длительности государственного богоборчества. Монастырь за последнее десятилетие стал значимым (даже численно), растущим и дееспособным субъектом локального сообщества Соловков. И он имеет все основания для того, чтобы на принципах свободного, равноправного и взаимоуважительного диалога принимать участие в любых мероприятиях, где делаются попытки определить судьбу Соловков, их будущее.

Этот принцип был со всей определенностью зафиксирован в итоговом меморандуме международного симпозиума «Соловки: взгляд в будущее», который состоялся в мае 2003 года. Участники симпозиума, среди которых были и организаторы нынешнего семинара, добровольно взяли на себя обязательство «...придерживаться принципа равноправного участия администрации муниципального образования «Соловецкий район», Соловецкого монастыря, Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого лесхоза при обсуждении и согласовании нормативных документов, программ и проектов (в том числе поддержанных международными фондами и организациями), касающихся наследия Соловков».

Несмотря на эти договоренности, устроители нынешнего мероприятия, в том числе руководство Соловецкого государственного музея-заповедника, и сегодня пытаются не допустить участия Соловецкого монастыря в обсуждении стратегических перспектив развития Соловков. Имеющийся опыт позволяет утверждать, что это является их целенаправленной политикой. Так, без участия монастыря был разработан Стратегический план развития Соловецкого государственного музея-заповедника, непосредственно затрагивающий сферу компетенции и ответственности Соловецкого монастыря и всей Русской Православной Церкви.

Наряду с этим священноначалие монастыря нередко приглашается руководством музея-заповедника к участию в публичных мероприятиях — видимо, для того чтобы продемонстрировать внешнему миру несуществующее единство.

Не получив от организаторов приглашения участвовать в работе летнего университета, но не желая оставить столь важное событие без внимания, я благословил потрудиться совместно с вами видных специалистов, обладающих как немалым опытом работы в области сохранения и использования наследия, так и глубоким знанием соловецкой ситуации. Эти уважаемые и компетентные специалисты были благословлены мной на то, чтобы точно и корректно, на современном профессиональном языке донести до участников семинара точку зрения Соловецкого монастыря на обсуждаемые вопросы. Однако за пять дней работы семинара этого не произошло. Усилиями организаторов представители монастыря были исключены из совместной работы.

Им в жесткой и категоричной форме было запрещено не только выступать и участвовать в дискуссии, но и задавать вопросы. Вряд ли можно назвать это проявлением терпимости и готовности к диалогу.

Не могу не отметить в связи с этим, что одна из сторон, организовавших семинар, выступает здесь под наименованием «Институт толерантности». Названные мной события, отнюдь не отмеченные духом мира и согласия, заставляют нас сопоставить декларации этих людей с их реальными делами и стратегическими намерениями, с теми процессами, что ныне разворачиваются на Соловках.

Неприемлемы для нас активно культивируемые в последнее время суждения о том, что исключительное назначение Соловков — принимать не ограниченные ничем, кроме возможностей современных технологий, потоки туристов, а единственное занятие местных жителей — этих туристов обслуживать. Бесполезно скрывать эти коммерческие намерения под достойным именем гостеприимства, которое, как было известно до сих пор, осуществляется людьми не за деньги. Столь же напрасны и попытки «сменить имидж» Соловков, применяя современные рекламные технологии, запуская в оборот все новые «бренды».

На наш взгляд, внедрение новых образов, несвойственных этому месту, производство все новых туристических продуктов размывает пространство традиционной монастырской культуры, создавшей наследие Соловков. Напомню в связи с этим точную формулировку из решения XVI сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО по номинации «Культурное наследие»: «Соловецкий культурно-исторический ансамбль включен как свидетельство средневековой монастырской культуры» (свидетельство ЮНЕСКО от 19 декабря 1992 года).

Хорошо зная полутысячелетнюю православную традицию Соловков, ответственно и доброжелательно предупреждаю вас: Соловки — особая земля. Она создана Богом и освоена людьми не для корыстной эксплуатации, а для молитвы и творческого богоугодного труда. И все, что не отвечает этому предназначению Соловков, не удержится здесь, но исчезнет, развеется, как дым, соловецким ветром, растает перед лицом Божиим, «яко тает воск от лица огня».

Но прежде чем исчезнуть, намерения современных устроителей соловецкой жизни могут еще принести немало беды и разрушений. Отечественные и зарубежные специалисты давно предупреждают, что чрезмерный рост посещаемости Соловков нанесет непоправимый ущерб их уникальному наследию. Точно так же превращение Соловков в машину для выжимания денег пойдет совсем не на пользу и местному сообществу, и прибывающим сюда людям.

Несовместим чрезмерный рост посещаемости и с задачей сохранения духовной атмосферы Соловков. Наверное, неразумные человеческие усилия способны на какое-то время превратить безмолвную святыню, место молитвенного подвига, в модный международный курорт, где берег северного моря изобилует ресторанами, из динамиков льются популярные шлягеры, а небо над монастырскими башнями исчерчено дельтапланами. Но будет ли отвечать такое превращение коренным интересам русского народа и государства, так нуждающихся сегодня в возрождении образцов иной жизни, осмысленной, духовной, укорененной в родной традиции? Глубоко убежден, что это не так.

Не сомневаюсь, что Православная Церковь, выстоявшая в годы расстрелов и концлагерей, выстоит и перед лицом бесстыдного культа наживы. Выстоит и Соловецкий монастырь. С обителью Соловецкой ныне — вся православная Россия, святые угодники и новомученики, молитвы которых помогают терпеливо уврачевать нестроения, больно ранящие сегодня святую Соловецкую землю.

Упомянутые мной негативные тенденции тем более печальны, что у музея-заповедника, монастыря, местного сообщества и всех жителей России, любящих Соловки и почитающих их как святыню, есть немало общих дел, общих интересов, общих перспектив.

Убежден — для того, чтобы движение к истинному, а не показному согласию стало возможным, необходима поистине совместная, соборная работа как аналитического, так и проектного характера. Начинать ее, без сомнения, следует с общей молитвы. В этой работе могут участвовать как те, кто разделяет взгляд на Соловки как на величайшую святыню мирового Православия и общенациональное достояние России, так и сторонники иных подходов.

В уповании на то, что такая работа станет возможной, желаю вам мира, душевного и телесного здоровья, а также успехов в деле служения русской культуре на вашем профессиональном и гражданском поприще.

Пусть все дела ваши удаются в ту меру, в какую они будут направлены на пользу Отечества и народа нашего. Пусть мысли и поступки ваши будут интеллектуально и нравственно честны, не двоедушны, не суетны, не корыстны. И пусть каждый из вас найдет в себе мужество дать отчет в том, так ли это, перед Богом и своей совестью.

Божие благословение да будет со всеми вами.

Архимандрит ИОСИФ,

наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря

17 августа 2004 года

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008







№ 21 (394) ноябрь 2008




















№ 18(391) октябрь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 9 (382) май 2008







№ 12 (313) июнь 2005



ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика