№ 1-2 (302-303) январь 2005 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании (III часть)

Мир, в котором мы несем свое служение, — это мир, стремительно и необратимо изменяющийся. Но для церковного сознания очевидно, что далеко не все изменения могут быть оценены положительно.

После десятилетий тоталитаризма Россия вступила в новый период своего бытия, который сейчас принято называть эпохой свободы. Однако человек часто склонен забывать, что свобода подразумевает ответственность, которой сегодня так не хватает.

Испытания свободой наше общество не выдерживает, поскольку свобода часто трактуется как вседозволенность. Примеров тому несть числа. Наиболее ярко это проявляется в деятельности средств массовой информации. Часто СМИ становятся проводниками безнравственности, насадителями культа насилия и распущенности. Особую тревогу вызывает отношение к Православию. Периодически на страницах газет и экранах телевизоров появляются материалы, проникнутые недоброжелательством, неприязнью к христианству, а иногда и откровенная клевета на Церковь. Все перечисленные проблемы безусловно являются частными проявлениями секуляризма, о чем уже упоминалось выше.

Тем не менее, несмотря на всю сложность сегодняшнего положения, задачи, стоящие перед Церковью, остаются неизменными. Современное общество все чаще называют постхристианским. Это означает, что перед нами — необъятное поле для миссионерских трудов. Вновь, как в евангельские времена, мы видим, сколь велика жатва и сколь малы сил у труждающихся, но мы убеждены, что Господь вышлет «делателей на жатву свою» (Лк. 10, 2).

Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей. Нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом следует иметь в виду, что миссионерство на некогда православных территориях, «вторичная христианизация», требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса.

Каждый христианин, являясь последователем Христа, должен стремиться к исполнению заповедей Спасителя, в том числе и заповеди о проповеди Благой Вести, в соответствии со словами Господа: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Эти слова еще в большей мере относятся к деятельности пастыря, который призван к тому, чтобы вся его деятельность была единой проповедью о Христе Воскресшем.

Прежде всего это касается богослужебной деятельности. Мы все привыкли к тому, что проповедь является составной частью Божественной литургии, однако хотелось бы предостеречь пастырей от формализации этой важнейшей части богослужения. Проповедь — это не просто набор благочестивых фраз на христианскую тематику. Слово священника должно касаться актуальных вопросов, быть живым и интересным для прихожан. Кроме того, не следует забывать о проповеди при совершении частных треб. Но в любом случае проповедь требует подготовки: и молитвенной, и интеллектуальной — как известно, самый лучший экспромт тот, что заранее хорошо подготовлен. Именно поэтому не следует уповать на природные дары и пытаться составить речь «на ходу», стоя на амвоне. Нужно подходить к служению слова с не меньшей ответственностью, чем к служению Евхаристии.

Наряду с этим следует помнить, что богослужение само по себе есть форма миссии. Народ Божий более всего ценит в пастыре умение и желание молиться. Даже людей малоцерковных может привлечь к вере истовое совершение богослужений, чему историческим примером может служить летописное повествование о Крещении Руси.

Священник — прежде всего благоговейный совершитель богослужения, «домостроитель таин Божиих» (1 Кор. 4, 1). Поэтому невозможно без сердечной скорби наблюдать, за тем, как «дело Господне совершается с небрежением» (Иер. 48, 10).

Совершение богослужений должно быть неспешным, с внятным чтением и четким динамичным, стройным пением, способным послужить просвещению людей, даже если они не часто приходят в церковь. Каждого человека, зашедшего в храм, священник обязан встречать с любовью, как желанного гостя, памятуя, что он не хозяин в храме, а смиренный служитель Господа и Его народа. Поэтому следует проявлять особую снисходительность к тем, кто впервые переступил церковный порог. С ними дoлжно вести себя особенно осторожно, чтобы случайно не оттолкнуть и не возложить на их плечи бремена неудобоносимые (Ср.: Мф. 23, 4).

Следует стремиться к такому устроению приходской жизни, чтобы всякий приходящий в храм мог хотя бы на мгновение приобщится к той радости о Христе Воскресшем, которой исполнено христианство.

Соответственно и внехрамовая деятельность священника должна быть продолжением христианского свидетельства. В первую очередь пастырю следует идти к тем, кто сам не может прийти в храм. Наиболее остро нужда в духовной помощи и поддержке ощущается в таких местах, как воинские части, детские дома, интернаты, дома престарелых, тюрьмы, изоляторы.

Вместе с тем следует иметь в виду, что священник всегда должен быть доступен народу во внебогослужебное время. Только в этом случае становится возможной личная встреча и беседа с ищущим человеком, может быть, впервые зашедшим в церковь. Во время пути к месту совершения частной требы следует разъяснить человеку необходимость воцерковления, побеседовать с ним на волнующие его темы. Нужно помнить, что слово, сказанное после совершения частных богослужений, легко воспринимается человеком, поскольку его душа в это время открыта для действия благодати Божией. Иногда в таких случаях люди начинают задавать волнующие их вопросы, завязывается беседа, которая помогает человеку обрести путь к храму. Даже посещение священником кабинетов должностных лиц при решении административно-хозяйственных вопросов прихода может послужить делу благовестия Христова.

Не менее важно то, как встречают людей, пришедших в церковь, сотрудники храма. Сторож, свещница, уборщицы — не случайные люди в Церкви. Настоятелям следует объяснять им важность и ответственность церковного служения. Сотрудники храма должны быть вежливыми, отзывчивыми, должны уметь ответить на первые, элементарные вопросы приходящих. В связи с этим считаю весьма полезным проведение настоятелями храмов регулярных бесед с работниками прихода. Такие встречи позволят всем труждающимся в храме обсудить ответы на основные вопросы, с которыми обращаются люди.

Ныне многие приходы организуют миссионерские поездки в различные регионы нашей огромной страны. Это очень хорошо и действительно необходимо, но при этом духовенство нашего первопрестольного града склонно забывать, что в самой Москве имеется необъятное поле для миссионерского делания. Если попытаться сопоставить общую численность населения нашего города с количеством прихожан, регулярно посещающих воскресные богослужения, то соотношение будет совсем не утешительным. В этом есть и наша вина. Во многие храмы столицы приходит огромное количество людей невоцерковленных — как москвичей, так и приезжих. Большинство из них — представители молодого поколения. Они приходят из любопытства и уходят, быть может, навсегда, ничем не заинтересовавшись всерьез. Но если бы мы относились к своему храму как к миссионерской территории, то сколько людей обрели бы веру и приобщились бы ко Христу!

На сегодняшний день церковное сообщество не выработало действенных методов работы с молодым поколением. Проповеди священников, даже когда они звучат убедительно для воцерковленного человека, оказываются совсем не действенными для тех, кто испытывает сомнение в вере, и тем более для тех, кто воспитан в нехристианской среде.

Работа с молодежью должна стать основным направлением нашей деятельности. И работа эта не может быть сведена к деятельности соответствующих синодальных и епархиальных отделов и учреждений. Молодежь — это завтрашний день нашей Церкви, нашего народа, нашей родины, каждой семьи.

Задолго до того, как Церковь обрела желанную свободу, один известный московский протоиерей говорил: «Наступит время, когда молодежь пойдет в Церковь, но кто ее там встретит?»

90-е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания. По этой причине многие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои чаяния и стремления.

Для того чтобы исправить ситуацию, нам следовало бы обратить взгляд на себя и посмотреть, как мы встречаем приходящих в храм молодых людей. Очень часто нецерковные люди, объясняя свою отстраненность от Церкви, ссылаются на то, что их смущают и соблазняют строгие требования, предъявляемые к ним в храме. У людей появляется страх сделать что-либо не так. Этот страх внушают им верующие люди: прихожане, сотрудники храма, а часто и священники, которые ко вновь пришедшему сразу же обращаются с замечаниями, относящимися к внешнему виду и поведению, как будто это самое главное в общении человека с Богом.

Нам надо в первую очередь меняться самим: быть смиреннее, терпимее и доброжелательнее к вновь приходящим, особенно к молодежи. Если мы не хотим потерять молодых людей для Церкви, то должны относиться к ним с теплотой и вниманием, стремится увидеть за внешней холодностью и настороженностью живую душу, жаждущую теплого слова и обращенную к Богу. Недостаточность церковного воспитания восполнится в процессе воцерковления, и тогда благообразие внешнего вида и поведения станут следствием церковного мироощущения, а не внешней маской.

Проявляя снисходительность к вновь приходящим, священник не может быть снисходителен к тем, кто, будучи воспитан в церковной среде, живет нецерковной, нехристианской жизнью.

Сколько нужно внимания, такта, заботы, любви, чтобы помочь хотя бы одному человеку стать на путь спасения. Первое, что должен сделать пастырь, чтобы помочь тем, кто стал членом его духовной семьи, — это молиться о них, особенно при совершении литургии, второе — это уделять им время, причем не только на исповеди.

Здесь следует сказать еще об одной серьезной причине, препятствующей распространению евангельской истины, — невнимательному отношению священника к своей духовной жизни.

Первое очевидное требование, предъявляемое ко всякому пастырю и миссионеру, — жить в полном соответствии с той верой, которую проповедуешь. Все люди, и особенно молодежь, удивительно чутки ко всякой фальши. Если священник говорит о Христе, а сам думает о деньгах, о комфорте, об удовольствиях, то эту ложь слушатели сразу чувствуют, и это обесценивает все остальные труды, предпринятые ради Церкви.

Второе, что необходимо помнить пастырю: людей соединяет любовь, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 7). Именно эта любовь открывает дорогу к сердцу человека. Вспомним слова преподобного Амвросия Оптинского: «От ласки у человека совсем другие глазки». В наш век, когда кругом так быстро оскудевает любовь, когда мир становится таким холодным и пустым, все подлинно святое и доброе воспринимается как откровение, властно привлекает к себе неиспорченные души. В общении с пастырем любой человек, а тем более молодой, должен увериться, что он пастырю нужен, очень нужен. Это не обязательно говорить, но в этом обязательно должен убедиться тот, к чьему сердцу мы ищем дорогу.

Необходимо осознавать, что и взрослые люди, и подростки не только нуждаются в любви к себе, но по закону, вложенному в человека Богом, всем сердцем стремятся кого-то любить, инстинктивно ищут того, кому нужна их любовь. Нужно научить их видеть друг в друге духовную красоту, которую они часто не способны замечать в пылу юношеской любви. Священник должен уметь открыть молодым людям прекрасную тайну замысла Божия о человеке, о браке, о семье, о детях и целомудренно вложить в сердца молодых людей стремление создать семью — малую церковь, родить и воспитать Богу новых чад, послужить Церкви подвигом семейной жизни, подвигом устроения своей семьи.

Вместе с тем необходимо помнить, что, подобно тому как свеча зажигается от свечи, сердце зажигается от сердца. Если мы хотим зажечь чьи-то сердца верой, то и наши сердца должны гореть ею. Не дымить, не коптить, а иметь в себе «пламень огненный», устремленность ко Христу, к подвигу ради Бога. Нужно помнить, что молодому сердцу естественно желать подвига — теплохладность ему отвратительна.

Настоящих членов Церкви, воинов Христовых, мы сможем воспитать тогда, когда будем звать их вместе с собой на подвиг, может быть, трудный, даже опасный, требующий жертвы или даже самопожертвования. Дух православного аскетизма необходим воину Христову — только постом и молитвой изгоняется демонский род, и мы всегда должны помнить слова Апостола: «Блюдите, како опасно ходите, потому что враг ваш диавол, как лев рыкающий ходит, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8).

Не нужно бояться трудных задач. Один просветитель сказал: «Только чрезмерное бывает плодотворным, умеренное — никогда». Поэтому в работе с молодежью нужно быть смелым, решительным и твердым. При этом не следует забывать, что в центре церковной общинной жизни всегда должна быть Евхаристия. Только в таком случае человек сможет сохранить верность Евангелию и святоотеческой традиции.

Для молодого человека отвратительно внешнее, показное благочестие, фарисейское «оцеживание комаров и поглощение верблюдов». Здравый смысл, молодая жизнерадостность, духовное здоровье, открытость, отсутствие предвзятости во многом облегчают задачу пастыря.

В минувшие десятилетия многие представители духовенства искусственно формировали в сознании пасомых образ священника как представителя отдельного сословия, призванного к охранению святыни от приобщения к ней рядовых членов Церкви. Отчасти подобный подход был обусловлен теми суровыми условиями, в которых вынуждена была существовать Церковь в годы советского режима. В результате в церковной среде получила распространение идеология клерикализма, пытающаяся противопоставить духовенство всему прочему народу Божию. Живая связь между пресвитером христианской общины и паствой начала постепенно исчезать. Следствием этого стало пренебрежительное отношение пастырей к пасомым, как к людям несведущим и отсталым. Естественно, подобный подход оскорбителен для любого человека и вреден для Церкви.

Другой стороной этого явления стало постепенное проникновение в сознание христиан мысли о том, что Церковь состоит исключительно из духовенства, а роль мирян сводится лишь к материальному обеспечению церковной организации и стороннему наблюдению за жреческой деятельностью посвященных. Я убежден, что одна из самых насущных задач современности, в том числе и в миссионерском контексте, — это восстановление той живой связи между иереем и народом Божиим, которая всегда была характерна для Православия.

Нужно стремиться к тому, чтобы верующие не были пассивными наблюдателями церковных служб, но активно участвовали во всех сферах деятельности прихода — начиная от помощи в уборке храма и заканчивая участием в миссионерских акциях и паломнических поездках.

Сегодня одной из самых важных форм миссионерского служения является православная журналистика. Средства массовой коммуникации играют все возрастающую роль в нашем обществе. Поэтому участие православных газет, журналов, интернет-сайтов, радио и телепередач в освоении информационного пространства можно только приветствовать. Люди устали от негативной информации, от навязывания им культа денег, насилия, потребления и развлечения. Сейчас особенно ощущается насущная

потребность в правдивых журналистских материалах, свободных от специфических интересов политиков, экономических кланов и развлекательной индустрии. Образовавшийся вакуум обязана заполнить православная журналистика, способная взять на себя ответственность перед Богом и людьми за состояние души нашего народа.

Нельзя не сказать и об интернете. В России сейчас около семи миллионов пользователей этого нового средства коммуникации. Мы не можем пренебрегать этим средством в своей проповеди Евангелия, которая теперь может простираться «даже до края земли» (Деян. 1, 8). Благодаря интернету наша Церковь имеет возможность широко информировать пользователей сети о важнейших новостях внутрицерковной жизни, деятельности Архиерейских Соборов и Священного Синода, о внешних церковных связях, развитии церковно-государственных и церковно-общественных отношений, о событиях епархиальной жизни, о миротворческом, социальном и благотворительном служении Церкви. В большинстве своем православные интернет-сайты, число которых превышает две тысячи, этим и занимаются. Хочу отметить среди них сайты ЦНЦ «Православная энциклопедия» «Sedmitza.ru» и Московского Сретенского мужского монастыря «Pravoslavie. ru».

Вместе с тем нельзя забывать и о том, что по нашим периодическим изданиям «внешние» судят обо всей Церкви. Поэтому если мы не можем профессионально работать в журналистике, то лучше ею не заниматься; если мы не умеем отстаивать интересы Церкви в радио— и телепередачах, то лучше не соглашаться на приглашения в них участвовать; если наши высказывания во время интервью могут послужить соблазном для других, то лучше промолчать. Мы должны всегда помнить слова Спасителя: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36-37). Какой же ответ мы дадим, если наше праздное слово будет растиражировано в тысячах экземплярах?! Это будет уже не миссия, а лжемиссия.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008



№ 13-14(386-387) июль 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008




№ 20 (393) октябрь 2008




№ 21 (394) ноябрь 2008




















№ 20 (393) октябрь 2008




ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика