Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей
О традиционных и ложных ценностях
Выживание нашего народа и возможность его плодотворного творческого развития зависят главным образом от сохранения традиционной христианской системы ценностей, которая на протяжении тысячелетия исторического бытия России являлась неколебимым фундаментом, на котором выросла подлинно великая государственность и культура.
Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда не просто разрушаются традиционные ценности, но и активно внедряются в общественное сознание ценности ложные, например, толерантность, возведенная в ранг фундаментальной основы современного западного общества. Все существующие программы по формированию толерантности нацелены не столько на воспитание в людях «терпимости», сколько на изменение духовных основ личности и характера межличностных взаимоотношений.
По отношению к сложившимся в России духовно-нравственным ценностям и религиозно-культурным православным традициям сторонники толерантности настроены негативно. Идеологи толерантизма характеризуют его как светскую духовность, которая превосходит традиционную религиозную (прежде всего христианскую) духовность. Они требуют «отказа от догматизма, от абсолютизации истины» и в то же время благосклонно относятся к распространению на территории России зарубежных духовно-ценностных систем.
Исторически толерантность как моральная норма возникла на определенном этапе развития западных государств и является рационалистической попыткой хотя бы как-то обеспечить стабильность охваченного религиозными противостояниями общества. Отторгающая всякую сердечность толерантность исторически родилась на совершенно другой почве, да и там не принесла никаких достойных плодов, и нам странно было бы подменять ею привычные еще и сегодня на Руси сочувствие, сострадание, гостеприимство, в основе которых лежит восприятие человека как образа Божия.
Как можем мы говорить о формировании толерантности, о принятии другой культуры, если у нас самих, у наших детей не сформированы основы своей собственной культуры, собственного национального мировоззрения? Не зная своего, узнавать чужое небезопасно, к тому же существуют определенные механизмы наследования культурного опыта. Как писал замечательный русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери; прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание детей должно быть культуросообразным. Только тогда можно сформировать патриота и гражданина своей страны.
К сожалению, в настоящее время патриотизм и гражданственность занимают одно из последних мест в системе ценностей молодежи. В целом по России до 70% призывников не желают служить в Вооруженных Силах, значительная часть молодежи выражает желание покинуть родину (20% российских старшеклассников и студентов затрудняются ответить, в какой стране они хотели бы жить, а 31% участников опроса заявляют, что хотели бы жить не в России, а в другой стране).
В общественном сознании продолжают сохраняться устойчивые негативные стереотипы социального поведения: нигилистическое отношение к праву, низкая правовая культура и маргинальное правосознание. Отсюда и гражданская индифферентность, неисполнение законов, пренебрежение исполнением гражданского долга и конституционных обязанностей. Все это является следствием длительного периода идеологизированного воспитания молодых поколений, основанного на негативном отношении ко многим отечественным гражданско-патриотическим и духовно-нравственным традициям.
В сознании и действиях многих детей, подростков и молодых людей устойчивы такие негативные явления, как высокий уровень нигилизма, правового конформизма и правовой маргинализации, эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, отечеством.
Ситуация еще более усугубляется недостаточной развитостью гражданского общества, а также существующим кризисом семьи, низким уровнем правовой, психологической и духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, их некомпетентностью и небрежностью в вопросах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания своих детей. Зачастую это вызвано необоснованными ожиданиями патернализма от государства и перекладыванием на него такого воспитания.
Существенный вклад в развал гражданско-патриотического воспитания и умаление ценностей гражданственности и патриотизма на протяжении ряда лет вносило массовое распространение через прессу, телевидение, радио, Интернет, наружную рекламу пропаганды отрицательного или пренебрежительного отношения к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, в том числе к обязанности защиты государства, патриотизму, гражданственности, истории и традициям страны, пропаганды безнравственности, праздного образа жизни, насилия, преступности. Планомерно осуществлялась дискредитация гражданственности и патриотизма. И только сейчас ситуация стала постепенно меняться.
Можно привести немало реальных свидетельств того, что в ходе реализации социокультурной политики, осуществляемой совместными усилиями государства, общества и Церкви, отношение населения к прошлому и настоящему нашей родины становится более позитивным и однозначным. Это важно, так как в структуре сознания молодежи наиболее конструктивным является традиционное культурно-историческое понимание патриотизма как чувства любви к родине, ее истории, культуре, обычаям и традициям.
Когда мы говорим об истории, то часто сталкиваемся с совершенным незнанием нашими гражданами истории Государства Российского. Когда в 2005 году было принято решение о введении в качестве государственного праздника Дня народного единства, в день этого праздника, 4 ноября, я был в Нижнем Новгороде и тогда почувствовал, что нижегородцами он воспринимается органично, потому что в 1612 году призыв к спасению России прозвучал именно в Нижнем Новгороде.
Люди должны знать свою историю – это укрепляет их духовно, и мы должны учить истории тех, кто приходит к нам – и детей, и взрослых. Страна наша имеет тысячелетнюю историю, которая может нас многому научить.
Церковь, православная вера остается величайшей святыней для огромного большинства населения России и великой исторической силой, созидавшей Государство Российское. Ныне нам предоставлена возможность свободно совершать свое служение в общенациональном масштабе. Это не только поможет нашему народу выжить, но и будет способствовать его плодотворному творческому развитию.
О монастырях и монашествующих
По сложившейся многолетней традиции в ежегодном докладе Мы уделяем внимание вопросам жизни монастырей и монашествующих нашей Церкви.
Монашество – свет миру, идеал евангельской жизни во Христе. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «свет монахам – ангелы, а свет для мирян – монашеское житие». Но будет ошибкой разделять устремленность к Богу людей, живущих в миру, с той, которая присуща вставшим на путь иночества. Евангелие одно для всех. Божественная благодать изливается на каждого в той мере, в какой она востребована человеком, в какой она может быть им воспринята и возвращена Богу той любовью, на которую этот человек способен. Вопрос лишь в том, насколько мы отзываемся на призыв Бога, звучащий в нашем сердце, насколько мы готовы идти путем, к которому призывает нас Христос.
Аскетика, это «художество из художеств», по выражению святых отцов, свойственна христианству по самой его природе. Каждый из нас призван быть учеником Христовым: «Кто Мне служит, Мне да последует», – говорит Господь (Ин. 12, 26). Без усилия над собой, без внимательной каждодневной борьбы со страстями и немощами своей души, без преодоления своей духовной поврежденности, без очищения своего сердца от всякой скверны и нечистоты христианин не может состояться как гражданин Царства Небесного.
Бог не спасает нас без нас. В ответ на нашу готовность идти за Ним, на наше взыскание Бога и Его правды, Он дарует нам Свою помощь в несении жизненного креста, определенного каждому по его силе. В древности отцы Церкви хорошо понимали это, и в первые века христианства не было отдельных правил для монашествующих и мирян. Да и само понятие монашества возникло со временем, когда подвижники христианских общин достигли такой внутренней силы, что, почувствовав тленность всего земного, стали уходить в пустыни. Для них уже требовались другие, непонятные для мира подвиги, чтобы обрести глубокий внутренний мир и полное торжество духа над плотью.
Мы не раз отмечали в своих обращениях и докладах, что возрождение монашества в нашем отечестве в течение последних 15–20 лет на фоне общего подъема церковной жизни, чему мы все стали свидетелями, стало подлинным чудом, явленным нам по неизреченной милости Божией, дарованной нам, несомненно, по молитвам сонма новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которые, во благо употребив дар Божий, своей жизнью каждодневно свидетельствовали о Христе.
Как часто мы прилагаем много усердия, заботясь о внешнем – о земном благополучии, достатке, комфорте, материальном благосостоянии, да еще и оправдываем себя тем, что сейчас такое время – время прагматических интересов и арифметически исчисляемых ценностей. Но не время такое, а мы такие. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», – вот слова Христа, на века обращенные к каждому человеческому сердцу (Мф. 6, 33). Глубока ли в нас вера, если слову, изреченному Богом, мы не верны, поскольку упорно занимаемся земным в ущерб «единому на потребу» (см.: Лк. 10, 42)? Еще раз подчеркну, это сказано каждому христианину. Но, конечно, особая ответственность лежит на монашествующих.
Время, когда поруганные, истерзанные, разоренные монастыри десятками возвращались Церкви, отошло в прошлое. Заметно смягчилась острота первоочередных экономических и хозяйственных вопросов, продиктованных необходимостью обеспечения сколько-нибудь сносных бытовых условий для молодых (и по времени существования, и по возрасту поступавших) монашеских братств и сестричеств и возрождением богослужебной жизни. Сегодня епархиальные Преосвященные, прежде чем подать на рассмотрение Священного Синода прошение об открытии нового монастыря, тщательно готовят вопрос, заблаговременно заботятся о всестороннем созидании монашеской общины, в том числе и о тех условиях, в которых она будет совершать свое спасительное для мира служение. Когда пятнадцать лет назад государство возвращало Церкви храмы и обители, мы, следуя нашему священному долгу, принимали их с надеждой и верой, что Господь поможет поднять из руин наши национальные святыни ради молитв преподобных основателей и тех, кто подвизался в них до закрытия и страдальчески окончил свой земной путь. Принимали, не заботясь, как в них будут жить и во что одеваться. Сейчас ситуация иная.
В тех монастырях, которые уже перешагнули десяти-пятнадцатилетний рубеж своей новейшей истории, ныне нередко наблюдается несвойственная для монашеской жизни благодушная успокоенность. Но это не тот покой в Боге, когда монашествующие достигают внутреннего мира, которого так не хватает живущим в духовно изголодавшемся мире. И это не тот «дух мирен», которым «тысячи вокруг спасаются», по свидетельству преподобного Серафима Саровского. Это некая теплохладность, идущая от беззаботности установившейся материально-хозяйственной жизни, ее размеренности и относительно благополучной устроенности. Пропитанием обеспечены, кров над головой есть, купола храмов сияют вновь, как и прежде, колокола поднимаются на воссозданные звонницы, былое благолепие постепенно возвращается. Можно помолиться за богослужением, исполнить посильное послушание, почитать душеполезную литературу. Казалось бы, чего еще желать? И действительно, хвала тем настоятелям и настоятельницам, которые смогли проявить терпение, талант, находчивость, смекалку, а зачастую и смелость, и мужество, для того чтобы некогда поруганные святыни восстали из небытия и вновь радовали глаз.
Но жизнь монашествующих не сводится к простому пребыванию за монастырскими стенами. Это постоянное внутреннее напряжение, сердечное горение, это непрестанный труд преодоления своей «самости» и своеволия, всего того, что препятствует Богу сотворить обитель в сердце человека (см.: Ин. 14, 23). Это нескончаемый подвиг преображения своей души, жертвенного служения и любви. И если этого подвига, горения, напряжения душевных и духовных сил недостает, если это не воспитывается в новоначальных и не взращивается трудами начальствующих и духовно более опытных иноков и инокинь, то все внешнее благолепие теряет духовное наполнение, свою подлинную красоту. Заметим, что выдающийся ученый-энциклопедист ХХ века, религиозный философ и богослов священник Павел Флоренский называет красоту критерием правильности духовной жизни. Там истинная красота, где произрастает новая жизнь, жизнь в Духе. Самое время монашествующим задуматься над этим, постараться глубоко осознать смысл своего отречения от мира и ответственность перед Богом и ближними. Ответственность, поскольку «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).
Желающий подлинной монашеской жизни бежит не от житейских проблем, от не сложившейся жизни в браке или неустроенности в миру. В монастырь приходят не ради ограждения себя от мятежного житейского моря, от досаждающих бурь и треволнений мирского бытия, а по любви, по призванию, и только. Если в сердце не обретается ростков любви, если человек не способен быть наедине с Богом и не чувствует в себе глубокой потребности в уединенной молитвенной жизни, то говорить в таком случае о монашестве по меньшей мере преждевременно. Поэтому и существует в монастырской традиции длительный искус, когда человеку, пришедшему из мира, дается возможность оценить глубину собственных побуждений и принять, с Божией помощью, решение о готовности встать на трудный, тернистый путь монашеского делания и служения.
И этот искус надо проводить во всех монастырях. Поспешные постриги, как правило, не приводят к положительным результатам.
Слово «служение» мною использовано совсем не случайно. Монах – это человек не только умерший для мира, но и не принадлежащий себе. Он всецело вручен Божественной любви, он орудие в руках Божиих, которым любовь привносится в мир. Любовь же всегда сопряжена с жертвой и подвигом. На протяжении отечественной истории мы видим множество примеров тому, как монастырями и монашествующими являлась миру любовь. Это выражалось в традиции духовного окормления, православного старчества, в деятельном сострадании к неимущим, обездоленным и больным. Это проявлялось и в воинских подвигах русских иноков: вспомним святых схимонахов Андрея и Александра, которых Преподобный Сергий благословил на участие в битве с Мамаем. Вспомним о 16-месячной осаде Троице-Сергиевой лавры в Смутное время, когда обитель Преподобного стала прибежищем для исстрадавшегося под иноземным нашествием населения – женщин, стариков, детей. Для каждого в суровую годину находились не только слова утешения, духовная поддержка, но и хлеб насущный. Сколько раз в истории русские обители благотворили государству, обращались в неприступные для неприятеля крепости, в места жертвенного общественного служения! Отдавая зачастую последнее, они оставались только с молитвенным упованием на Бога, Его Пречистую Матерь и святых, которые не оставляли своих чад. Целые селения и города на Руси образовывались вокруг поначалу никому не известных тесных и убогих монашеских келлий великих подвижников Русской Церкви, которые являли собой свет миру, любовь и неземную красоту жизни во Христе. Стоит вспомнить только житие Преподобного Сергия Радонежского.
Являясь оплотом Православия, монастыри были школой правильного устроения земного бытия, верного образа жизни, школой патриотизма. Помня об этом, необходимо воспитывать в современных монашествующих настоящий патриотизм, любовь к отечеству. Все мы – сыновья и дочери своей родины, и ее беды и радости неотделимы от наших. Крайне важно, чтобы монашествующие верно понимали происходящее, внимательно и сострадательно относились ко всему, что происходит в жизни Церкви и общества, и, самое главное, подавали пример людям – тем, кто посещает святыни нашей Церкви.
Приходится отмечать, что если раньше обители помогали людям в их нуждах и заботах, то теперь, к сожалению, нередко встречаются монашествующие, которые добавляют проблем мирянам. Сколько раз поднимался вопрос об ИНН, но, невзирая на авторитетное богословское суждение, на неоднократно публиковавшиеся в церковной печати разъяснения позиции Церкви по этому вопросу, по сей день находятся иноки, в том числе и облеченные священным саном, которые ничтоже сумняшеся возлагают на прихожан и паломников «бремена неудобоносимые» – призывают их не брать заработную плату, не брать пенсию. А как же люди будут жить? Сами-то монахи, слава Богу, и питаются, и одеты, и крыша над головой есть. Вопрос об ИНН, российских паспортах, социальных электронных картах и прочих элементах современной цивилизации их самих касается мало. А вот у людей, которых они побуждают отказываться от этих нововведений, возникают реальные трудности и неразрешимые проблемы в повседневной жизни на работе и дома. Причем, я знаю монашествующих, которые сами не берут денег, не подписывают ведомости, но при этом просят у других. Так что же – те пускай погибают? А мы, мол, спасаться будем? Сколько лживости в таком подходе! Людям приходится увольняться, они не имеют возможности получить кредит в банке, оформить собственность, и так далее. Даже если считать, что каждый человек волен поступать по своей совести, все равно остается вопрос: неужели таковые иноки настолько сведущи в Священном Писании, неужели обладают таким духовным рассуждением, что уже и «знамения времен» (Мф. 16, 3) различают? Почему свое собственное мнение они ставят выше позиции Церкви? И где в таком случае жертвенная любовь к ближним? О сокрушенности сердца и смирении духа говорить уже и вовсе не приходится.
Каждому должно заниматься своим делом. Замечательные слова повторял преподобный Амвросий Оптинский приходившим к нему за наставлением и советом: «Знай себя, бойся себя, и будет с тебя». Беда, если монашествующие от своего прямого призвания быть светом миру скатываются к мирским делам и тем более к вопросам, выходящим за рамки их компетенции и церковного послушания. А это, в свою очередь, говорит о том, что при внешнем благочинии и наружном соблюдении церковной традиции внутренняя, духовная жизнь иноков остается где-то на периферии, за пределами сердца. Каждому монашествующему необходимо сосредоточенно наблюдать за состоянием своего сердца и воспитывать в себе дух подлинного иночества – «инаковости», непринадлежности к миру. Настоящий инок не отрицается божественного мира, ибо все, что Бог создал, «хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Монашество – это призвание, призвание Богом человека, который по своей свободной воле желает ангельского образа еще здесь, на земле, и поэтому отрицается того зла, в котором весь мир лежит (см.: 1 Ин. 5, 19).
Надо не смущать живущих в миру, не отягощать их ненужными, ничем не обоснованными «подвигами», а быть осмотрительными, внимательными, чуткими, отзывчивыми к их нуждам и печалям, снисходительными к их немощам. Ведь в современном мире, с его выхолощенной духовностью и ущербной нравственностью, так трудно тем, кто желает быть со Христом! Надо не калечить души, а врачевать, утешать людей, с любовью наставлять, исправлять «в духе кротости» и наблюдать за собой, чтобы самим не оказаться искушенными (см.: Гал. 6, 1). И главное, каждый день, ежечасно, всей своей жизнью подавать пример, как «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3).
Такова важнейшая задача монастырей и монашествующих. Трудность ее не только в достижении той духовной высоты, к которой они по призванию должны стремиться, но и в препятствиях от «духа мира сего», которые, к сожалению, проникают и за монастырские стены.
Апостол Павел, обращаясь к ученикам в Коринфе, пишет: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13–14). Пусть эти слова напечатлеваются в сердце каждого инока и каждой инокини наших многочисленных обителей.
О пастырском служении
Почти на каждом Епархиальном собрании мы касаемся болезненной для нас темы, которая до сих пор остается язвой на теле Церковном. Это невнимательность, равнодушие, душевная черствость, а иногда и грубость в отношении с прихожанами некоторых священнослужителей. Люди обращаются к священнику с просьбой выслушать их, побеседовать о том, что их волнует, беспокоит, тревожит, а священник часто, ссылаясь на занятость, отказывается их выслушать, посочувствовать, помолиться вместе с пришедшим к нему, утешить его или слушает невнимательно, рассеянно, равнодушно, перебивает рассказчика. Тем самым он проявляет неуважение или даже презрение к обратившемуся к нему человеку. А когда такого священника просят совершить требу, то он совершает ее либо формально, поспешно, либо находит повод уклониться от ее совершения.
Каждый трудящийся у нас в стране имеет право на два выходных дня и священник тоже. Но не на пять же дней в неделю отходить от своих прямых пастырских обязанностей!
В последнее время наметилась тенденция утилитарно-прагматического отношения к духовной жизни. Духовные советы, руководство и чуть ли не исповедь проводятся по Интернету, посылаются «духовные» sms-сообщения. Мы не отрицаем удобств интернет-связи, можно и нужно размещать в Интернете церковную информацию. В экстренных случаях люди пользуются «телефоном доверия», и это им помогает, а иногда даже спасает жизнь. Но никакой телефон и Интернет не могут заменить личного общения. Говорить о смысле жизни, о наболевших духовных проблемах, исповедоваться и молиться с помощью даже самых совершенных технических средств абсолютно неуместно и недопустимо. Исповедь как открытие тайн души, как совместное молитвенное предстояние перед Богом всегда должна проходить с глазу на глаз, в личном общении.
Видимо, для подобных священников дороже всего их личный покой и комфорт, ближе всего их собственная персона, которую не дай Бог обременить какой-либо просьбой. Откуда такая лень, холодность и черствость? Возникает вопрос: зачем такой священник принимал священный сан, если он не хочет исполнять свой прямой священнический долг – служить Богу и людям, если он не хочет быть духовным руководителем, наставником, любящим отцом для своих прихожан. Каждый священник в акте посвящения присягает на верность Христу Спасителю, который пришел в мир, как Он Сам сказал, «не для того... чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Он же призывает всех Своих последователей: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24).
Сегодня никто не требует от священника полного «отвержения себя», не требует отдавать свою жизнь за пасомых, хотя этот евангельский призыв остается в силе во все времена. Требуется гораздо меньшее – пожертвовать не собою, а чем-то своим: частью своего времени, вниманием, частицей своего душевного тепла. Это ведь не трудно сделать, и это приносит духовное удовлетворение и радость. Такой малый, но созидательный, творческий душевный труд создает общность, внутреннее единение, соборность Церкви. Неужели кого-то из пастырей так обуяли леность и эгоизм, что и это малое служение стало для них непосильным трудом?!
У подобных лжепастырей с душевной черствостью часто соседствуют и другие слабости и пороки: преувеличенное чувство собственной значимости, заносчивость и гордыня. Секулярный мирской дух самоутверждения, лидерства заменяет в их душе свойственное православным стремление смиренно служить другим, самопожертвование. Под предлогом обеспечения личных прав и свобод в их душе происходит размывание православного сознания и мирочувствия, диавольская подмена ценностей, когда высшее заменяется низшим.
Вспомним, что Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы низшее возвести к высшему, а не наоборот. Он принял человеческое естество, «зрак раба», чтобы его обожить и возвести на Небо. Простых галилейских рыбаков Он сделал святыми апостолами, учителями вселенной. Он претворил в Кане Галилейской воду в вино. Он победил смерть и даровал жизнь. Наконец, на Божественной литургии Он – «Приносящий и Приносимый» – вместе со Своим Отцом и Святым Духом ежедневно совершает великое чудо – пресуществляет хлеб и вино в Божественное Тело и Кровь Господню. Священнику должно быть ясно, что когда он не в теории, а на жизненной практике абсолютные ценности – высшую Божию правду, Божие добро и любовь подменяет низшим – самоугождением, леностью, корыстолюбием, двоедушием, небрежением о пасомых, то он поступает антилитургийно, противобожественно.
Оборотной стороной невнимательности, душевной черствости является явное или скрытое, и чаще всего из корыстных мотивов, человекоугодничество, низкопоклонство, заискивание перед богатыми или власть имущими людьми. К одним относятся со всей канонической строгостью и принципиальностью, а к другим, в ком особо заинтересованы, – со снисходительностью, с преступным попустительством к их недостаткам, фактически потакая их порокам и грехам. Двойные стандарты везде предосудительны, так как несправедливы, но в области морали они просто отвратительны. Это мерзость перед Богом.
Подлинные христианские доброта и любовь, спасительные для человека, всегда чисты, бескорыстны, жертвенны и вместе с тем строги и требовательны. Но нередко такая действенная спасительная любовь подменяется греховной душевностью, неискренней и корыстной, когда говорят то, что человек хочет услышать, что ласкает его слух и самолюбие, а не то, что является истиной. Лживая, расслабляющая, потакающая пороку душевность духовно вредна, не спасительна, она порочит священнослужителя и Церковь, которую он представляет. Снисходительным и милостивым нужно быть не к греху и порокам, а к человеку, который кается в своих грехах и стремится к исправлению своей жизни.
Погружаясь в повседневные заботы о материальных благах, такие священники забывают свой пастырский долг и свою пастырскую присягу жить скромно, благочестиво, внешне ничем не выделяться, не превозноситься перед прихожанами. Но не надо и лжесмиренничать, быть неискренним, двоедушным, не надо заискивать, льстить ради каких-либо сиюминутных выгод. Ни гордость, ни низость не создают привлекательного образа, не приводят людей к Церкви. Напротив, они вызывают осуждение и отторжение от веры. Тлетворный мирской дух стяжательства, плотских удовольствий и развлечений развращающе действует на священников. Однако уродливое низкопоклонство, заискивание, неискренняя угодливость противны здоровому нравственному чувству. Надо сохранять пастырское достоинство и не ронять высокую честь православного священнического служения. Перечисленными греховными слабостями и недостойным поведением наносится урон не только лично священнику, но и всей Церкви, ее святости, единству и соборности. Только там, где есть братское искреннее единство веры, единство общей благодатной жизни, единство чистой, целомудренной святой любви создается единый, целостный нравственно здоровый, сильный организм Церкви, тело Христово, которое растет, совершенствуется и развивается.
Заповедь взаимной любви, заповедь быть всем слугою и повеление апостолов «плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15) призывают христианина и тем более пастыря быть в тесном единении с соотечественниками и служить им всем тем богатством и силою, которыми обладает Святая Церковь.
В связи с этим хотелось бы коснуться еще одной важной проблемы. Все священнослужители, начиная от епископа, должны дорожить единством Церкви. Иногда, озабоченные той или иной проблемой, реально или мнимо существующей, некоторые священнослужители избегают соборного ее обсуждения и решения. Они думают, что если их идеи будут озвучены в прессе, станут достоянием Интернета, это в большей степени будет способствовать оздоровлению церковной жизни. Но вот что замечаешь: подобные выступления в СМИ содержат гораздо более резкие, чем во внутрицерковных дискуссиях, не способствующие взаимопониманию формулировки и оценки. Любое печатное слово, сказанное сгоряча, может долго, иногда годы, сеять раздор, вносить отчуждение между православными. Враг нашего спасения пытается через слишком доверчивых людей подорвать церковный мир и единство, а любая церковная смута изживается тяжело.
Поэтому всеми силами необходимо беречь религиозно-нравственные основы жизни, сохраняя их в чистоте и неповрежденности от всяких приражений, греховных искажений, подмен и нападок врагов видимых и невидимых. В наше смутное время это основная задача православной иерархии. Это и исторический завет наших благочестивых предков, и постоянный призыв Божий. Надо хранить двери нашей души, нашей совести затворенными от духовных татей – соблазнов, пороков и страстей, которые приходят, чтобы украсть, убить и погубить. Христос Спаситель приходит к Своим ученикам через затворенные двери и приносит преизбыточествующую жизнь, мир и духовную радость. Религиозно-нравственные христианские идеалы и благочестивый настрой души – это евангельская соль, предохраняющая мир от духовной порчи. Соль не должна обуять, потерять свои спасительные свойства. Она не может быть ничем заменена. Иначе нам грозит неминуемая духовная порча и гибель, а вслед за ней – и физический распад, и смерть.
О преподавании ОПК в московских школах
Нами не раз говорилось о праве каждого гражданина России изучать по выбору основы своей религиозной культуры в общеобразовательной школе. Для многих жителей нашей страны православная культура представляется краеугольным камнем в деле возрождения России.
Я думаю, что все вы давно уже слышали о том, что в течение последних лет мы ставим вопрос о преподавании основ православной культуры не факультативно, а как обязательного учебного предмета, введенного в программу школьного образования. Несколько дней тому назад по инициативе Министерства образования в Калуге проходила большая конференция, посвященная этой теме. В рекомендациях, которые были там приняты, признается необходимость введения курса основ православной культуры для детей, чьи родители хотят воспитывать их на основах Православия. Для тех, кто исповедует иные религии, должны быть введены учебные курсы основ тех вероисповеданий, которых придерживаются родители. А для тех, кто не верит в Бога и не принадлежит ни к каким религиозным направлениям, – основы нравственной этики.
В компонент образования, который будет принят с 1 сентября 2009 года, заложено духовное и нравственное воспитание. Академии образования поручено разработать вместе с представителями Русской Православной Церкви компонент «Основ православной культуры». В тех областях России, где уже осуществляется преподавание основ православной культуры, администрацией Президента дано указание, чтобы оно по-прежнему продолжалось, до принятия компонента в 2009 году. Это необходимо не только современной российской школе, но и всему российскому обществу.
В связи с этим хочу сказать об одном мифе, который усиленно пытаются внедрить в общественное сознание. Одним из важнейших аргументов против введения основ Православия в школах является утверждение, что Россия – всего лишь полиэтническое и поликультурное сообщество граждан, в котором нет национального большинства или меньшинства. И это в стране, где около 80% составляет русское население!
Мы надеемся на скорейшую разработку Российской академией образования образовательных стандартов нового поколения, которые будут включать упомянутую образовательную область. Во многих регионах России конституционный принцип светскости государства не препятствует взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями в области образования вообще и преподавания ОПК в частности. Дело, конечно, как всегда в людях, а не в «букве закона». Однако столичные школы по-прежнему опасаются сближения с православной культурой. Лишь немногие из них, в большинстве своем негосударственные, идут на «смелый эксперимент», вводя пугающий многих московских чиновников от образования предмет. Надеемся, что новый руководитель Департамента образования города Москвы, в отличие от своей предшественницы, займет конструктивную позицию, свойственную людям, руководствующимся государственными интересами.
О православных школах города Москвы
Число православных общеобразовательных учреждений Москвы растет. Общее количество школ, лицеев и гимназий, действующих по Нашему благословению в Москве и Подмосковье, в истекающем году приблизилось к тридцати. Всего в них обучается более трех с половиной тысяч детей. Все эти учебные заведения разные, у каждого из них своя специализация, своя образовательная политика. Мы очень ценим это, понимая, что образование в христианской традиции всегда представлялось творческим процессом – как со стороны учащих, так и со стороны учащихся. И какие-либо клише и «типовые наработки» не должны отодвигать на второй план творческую личность, делать учителя и тем более ученика лишь «винтиком» в образовательном механизме. Следует отдать должное заслугам тех клириков и мирян столицы, кто связал свое служение с учительством. Мы понимаем, что это не просто энтузиасты своего дела, но настоящие подвижники, чьи усилия вознаградит Всемилостивый Мздовоздаятель.
Конечно, в этом благом деле много сложностей. Многие из них связаны со спецификой православной педагогики, немыслимой без воспитания и духовного окормления учащихся. Но есть и типовые для большинства православных школ Москвы, вполне прозаические проблемы. К ним в первую очередь относится весь комплекс вопросов, связанных с имущественным статусом зданий и помещений, в которых расположены православные учебные заведения. В большинстве своем эти здания находятся в городской собственности, и размещение в них учебных заведений возможно только на основании договора аренды. Мы надеемся на то, что добрые отношения, сложившиеся между властями столицы и Русской Православной Церковью в сфере образования и воспитания юных москвичей, помогут разрешить и эти вопросы.
В свое время правительство Москвы предоставило льготы по арендной плате православным учебным заведениям. Столь необходимая поддержка позволила практически снять угрозу закрытия многих православных школ, лицеев и гимназий. Хотелось бы надеяться, что руководство Москвы заинтересовано в дальнейшем укреплении и развитии системы православного образования. Достижению этих целей может послужить передача православным учебным заведениям арендуемых ими зданий с прилегающими земельными участками на 25 лет в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду с символической платой за квадратный метр на весь срок аренды.
Принятие правительством Москвы такого решения позволит радикально повысить устойчивость не только действующих православных школ, лицеев, гимназий, но и вузов, а также создаст благоприятную ситуацию для привлечения благотворительных средств, столь необходимых сегодня для ремонта и оборудования учебных зданий.
Об оформлении земельных участков и храмовых строений
в церковную собственность
На прошлом ежегодном собрании московского духовенства Нами говорилось об оформлении храмовых зданий, а также земельных участков, на которых находятся храмовые и монастырские комплексы, в церковную собственность. Сейчас в нашей стране государством передано верующим большинство некогда поруганных православных храмов. Это особенно заметно в Москве. Однако храмы, находившиеся в церковной собственности на протяжении многих столетий, переданы Церкви лишь в пользование. Это же относится к земельным участкам, на которых они расположены.
Земельный кодекс РФ, вступивший в силу 30 октября 2001 года, предусматривает право религиозных организаций на бесплатное получение в собственность земельных участков, на которых расположены храмовые здания, находящиеся в собственности соответствующей религиозной организации. Можно с полной уверенностью утверждать, что Русская Православная Церковь на протяжении всей отечественной истории, за исключением советского периода, была «эффективным собственником» по отношению к своей недвижимости и земле. Поэтому Нами не раз выражалась надежда на то, что в ближайшее время справедливость восторжествует, и нашей Церкви будут возвращены принадлежавшие ей до 1917 года земли с расположенными на них храмовыми и монастырскими комплексами, и что процесс этот начнется с нашей первопрестольной столицы.
В Москве пока еще нет специального закона о безвозмездной передаче в собственность религиозных организаций находящегося в городской собственности церковного имущества. Поэтому все наши надежды на восстановление исторической справедливости в отношении церковной собственности связаны с решением этого вопроса на федеральном уровне.
В связи с этим Нами проведены необходимые переговоры о переоформлении в федеральную собственность храмов-памятников федерального значения, расположенных на территории Москвы и зарегистрированных как собственность города. Российская Федерация обязуется обеспечить федеральное финансирование работ по восстановлению и реставрации этих храмов с последующей передачей их в собственность Церкви вместе с земельными участками, на которых они расположены.
Следует отметить, что федеральное законодательство предусматривает возможность передачи находящихся в федеральной собственности храмов, домов причта и другого церковного имущества как в безвозмездное пользование, так и в собственность религиозных организаций. Вместе с тем закон не устанавливает обязанности государства передать Церкви незаконно изъятое в годы советской власти имущество. Поэтому начавшийся процесс передачи церковного имущества в собственность приходов и монастырей идет медленно.
Для того чтобы обеспечить имущественные права Церкви, Правительство России совместно с Московской Патриархией разрабатывает проект федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, который в следующем году будет рассматриваться Государственной Думой Российской Федерации. Этот федеральный закон установит единый порядок передачи церковного имущества, которым будут руководствоваться не только федеральные органы, но и московские власти.
Новый закон обяжет государственные органы Российской Федерации и Москвы передать религиозным организациям соответствующее имущество при наличии письменных обращений религиозных организаций. Поэтому случаи отказа в передаче будут практически исключены.
Бюджетное законодательство предусматривает выделение средств из государственного бюджета на реставрацию храмов, которые являются памятниками архитектуры и находятся в государственной собственности. Вместе с тем на федеральном уровне прорабатывается вопрос о сохранении бюджетного финансирования реставрационных работ и в случае передачи объектов реставрации в собственность Церкви.
Получив в собственность храмы и иную недвижимость религиозного назначения, приходы и монастыри смогут переоформить в собственность земельные участки, которые в настоящее время находятся в постоянном (бессрочном) пользовании. Срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей продлен до 1 января 2010 года.
Закон не устанавливает штрафных санкций за неисполнение религиозными организациями обязанностей по переоформлению прав на землю. Поэтому большинство приходов и монастырей Московской епархии не переоформляют имеющиеся у них государственные акты.
В августе сего года в приходы и монастыри Московской епархии обратились представители коммерческой организации ООО «Центр оценки собственности» с требованием предоставить всю документацию на храмы, являющиеся памятниками архитектуры, в целях страховой оценки храмов. По Нашему ходатайству страхование московских храмов в ближайшее время осуществляться не будет. Поэтому религиозным организациям не следует подписывать какие-либо документы и договоры, предусматривающие обязанность уплачивать или компенсировать городу страховые платежи.
О годовых отчетах
Завершается очередной год нашей церковной приходской жизни. Всем приходам, монастырям, монастырским и Патриаршим подворьям в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви надлежит подвести итоги и представить на Наше имя годовой отчет. В этот раз для сдачи годовых отчетов Мы посчитали необходимым определить период с 1 по 29 февраля.
Как и в прошлые годы, для удобства составления отчета подготовлен вопросник новой формы, более удобный для компьютерной обработки, по которому следует дать исчерпывающие ответы, что не исключает отчета и на письменных носителях.
Каждый такой отчет до представления в Московскую Патриархию и благочинному округа должен быть утвержден на заседании Приходского собрания. В Патриарших подворьях он должен быть обсужден активом подворий с участием Ревизионной комиссии, которые следует при этом проинформировать о проблемах, обсуждаемых на Епархиальном собрании.
Во всех храмах города Москвы Нами благословляется провести заседания Приходских собраний по принятию и утверждению годового отчета, штатного расписания и плана работ на 2008 год. В случае возникновения необходимости провести изменения в составе Приходского собрания или руководства прихода надлежит заранее подать письменное прошение, чтобы на данное собрание был направлен благочинный округа.
Как и в прошлом году, при сдаче отчетов бухгалтерия Московской Патриархии не будет выверять их, а будет ставить отметку, что отчет принят. Проверкой же правильности составления бухгалтерского отчета будет заниматься Ревизионная комиссия Епархиального совета.
Приходы, в которых Ревизионная комиссия Епархиального совета в результате проверок выявила недостатки, до сдачи годового отчета должны получить отметку Ревизионной комиссии, свидетельствующую, что эти недостатки устранены. Это же касается приходов, не сделавших надлежащих отчислений на общецерковные нужды.
Как сообщает Нам бухгалтерия Московской Патриархии, значительная часть взносов на общецерковные нужды от храмов Москвы в текущем году поступила в Патриархию только в IV квартале, непосредственно перед Епархиальным собранием, что значительно осложняло работу бухгалтерии в продолжение всего года.
Кроме того, при сдаче отчетов в Московскую Патриархию всем приходам надлежит предъявить для освидетельствования и отметки Богослужебный журнал за 2007 год и метрические книги (запись крещений, венчаний, отпеваний).
В течение последних двух лет представитель кадровой службы Патриархии посетил более 140 приходов и подворий Москвы, знакомясь с состоянием дел по соблюдению трудовых прав работников Церкви в соответствии с требованиями главы 54 Трудового кодекса РФ об «Особенностях регулирования труда работников религиозных организаций». Основной причиной этих посещений являлась необходимость научить администрацию храмов правильному ведению кадровых дел с целью приведения их к единообразию в соответствии с требованиями законодательства. Практика показала, что именно непосредственная работа на каждом приходе дает положительный результат. Все меньше вопросов по трудовому законодательству возникает у администрации, и конфликт на этой почве стал редкостью. Патриархия и в дальнейшем будет проводить необходимую консультационную работу, а также повторно направлять своих представителей в те приходы, где было выявлено больше всего недостатков.
На прошлых собраниях Мы уже призывали к тому, чтобы в каждой приходской библиотеке, в библиотеке каждой воскресной школы была «Православная энциклопедия». Думаю, что это уникальное издание не будет лишним и в личной библиотеке каждого священнослужителя. В приходских же библиотеках «Православная энциклопедия» должна быть в обязательном порядке. При посещении Нами храмов и обителей Мы будем проверять, прислушались ли священнослужители к Нашему призыву.
* * *
Сегодня мы коснулись многих проблем жизни Церкви и нашего отечества в прошедшем 2007 году, упомянули и о многих недостатках в церковноприходской жизни нашего первопрестольного града Вспомнили и об опыте наших предшественников и собратьев, их героизме и жертвенности в революционные и послереволюционные годы.
По милости Божией нам дано жить и совершать служение в совершенно иное время, когда Церковь не терпит тех напастей, которые ей пришлось пережить в прошедшие восемьдесят лет. Однако враг рода человеческого не дремлет и поныне. Врата адовы отверсты и всегда намерены поглотить Церковь Божию. О существующих на нынешнее время опасностях для Церкви и народа нашего Мы уже кратко сказали в сегодняшнем докладе.
Надеюсь, что каждый пастырь подведет для себя итоги своей деятельности в уходящем году: что он сделал и делает, чтобы уберечь стадо Христово от опасностей, могущих погубить его.
Сейчас особый период в жизни Церкви. Внимательный глаз заметит, сколько новых людей приходит в храмы и с какими трудностями сталкивается современный не воцерковленный с детства человек при восприятии церковных чинопоследований. Очень тяжело преодолевается проблема массового невежества людей в основах веры. Задача пастыря – раскрыть богатство нашего православного богослужения, открыть человеку истинное знание о Боге, Его любви к нам и Его жертве за нас.
Когда я говорил о пастырях, об их частой невнимательности, грубости, то конечно же это относилось и к людям, стоящим за «свечным ящиком», и еще в большей степени. Потому что часто за «свечным ящиком» стоят церковные работники, которые не понимают, какова степень духовного невежества людей, впервые перешагнувших порог храма. Они не относятся к этим людям с любовью, со вниманием. А ведь они должны быть первыми миссионерами в Церкви. От них во многом зависит, останется человек в храме или нет.
Бездействие и безразличие пастыря в вопросе духовного руководства или самочиние, проявляемое священнослужителем, может привести к тому, что он, как слепой поводырь, угодит в «духовную яму» вместе с теми, кого ведет. Примеры тому мы сегодня уже приводили.
В завершение я хочу поздравить всех вас с наступающим Новолетием, грядущим великим спасительным праздником Рождества Христова и молитвенно пожелать, чтобы радость праздника подвигала бы вас к большему совершенству.
Благодарю архипастырей, пастырей, настоятельниц и наместников, членов Приходских советов за труды, которые они несли в течение прошедшего года, а также за проявленное сегодня терпение и внимание к Нашему докладу. 426
Надеемся, что воспоминания о вере и жертвенности наших предшественников подвигнут всех нас к преодолению тех опасных явлений, которые еще встречаются в жизни нашего православного народа и с которыми необходимо бороться.
Как и наши предшественники, мы находимся на переднем краю духовного фронта и боремся за величайшую победу веры над неверием, добра над злом. Памятуя об этом, Мы вновь и вновь призываем всех архипастырей и пастырей быть достойными воинами Христа Спасителя, дорожить нашим высоким христианским званием и тем благодатным временем, в которое мы живем. При постигающих же нас напастях будем помнить неложное обетование Христа Спасителя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (кондак Вознесения Господня).
С наступающим праздником Рождества Христова и Новым годом поздравляю всех вас! Помогай всем вам Господь в ваших трудах.
Пением молитвы «Достойно есть» собрание завершилось. 171
|