№ 8 (309) апрель-май 2005
Патриарх
К 60-летию победы в Великой Отечественной Войне Преосвященные Архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры! От всего сердца поздравляю вас со знаменательным юбилеем — 60-й годовщиной Победы нашего народа в Великой Отечественной войне! |
Церковь и общество
Победа с верой в душе В истории нашей страны, насыщенной весьма бурными и значительными событиями, были периоды, которые не укладываются в рамки обычных календарных измерений. По своей значимости, по мощи выражения национального духа, по величию свершенных дел эти годы равны десятилетиям. Таким периодом была Великая Отечественная война. Именно поэтому для всех россиян на протяжении вот уже шестидесяти лет 9 мая — это праздник национального духа и боевой славы. |
С именем Димитрия Донского Церковь в период войны не ограничивалась духовной и моральной поддержкой защитников Отечества, но оказывала и материальную помощь армии. Во всех приходах был организован сбор пожертвований на нужды обороны. На собранные средства были созданы танковая колонна имени князя Димитрия Донского и эскадрилья имени Александра Невского. Одновременно по храмам шли сборы и на другие нужды: на теплые вещи для фронтовиков, на подарки им к праздникам, на уход за инвалидами войны и на воспитание детей военнослужащих. |
Церковь и война. Хроника 1941 года В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, хотя отношение советской власти к Церкви оставалось противоречивым. Скупые факты нуждаются в комментариях, но если соединить с ними живые свидетельства ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души. И это духовное пробуждение не смогла игнорировать даже богоборческая власть. |
Церковь и война. Хроника 1942 года Январь — продолжается церковно-просветительская работа на оккупированных территориях. Богослужения из Смоленского кафедрального собора записывалось и транслировалось по радио на многие районы России и Белоруссии. |
Церковь и война. Хроника 1943 года Начало 1943 года — за два года оккупации на территории, занятой германскими войсками, было открыто около 10 тысяч храмов. Только на территориях Ленинградской, Новгородской и Псковской областей было открыто 470 храмов, Курской области — 332 храма, Ростовской области — 243 храма, Краснодарского края — 229 храмов, на территории Украины было открыто около 5400 храмов. При наступлении Красной армии храмы, которые были открыты на оккупированной немцами территории, в большинстве случаев уже не закрывались, и лишь небольшое число священнослужителей, остававшихся на своих приходах после отступления германских войск, было репрессировано. |
Церковь и война. Хроника 1944 года Январь — председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов представил в правительство проект закона «О положении церкви в СССР», а позднее, совместно с Советом по делам религиозных культов, — предложения о разработке и принятии нового закона СССР о вероисповеданиях. Однако закон так и не был принят. Сталинское руководство не хотело связывать себя письменными обязательствами в отношениях с Церковью.
|
Церковь и война. Хроника 1945 года 1945
31 января — в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян, а также несколько восточных патриархов и представители ряда поместных Церквей. Архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) государственные власти не позволили участвовать в Соборе.
|
Праздники и юбилеи
Святыни
Храмы в память о войне Традиция ставить храмы в честь побед российского воинства пошла со времени Димитрия Донского. Почему именно храмы? Потому, что всякая победа — это не только торжество воинской доблести и героизма, но одновременно и печаль по солдатам, не вернувшимся с поля битвы. А тех, кто отдал за победу самое дорогое — свою жизнь, надо непременно помнить и поминать в молитвах. Сегодня мы рассказываем о храмах, возведенных в память о победе нашего народа в Великой Отечественной войне. |
История
Церковь и советские военнопленные Судьба советских военнопленных в годы Второй мировой войны составляет одну из самых трагичных страниц нашего прошлого. Многие десятилетия этот вопрос обходился молчанием или рассматривался с тенденциозных позиций, подчиненных требованиям коммунистической пропаганды. Лишь в последние двадцать лет этот вопрос стал, наконец, предметом объективного и нравственно взвешенного исследования. Одним из «белых пятен» в военной и исторической литературе остается участие Русской Православной Церкви в судьбе военнопленных. В отечественной церковно-исторической литературе эта тема не находила до последнего времени сколько-нибудь заметного отражения в связи с тем, что наибольшую помощь советским военнопленным оказывали представители Русской Православной Церкви Заграницей |
Из записок рядового 9 мая 1945 года. У Гданьска Есть дни, которые на всю жизнь остаются в памяти с мельчайшими подробностями. Таким днем для всех, переживших Отечественную войну, был день 9 мая 1945 года. Я его встречал в дельте реки Вислы, недалеко от Гданьска. Многочисленные протоки реки здесь текут в дамбах, и уровень воды бывает выше полей и полотна дорог — Голландия в миниатюре. Дамбы и многочисленные водные преграды удобны для обороны и очень трудны для наступающих.
|
Крупным планом
На войне не было атеистов Монахиня Адриана (Малышева) добровольно ушла на фронт, всю войну была разведчицей. Участвовала в боях под Москвой, в Курской и Сталинградской битвах. После победы еще четыре года работала в Германии с пленными. Затем окончила авиационный институт и попала в конструкторское бюро С.П. Королева. Сейчас монахиня Адриана живет на подворье Пюхтицкого монастыря, где мы встретились и побеседовали с ней. |
Судьбы поколения победителей Один из первых воинов -десантников сразу после войны поступил в духовную семинарию.1947 году, после демобилизации, бывший гвардии рядовой еще в военной гимнастерке, галифе и кирзовых сапогах, с вещевым мешком за плечами приехал в Москву поступать в открывшийся Богословский институт, который находил-ся тогда в стенах Новодевичьего монастыря. Затем были долгие годы церковного служения в различных храмах Москвы. Протоиерей Анатолий Новиков отличался особым даром организатора церковно-приходской жизни. По характеру он был человеком прямым, откровенным и простым в общении. Добрая память о нем осталась во многих московских храмах.27 лет он достойно нес послушание благочинного Преображенского округа г. Москвы. |
Выставки и конференции
Патриарх
К 60-летию победы в Великой Отечественной Войне Преосвященные Архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры! От всего сердца поздравляю вас со знаменательным юбилеем — 60-й годовщиной Победы нашего народа в Великой Отечественной войне! |
Церковь и общество
Победа с верой в душе В истории нашей страны, насыщенной весьма бурными и значительными событиями, были периоды, которые не укладываются в рамки обычных календарных измерений. По своей значимости, по мощи выражения национального духа, по величию свершенных дел эти годы равны десятилетиям. Таким периодом была Великая Отечественная война. Именно поэтому для всех россиян на протяжении вот уже шестидесяти лет 9 мая — это праздник национального духа и боевой славы. |
С именем Димитрия Донского Церковь в период войны не ограничивалась духовной и моральной поддержкой защитников Отечества, но оказывала и материальную помощь армии. Во всех приходах был организован сбор пожертвований на нужды обороны. На собранные средства были созданы танковая колонна имени князя Димитрия Донского и эскадрилья имени Александра Невского. Одновременно по храмам шли сборы и на другие нужды: на теплые вещи для фронтовиков, на подарки им к праздникам, на уход за инвалидами войны и на воспитание детей военнослужащих. |
Церковь и война. Хроника 1941 года В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, хотя отношение советской власти к Церкви оставалось противоречивым. Скупые факты нуждаются в комментариях, но если соединить с ними живые свидетельства ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души. И это духовное пробуждение не смогла игнорировать даже богоборческая власть. |
Церковь и война. Хроника 1942 года Январь — продолжается церковно-просветительская работа на оккупированных территориях. Богослужения из Смоленского кафедрального собора записывалось и транслировалось по радио на многие районы России и Белоруссии. |
Церковь и война. Хроника 1943 года Начало 1943 года — за два года оккупации на территории, занятой германскими войсками, было открыто около 10 тысяч храмов. Только на территориях Ленинградской, Новгородской и Псковской областей было открыто 470 храмов, Курской области — 332 храма, Ростовской области — 243 храма, Краснодарского края — 229 храмов, на территории Украины было открыто около 5400 храмов. При наступлении Красной армии храмы, которые были открыты на оккупированной немцами территории, в большинстве случаев уже не закрывались, и лишь небольшое число священнослужителей, остававшихся на своих приходах после отступления германских войск, было репрессировано. |
Церковь и война. Хроника 1944 года Январь — председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов представил в правительство проект закона «О положении церкви в СССР», а позднее, совместно с Советом по делам религиозных культов, — предложения о разработке и принятии нового закона СССР о вероисповеданиях. Однако закон так и не был принят. Сталинское руководство не хотело связывать себя письменными обязательствами в отношениях с Церковью.
|
Церковь и война. Хроника 1945 года 1945
31 января — в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян, а также несколько восточных патриархов и представители ряда поместных Церквей. Архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) государственные власти не позволили участвовать в Соборе.
|
Праздники и юбилеи
Святыни
Храмы в память о войне Традиция ставить храмы в честь побед российского воинства пошла со времени Димитрия Донского. Почему именно храмы? Потому, что всякая победа — это не только торжество воинской доблести и героизма, но одновременно и печаль по солдатам, не вернувшимся с поля битвы. А тех, кто отдал за победу самое дорогое — свою жизнь, надо непременно помнить и поминать в молитвах. Сегодня мы рассказываем о храмах, возведенных в память о победе нашего народа в Великой Отечественной войне. |
История
Церковь и советские военнопленные Судьба советских военнопленных в годы Второй мировой войны составляет одну из самых трагичных страниц нашего прошлого. Многие десятилетия этот вопрос обходился молчанием или рассматривался с тенденциозных позиций, подчиненных требованиям коммунистической пропаганды. Лишь в последние двадцать лет этот вопрос стал, наконец, предметом объективного и нравственно взвешенного исследования. Одним из «белых пятен» в военной и исторической литературе остается участие Русской Православной Церкви в судьбе военнопленных. В отечественной церковно-исторической литературе эта тема не находила до последнего времени сколько-нибудь заметного отражения в связи с тем, что наибольшую помощь советским военнопленным оказывали представители Русской Православной Церкви Заграницей |
Из записок рядового 9 мая 1945 года. У Гданьска Есть дни, которые на всю жизнь остаются в памяти с мельчайшими подробностями. Таким днем для всех, переживших Отечественную войну, был день 9 мая 1945 года. Я его встречал в дельте реки Вислы, недалеко от Гданьска. Многочисленные протоки реки здесь текут в дамбах, и уровень воды бывает выше полей и полотна дорог — Голландия в миниатюре. Дамбы и многочисленные водные преграды удобны для обороны и очень трудны для наступающих.
|
Крупным планом
На войне не было атеистов Монахиня Адриана (Малышева) добровольно ушла на фронт, всю войну была разведчицей. Участвовала в боях под Москвой, в Курской и Сталинградской битвах. После победы еще четыре года работала в Германии с пленными. Затем окончила авиационный институт и попала в конструкторское бюро С.П. Королева. Сейчас монахиня Адриана живет на подворье Пюхтицкого монастыря, где мы встретились и побеседовали с ней. |
Судьбы поколения победителей Один из первых воинов -десантников сразу после войны поступил в духовную семинарию.1947 году, после демобилизации, бывший гвардии рядовой еще в военной гимнастерке, галифе и кирзовых сапогах, с вещевым мешком за плечами приехал в Москву поступать в открывшийся Богословский институт, который находил-ся тогда в стенах Новодевичьего монастыря. Затем были долгие годы церковного служения в различных храмах Москвы. Протоиерей Анатолий Новиков отличался особым даром организатора церковно-приходской жизни. По характеру он был человеком прямым, откровенным и простым в общении. Добрая память о нем осталась во многих московских храмах.27 лет он достойно нес послушание благочинного Преображенского округа г. Москвы. |
Выставки и конференции
|
|