№ 6 (307) март-апрель 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Церковь в годы войны

24 марта состоялась церковно-общественная конференция «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война». Конференция проводилась в рамках мероприятий, посвященных празднованию 60-летия победы в Великой Отечественной войне, и призвана выявить подлинную роль Церкви в истории войны и ее вклад в дело победы.

В работе форума участвовали военные и церковные историки, ученые и архивисты из научных центров России, Украины, Белоруссии, ветераны войны, в том числе священнослужители, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны и, в частности, служившие в танковой колонне «Димитрий Донской» и в эскадрилье «Александр Невский». Как известно, эти танки и самолеты были созданы на деньги миллионов православных верующих нашей страны.

Перед началом форума в Свято-Даниловом монастыре была отслужена панихида по погибшим воинам.

Открыл работу конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Годы Великой Отечественной войны — годы духовного возрождения нашего народа после долгих лет господства безбожного режима», — отметил Предстоятель. Причиной духовного подъема, по мнению Патриарха, было «массовое религиозное воодушевление, охватившее многих наших соотечественников, отошедших от Церкви в годы гонений или же с рождения насильственно лишенных возможности духовного окормления, а теперь вступающих в церковную ограду, возвращающихся в Отчий Дом». До настоящего времени историки в недостаточной мере отдавали себе отчет в этом. Патриарх напомнил, что уже в самом начале войны «Церковь в лице местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия благословила защитников Отчизны, благословила грядущий общенародный подвиг», и затем на протяжении всех военных лет священноначалие, духовенство и миряне вносили свой посильный вклад в дело борьбы с врагом.

По мнению выступившего на конференции полпреда Президента России в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко, Великая Отечественная война показала, что атеистическая идеология не способна вдохновить народ на борьбу с врагом. «Согласно ныне действующей Конституции, религиозные организации отделены от государства. Но Русская Православная Церковь выполняла и выполняет одну из важнейших социальных и миротворческих функций. Это должен принимать во внимание каждый государственный и общественный деятель вне зависимости от его взглядов и религиозных убеждений», — сказал Г.Полтавченко. Он напомнил, что в день начала войны первым, кто обратился к русскому народу, был местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий. В проповедях в годы войны, отметил Г.Полтавченко, разъяснялось учение Церкви о войне, о подвиге воинов, патриотизме, собирались пожертвования для фронта. «Не случайно, что во время войны изменились церковно-государственные отношения. Подвиги Церкви уже не могли не получить признание — они были слишком очевидны. Церкви было разрешено созвать Поместный собор, избрать Патриарха, разрешено снова открывать храмы, монастыри и духовные школы», — отметил полпред.

Большой интерес вызвало выступление церковного историка, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова «РПЦ и советские военнопленные в 1941—45 годах», посвященное деятельности Церкви на оккупированной территории. «Германское командование не разрешало помогать советским военнопленным, интернированным на территорию Германии, однако священникам удавалось порой договариваться с лагерной администрацией», — отметил в своем выступлении Георгий Митрофанов.

Доктор исторических наук Михаил Шкаровский (Центральный государственный архив Санкт-Петербурга) подробно рассказал о деятельности священнослужителей в период блокады Ленинграда.

Великая Отечественная война «пробудила религиозные чувства» среди представителей командовании Советской Армии — об этом говорил в своем выступлении контр-адмирал Юрий Нуждин. Он напомнил, что «начальник Генерального штаба маршал Шапошников носил всегда на себе нательный крест, а в машине маршала Жукова постоянно находилась Казанская икона Богоматери». Маршал Говоров публично проявлял свои религиозные чувства. Верующим был и маршал Толбухин, брат которого служил священником. В 1945 году в Вене по приказу Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии». Юрий Нуждин напомнил также, что некоторые эскадрильи и танковые колонны были названы именами русских святых. По его данным, «только за первые три года войны двести храмов Московской епархии собрали 12 млн. руб. на нужды фронта» (всего Церковью в годы войны было собрано 200 млн. руб.).

Во время конференции Святейший Патриарх вручил юбилейные патриаршие грамоты и икону Георгия Победоносца 30 священникам, воевавшим на фронтах. Учитывая преклонный возраст ветеранов, Патриарх сам спустился в зал, чтобы вручить награды. У многих из них на груди —  боевые награды. Поблагодарив награжденных «за ратный подвиг», Патриарх отметил, что это лишь первое вручение наград. На сегодняшний день, по его словам, известны имена около двух тысяч священников, принимавших участие в войне или трудившихся в тылу. Предстоятель напомнил, что недавно Священным Синодом был учрежден орден святого благоверного князя Димитрия Донского, которым будут отмечаться военные заслуги.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика