№ 7 (308) апрель 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Стоит ли дышать тюменским «кислородом»?

В феврале 2004 года в эфире государственной телекомпании «Регион-Тюмень» вышла молодежная программа «Кислород», которая вызвала возмущение и протесты не только православных христиан, но и многих общественных организаций. Традиции почитания воинов, павших в боях за Отечество, это, с точки зрения авторов программы, «новое оружие массового психоза», а военно-патриотическое воспитание лишает человека способности мыслить и действовать самостоятельно. К чести журналистского сообщества региона, более 70 журналистов, собравшихся 10—11 марта в Тобольске на конкурс-семинар «Православие и СМИ», выступили с обращением к губернатору Тюменской области С.С. Собянину и президенту ВГТРК «Россия» А.А. Златопольскому, в котором оценили действия своих коллег как неэтичные и непрофессиональные. Отдельное обращение направлено в Западно-Сибирское управление по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. «Церковный вестник» внимательно следит за развитием событий.

 

Сразу следует отметить, что никто в Тюмени не ожидал подобного развития событий. Все давно привыкли, что региональные журналистские сообщества находятся в глубокой зависимости от местной власти и практически никогда не выступают с этическими оценками деятельности своих коллег, тем более — с государственных телеканалов. Нравственная и социальная ответственность журналиста — слова, для многих сотрудников редакций незнакомые.

Начальство ГТРК «Регион-Тюмень» и поступить решило сперва соответствующим образом. На просьбы предоставить копию программы уверенно отвечало, что ни копией, ни оригиналом не обладает — они, мол, потерялись. Тем не менее, православной общественности удалось получить и запись программы, и даже ее сценарный план. На их основе были подготовлены и соответствующие письма и обращения.

Суть проблемы такова: уже десять лет в Тюмени проходит фестиваль молодежной военно-патриотической песни «Димитриевская суббота». Он приурочен ко Дню поминовения православных воинов, павших за Россию. В православных храмах в этот день совершается особое заупокойное богослужение. Эта традиция восходит к Куликовской битве, 625-летие которой будет широко отмечаться летом 2005 года.

В последние годы фестиваль перешагнул границы Тюмени, и сегодня собирает молодых исполнителей военно-патриотической песни из различных регионов России. Многие годы в его проведении активное участие принимают архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий и священники епархии.

Этому фестивалю и был посвящен сюжет в молодежной программе «Кислород» 19 февраля 2005 года. «Ну, здравствуйте, защитнички Отечества, — начинает программу бойкая девушка-ведущая, сидя на заборе. — Это я так, любя. Как посмотришь, что в День защитника Отечества творится вечером, так невольно и порадуешься, что им посвящен только один день в году».

Действительно, в России есть серьезные проблемы с патриотическим воспитанием. Что значит «защищать свою Родину»? Какие у нас национальные интересы? Должна ли армия ломать судьбы молодых людей? Какова цена нашего патриотизма? В наши дни на эти вопросы трудно, иногда мучительно трудно найти по-настоящему убедительные ответы.

Никакие политические технологии не помогут государству дать ясные патриотические мотивации новым поколениям россиян. Похоже, государство постепенно приходит к пониманию, что самостоятельно ему этой задачи не решить, поскольку речь идет о ценностях, которые имеют религиозно-нравственное основание. Мы защищаем не кошельки, не магазины, не нефтяные вышки. Что же тогда для нас, в конце концов, Родина? Это наши родные и близкие, это дети и старики, которые сами себя защитить не могут. Это история и культура, это святыни, над которыми никто не должен надругаться. Научить любить Родину за три дня или даже за три года невозможно. Эти чувства закладываются в семье, крепнут с годами, испытываются в юности.

Журналист программы «Кислород» не стремится в этом разобраться. Его не интересуют мотивы и намерения тех, кто собрался на фестиваль «Димитриевская суббота». Главная задача — это любой ценой обосновать единственный тезис: патриотическое воспитание нагнетает военный психоз и, по сути, учит молодых людей бессмысленно, по приказу, убивать. Специфические приемы ведения интервью используется для того, чтобы подвести зрителя к заранее подготовленному выводу: неуверенные ответы собеседников напоминают «не разумные доводы, а цитаты из гитлеровской “Mein Kampf”».

Отдельно следует сказать о тех выразительных средствах, которые используют авторы сюжета. Несерьезность, «комичность» происходящего подчеркивается с помощью монтажа и музыкального оформления. Естественный звук, сопровождающий изображение, полностью удаляется, под «картинку» подкладывается песня охраны короля из мультфильма «Бременские музыканты», движение ленты ускоряется — и вот уже кажется, что священнослужители «суетливо» двигаются в кадре, а церковный хор поет именно эту песню.

Мы много говорим о либеральных ценностях, но, как правило, разговор при этом  идет о вещах отвлеченных — макроэкономике, государственных реформах, политических идеях. Однако реальные либерализм и консерватизм проявляются в нашей жизни, в тех ценностях, которые мы проповедуем и которые проявляются в нашем поведении. С этой точки зрения программа «Кислород» занимает ультралиберальную позицию.

По сути, либерализм сводится к вопросу о том, существует ли большая ценность, чем человеческая жизнь. Либералы утверждают, что нет, жизнь человека — это высшая ценность. И это находится в глубоком противоречии со Священным Писанием. Господь говорит: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11) и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13). Апостол Иоанн Богослов говорит: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3, 16).

«Вряд ли мальчик, примеряющий сегодня военную форму, сможет убить человека, — разглагольствует голос за кадром. — Но через несколько лет он сможет это сделать, достаточно будет показать ему пальцем врага и сказать, что этот человек угрожает государству, дальше свое дело сделают присяга и воспитание». Журналист подводит нас к мысли, что те, кто прошел военно-патриотическое воспитание, не могут думать самостоятельно и исполнят любой приказ.

«Хочешь мира — не готовься к войне» — вот единственный рецепт, который предлагает автор сюжета для того, чтобы воцарился прочный мир. И поскольку Церковь в лице и мирян, и священнослужителей участвует в военно-патриотическом воспитании, вывод следует совершенно уничижительный: «Жаль, что Церковь подхватила тему “хочешь мира — готовься к войне”, тему Наполеона, а не Иисуса».

Безусловно, критика молодежной политики и существующих форм военно-патриотического воспитания вполне возможна. Однако глумиться над этой темой и оттачивать на ней свой цинизм не стоит. Удивляет другое, что именно государственный телеканал дал эфир для подобных экспериментов.

В последнее время много говорилось о наступлении государства на свободу слова. Тюменский сюжет показывает, что свобода слова у нас есть, но стоит еще много потрудиться для того, чтобы научиться ею пользоваться.

  Сергей Чапнин  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007







ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика