Церковь и война. Хроника 1943 года
1943
Начало 1943 года — за два года оккупации на территории, занятой германскими войсками, было открыто около 10 тысяч храмов. Только на территориях Ленинградской, Новгородской и Псковской областей было открыто 470 храмов, Курской области — 332 храма, Ростовской области — 243 храма, Краснодарского края — 229 храмов, на территории Украины было открыто около 5400 храмов. При наступлении Красной армии храмы, которые были открыты на оккупированной немцами территории, в большинстве случаев уже не закрывались, и лишь небольшое число священнослужителей, остававшихся на своих приходах после отступления германских войск, было репрессировано.
5 января — состоялся обмен телеграммами между Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и председателем Совета Народных Комиссаров И.Сталиным. Сталин согласился на открытие банковского счета для Московской Патриархии. С получением этого права Церковь фактически приобрела статус юридического лица, которого она была лишена еще ленинским декретом 1918 года «Об отделении церкви от государства».
12—13 мая — состоялся съезд духовенства и мирян Смоленско-Брянской епархии. Практика подобных съездов в Русской Православной Церкви была прекращена под давлением советских властей с начала 1920-х годов.
В Смоленске открыты пастырские курсы.
5 июня — нарком госбезопасности Меркулов представил Сталину проект секретного документа под заголовком «Мероприятия по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР». Впервые в категорию серьезных задач советской внешней разведки попал сбор сведений о религиозных организациях. В преддверии грядущих преобразований в Европе Сталин взвешивал шансы СССР в условиях мирного противостояния общественных систем и задумывался о формировании нового государственного курса в развитии государственно-церковных отношений, начало которому положила его сентябрьская встреча в Кремле со священноначалием Русской Православной Церкви.
Конец августа — возвращение в Москву из эвакуации митрополита Сергия (Страгородского).
В течение всего периода эвакуации Патриаршего Местоблюстителя митрополит Алексий (Симанский) безвыездно находился в блокадном Ленинграде, проживая в здании одного из пяти действовавших в городе православных храмов — Николо-Богоявленского собора. Хотя религиозная жизнь блокадного города отличалась значительной активностью (в частности, за годы войны прихожане собрали в помощь фронту почти 17,5 миллионов рублей), городские власти не передали в этот период Русской Православной Церкви ни одного храма, за исключением вернувшихся в юрисдикцию Московской Патриархии бывших обновленческих Спасо-Преображенского собора и кладбищенской Серафимовской церкви.
4 сентября — в Кремле состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) с главой советского правительства И.Сталиным.
На предварительной встрече с Маленковым, Берией и Карповым Сталин дал им понять, что его интересы связаны только с Русской Православной Церковью и не касаются других вероисповеданий в стране.
Разговор с иерархами шел о нуждах Православной Церкви (избрание патриарха, открытие церковей, создание богословских курсов, освобождение духовенства из лагерей), о личных судьбах и подробностях быта иерархов.
Однако это было только прелюдией к игре, которую во второй половине 40-х годов затевал Сталин на просторах Европы, фактически втягивая Русскую Православную Церковь в свои политические интересы.
8 сентября — спустя 26 лет после Поместного Собора 1917—1918 годов в Москве в здании Московской Патриархии в Чистом переулке прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На соборе присутствовали 19 архиереев, 16 из которых были доставлены из лагерей и ссылок. Главным деянием Собора стало избрание Патриарха Московского и всея Руси, а также образование Священного Синода. При полном единодушии епископата Патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), который до этого уже 19 лет фактически был Предстоятелем Церкви.
Среди важнейших документов Собора следует отметить «Обращение Собора епископов Русской Православной Церкви ко всем христианам мира» с призывом «к напряжению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских Церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества». Серьезному осуждению архиереев подверглись изменники вере и Отечеству.
12 сентября — вышел первый номер возобновленного «Журнала Московской Патриархии», который до 1989 года будет оставаться единственным церковным журналом. Тираж его был 15 тысяч экземпляров. Ответственным редактором стал сам Патриарх Сергий.
7 октября — Постановлением за № 1095 Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о Совете по делам Русской православной церкви при СНК СССР». Его возглавил полковник Г.Г. Карпов, дослужившийся на этом посту до звания генерал-майора государственной безопасности. Этот орган стал осуществлять связь между правительством и Русской Православной Церковью.
27 октября — патриарх Сергий передал Г.Г. Карпову заявление об освобождении находившихся в советских лагерях и считавшихся живыми 24 архиереев, одного архимандрита и одного протоиерея. Однако все упомянутые в списке священнослужители, кроме одного, к этому времени были либо расстреляны, либо умерли в лагерях. 28 ноября — Совнарком СССР принял постановление за № 1325 «О порядке открытия церквей», предоставив значительные права верующим и соответствующие полномочия местным органам власти и новообразованному Совету по делам Русской Православной Церкви.
|