№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Диалог, сближение, единство

Дерзая высказаться по этому очень важному и сложному вопросу, мы представляем точку зрения самого крупного на сегодняшний день единоверческого прихода храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода.

Немногие знают о том, что именно усилиями первого единоверческого епископа Симона (Шлеева), прославленного Русской Православной Церковью в сонме новомучеников, в 1917 году были установлены наиболее доверительные и располагающие к дальнейшему диалогу и сближению отношения между Русской Православной Церковью и Белокриницкой иерархией - крупнейшим старообрядческим согласием. В то время будущий святитель протоиерей Симеон, настоятель Никольского единоверческого храма в Санкт-Петербурге,  вместе с преосвященным Андреем (Ухтомским) по поручению Святейшего Синода вел собеседования с 13 старообрядческими епископами на Рогожском кладбище о возможных путях объединения. Эти собеседования служат для нас примером возможности взаимопонимания и разрушения средостений, разделяющих русских православных христиан.

Годы гонений, испытания Великой Отечественной войны сблизили верующих. В качестве примера укажем на добрые взаимоотношения, существовавшие между представителями разных старообрядческих согласий и единоверцев на Рогожском кладбище. Общая беда и опасность заставляла забывать об имеющихся разногласиях и противоречиях, тогда как обретение религиозной свободы, значительное увеличение количества верующих - и в Русской Православной Церкви, и в старообрядческих согласиях - повлекли за собой и определенные отрицательные явления в вопросах межправославного диалога представителей двух обрядностей. Произошел разрыв поколений, послуживший в значительной степени утрате преемственности. С горечью можно наблюдать, что многие из вновь пришедших в храмы как в Русской Православной Церкви, так и в старообрядчестве, приняли крайние взгляды в вопросах отношения друг с другом.

По нашему мнению, в настоящее время абсолютно оправданы постепенные и последовательные действия священноначалия Русской Православной Церкви в отношении диалога со старообрядчеством. Позиция, выраженная в докладе председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Архиерейском Соборе, проходившем в октябре минувшего года, открыла широкие возможности для того, чтобы и старообрядцы сделали "шаг навстречу" в этом диалоге.

Хотелось бы процитировать также слова митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, сказанные им на церковно-исторической конференции, организованной нашим приходом и посвященной 100-летию издания Указа императора Николая II "Об укреплении начал веротерпимости". Говоря о взаимоотношениях между представителями Русской Православной Церкви и старообрядчества, митрополит Ювеналий сказал: "Я убежден, что мы не имеем права враждовать между собой, не должны этого делать - во имя истины Христовой, во имя спасения России и сохранения нашей веры и всего нашего культурного наследия, созданного Церковью. При этом ни в коем случае нельзя акцентировать свое внимание на трагических вещах, потому что тогда мы никогда не достигнем своей цели. Не надо вновь и вновь ранить друг друга. Было очень много трагического, страшного, кровавого. Мы должны в смирении и в покаянии друг перед другом найти путь, если уж не к полному единству всех во Христе, то хотя бы путь к объединенному совместному служению нашему многострадальному народу".

Удивительно созвучны этому слова нынешнего Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Андриана, прозвучавшие на Всемирном русском народном соборе: "Сейчас, когда, по словам Александра Исаевича Солженицына, "Россия в обвале", мы не можем более позволить себе роскоши споров, ведущихся "на уничтожение противника", даже чисто словесное. Все наличные ресурсы должны быть брошены на объединение русского народа, на собирание живых его творческих сил... У всех русских людей, где бы они не обитали, есть то общее святое, что связывает воедино всех нас. Это христианская православная вера, наши общие благочестивые предки, молитвами которых стояла и стоит русская земля, наш "русский дух". Мы верим, что, несмотря на все наши грехи, Господь все еще любит Россию и может спасти и сохранить ее... Да послужат испытания, выпавшие на долю нашего народа, к его духовному прозрению. Нам дано время для покаяния, и надо искать пути объединения наших сил, чтобы направить их на исцеление общих недугов и воссоздание нашей страны в былой славе и величии".

Еще очень рано и несвоевременно говорить о возможном объединении, но установление добрых отношений, взаимопомощь и сотрудничество в вопросах нравственного и патриотического воспитания, сохранения и изучения общего культурного исторического достояния должны стать нормой.

В заключение хотелось бы отметить то значение в диалоге между Русской Православной Церковью и старообрядчеством, которое может получить Единоверие.

По мысли многих представителей Русской Православной Церкви, в самом начале своего исторического пути Единоверие рассматривалось как "мост", который должен был переводить только в одну сторону: от старообрядчества к "ни в чем не разнствующему согласию" с Православной Церковью.

Двухсотлетний опыт существования единоверческих приходов в лоне Русской Православной Церкви показал, что лучшие его представители, оставаясь твердыми приверженцами старых обрядов и древнего бытового уклада, более всего дорожили и своим духовным единением со Вселенским Православием.

И ныне возрождаемое Единоверие, следуя духовным идеалам своих благочестивых предшественников, многие из которых засвидетельствовали свое исповедание мученической кровью в годы гонений, действительно может стать мостом между Русской Православной Церковью и старообрядческими согласиями. Только на сей раз этот мост может послужить именно для связи двух разделенных частей Русского Православия.

В связи с 350-летним разрывом, произошедшим в результате трагического разделения в XVII веке, фактически утрачена способность ведения мирного диалога, о котором мы сегодня говорим. Единоверцы же, прекрасно зная и понимая психологию, нужды и чаяния обеих сторон, могут реально послужить святому делу взаимного общения.

 

  Диакон Евгений Саранча  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007







ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика