№ 22(371) ноябрь 2007 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Еще раз об ИНН и кончине мира

Все мы являемся свидетелями печальной истории, которая сейчас происходит в селе Никольском Пензенской области: в ожидании конца света 29 человек, среди которых есть и маленькие дети, замуровали себя под землей. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет направил в Бековский район авторитетных священников. «Мы установили рядом с местом заточения походную церковь, где совершается ежедневная Литургия, там постоянно находятся священнослужители, — рассказал он. — Те, кто ушел под землю, смущены неправильными представлениями об эсхатологии, втором пришествии». Действительно, пензенские затворники стали жертвами ложной идеи о том, что ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) — это печать антихриста, и принявший его не имеет надежды на спасение.

События в селе Никольском заставляют еще раз обратиться к вопросу о том, почему не стоит доверять мифам об ИНН. На эту тему высказывалось множество богословски грамотных, уважаемых в православном мире людей. Они призывали верующих не внимать ложным доводам сторонников борьбы с ИНН. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в обращении к своей пастве убеждал не поддаваться панике и не вносить раскол в церковную жизнь, его мнение остается однозначным и по сей день: ИНН не является печатью антихриста или признаком его пришествия. Однако до сих пор находятся как те, кто, неверно толкуя Священное Писание, подгоняя его под свои сомнительные аргументы, упорствуют в этом заблуждении, так и те, кто ему легковерно поддаются. А потому возникла необходимость еще раз разъяснить, в чем состоит это заблуждение.  

Сторонники «борьбы с ИНН» распространяют ложное мнение, будто бы в штрих-коде ИНН содержится апокалипсическое число 666, при этом само появление ИНН они связывают с пришествием антихриста и кончиной мира. Такое предположение возникло из-за невежества людей, которые пытались расшифровать штрих-код, опираясь на собственное, весьма размытое представление о нем. В этом проявляется болезненное желание увидеть в технических достижениях современной цивилизации нечто явно содержащее в себе признаки прихода антихриста. Это было бы не так опасно, если бы подобные предположения исходили от обыкновенных людей. Однако на эту тему высказываются люди духовные, имеющие благодать, обладающие духовными дарованиями. И даже если они говорят нечто ошибочное, личный авторитет таких людей вынуждает большинство верующих принять их точку зрения без всякого рассуждения.

Однако святые отцы заповедали нам во всем следовать Священному Преданию и не доверять человеческому мнению, рознящемуся с ним, даже если мнение это исходит от того, кто пользуется заслуженным уважением в среде верующих. Подтверждение этому мы находим и в апостольских посланиях. Богодухновенный Павел, обращаясь к галатам, писал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».

Уместно вспомнить также изречение Самого Спасителя о том, как мы должны относиться к духовным руководителям: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос». Господь говорит о том, что всякий наставник и учитель может претендовать на это возвышенное звание только постольку, поскольку проповедует Его учение. Если же человек говорит от себя, не сверяясь с евангельским учением, то он может ошибиться. И мы знаем такие примеры, когда даже святые люди допускали ошибки в очень серьезных вопросах. Например, преподобный Иоанн Дамаскин погрешил в предсказании кончины мира. Он считал, что мир должен просуществовать семь тысяч лет, а восьмая тысяча — это уже будущий век. Сейчас по византийскому летоисчислению (которое признавал прп. Иоанн Дамаскин) идет семь тысяч пятьсот пятнадцатый год.

Можно сделать первый вывод: высказывания всякого человека необходимо проверять по Священному Писанию и Церковному Преданию. Нисколько не умаляя авторитета людей действительно духовных, не теряя к ним уважения и любви, мы все же должны признавать ошибочными те их мнения, которые не соответствуют учению Церкви и которые они сами приняли, будучи введены в заблуждение.

Какие еще аргументы в доказательство своей правоты приводят сторонники «борьбы с ИНН»? Они апеллируют к тому месту в Священном Писании, в котором говорится о числе 666, и пытаются доказать, что эти цифры скрыты в штрих-коде. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его шестьсот шестьдесят шесть». Святые отцы под этим числом понимали некий шифр, содержащий слово, — имя зверя, они по-разному пытались его разгадать, но при этом всегда делали оговорку, что в этом вопросе необходима осторожность и нельзя утверждать что-либо с определенностью.

Если святые отцы были столь осторожны, то тем более мы не имеем права ничего утверждать, пока не совершатся описанные в Апокалипсисе события. Пришествие антихриста не будет тайным. И  когда наступят апокалиптические времена, тогда найдутся и люди, способные объяснить смысл Откровения, понять значение числа 666 и всех предостеречь. Мнение же о том, что число зверя — это три шестерки, содержащиеся в ИНН, абсурдно. Даже если бы в штрих-коде и были три шестерки, в этом нет ничего страшного. Шесть — это такая же цифра, как все остальные. Получается, те, кто предостерегают против ИНН, опасаются не имени зверя, а самого числа.

Распространение «борьбы с ИНН» связано с тем, что мы живем в таком обществе, где человек может безнаказанно высказывать любые взгляды, даже оппозиционные по отношению к действующей власти. Сейчас появилось очень много «смелых» людей, которые говорят о том, что они против антихриста и никогда ему не поддадутся, проявят твердость, и прочее, и прочее. Но это лишь гордость и самонадеянность. Ведь на них нет таких гонений, какие были, например, на новомучеников в ХХ веке. В самом худшем случае человека, не принимающего ИНН, могут уволить с работы за недисциплинированность. Считать это гонением за Христа — по меньшей мере, неразумно.

Мы должны понимать, что в человеческой истории все совершается исключительно по воле Божией. Предположение, будто конкретные люди — экономисты, создавшие систему ИНН, налоговики, члены правительства — могут ускорить кончину мира или сознательно организовать пришествие антихриста, — такое предположение противоречит взгляду Православной Церкви на этот предмет. Если мы каемся и живем добродетельно, то Господь ради нашего покаяния отодвигает кончину мира и устраивает так, чтобы христианство распространялось и чтобы как можно большее число людей было привлечено к покаянию. А если наше нерадение и грехолюбие умножаются, то, соответственно, мы ускоряем кончину мира, хотя явно этого и не видим.

Люди, отвергающие ИНН, этого не понимают, они дошли уже до того, что стали утверждать, будто спасение в наше время состоит только в одном — не принимать ИНН. Можно грешить, вести себя безнравственно — Бог все простит. А если кто-то принял ИНН, то ему уже ничто не поможет, даже если он молится и ходит в церковь. Но святые отцы учат противоположному. Апостол Павел говорит, что в последние времена люди будут иметь вид благочестия, а силы его отрекутся. А в чем сила благочестия? В нравственности, в молитве, в любви. Если ничего этого нет, то в чем состоит наше христианство? Необходимо заботиться не о том, чтобы «высчитывать» антихриста, а о том, чтобы стяжать благодать. Иначе может получиться так, что, занимаясь оцеживанием комара в виде ИНН, мы не заметим, как поглотим верблюда в виде безнравственности, нерадения и невежества. И вот следующий вывод: не следует легкомысленно увлекаться произвольным и ошибочным толкованием одного места Священного Писания, говорящего о сокровенном пока для нас пророчестве, отвергая при этом Новый Завет в целом.

Апостол Павел в послании Солунянам сказал: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто бы уже наступает день Христов». Cлова — «ни от слова, ни от послания» — относятся к самому апостолу Павлу, так как случалось, что ему приписывали слова, которых он не говорил. А в наше время газета «Русский вестник» написала, будто отец Иоанн (Крестьянкин) и отец Николай Гурьянов утверждали, что нельзя принимать ИНН. Отец Иоанн позже публично разоблачил эту газету, сказав, что никогда ничего такого не говорил. А отец Николай Гурьянов со свойственной ему простотой удивился: «Что такое ИНН? Я ничего не знаю, дорогие мои. Что требуется исполнять, надо исполнять законно». То, что сторонники «борьбы с ИНН» прибегли к подлогу, уже говорит о безнравственной подоплеке этой борьбы. Итак, слова апостола Павла до сих пор актуальны.

Как же мы можем противостоять антихристу? Самое главное — иметь любовь к истине. Кто имеет ее, тот устоит против искушения и выдержит все испытания, а кто не имеет, тому, как сказано у апостола, Господь пошлет действие заблуждения, так что он будет верить лжи.

Истина открыта в Предании Православной Церкви. То, что ему соответствует, мы принимаем, а то, что противоречит, — отвергаем; то, о чем Предание умалчивает, считаем вещью нейтральной. ИНН — это всего лишь новое технологическое средство для более удобного сбора налогов, или, как раньше говорили, податей. Ведь государство функционирует в основном за счет налогообложения.

Господь Своим собственным примером показал нам, что подчиняться государству необходимо. В  древней Иудее во времена Спасителя был очень простой способ учета налогоплательщиков: в определенное время каждый должен был прийти в тот город, из которого он был родом, и записаться. И это тоже был своего рода ИНН. Иосиф Обручник вернулся в Вифлеем для переписи, и в это время произошло Рождество Христово. Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), «и Спаситель вошел в мир с переписью населения». Богомладенцу было присвоено определенное порядковое число, и таким образом Он подчинился законам Римской империи, в состав которой входила Иудея. Привычное нам слово «номер» в переводе с латинского как раз и означает «порядковое число». Как во времена, о которых повествует апостол Лука, людям присваивалось определенное порядковое число ради удобства налогообложения, так и в наши времена это делается с той же целью, просто теперь присвоение числа производится более совершенным способом.

Уместно вспомнить, что, даже будучи уже взрослым человеком, Спаситель также не уклонялся от податей. Когда к апостолу Петру пришли собиратели дидрахм, Господь Иисус Христос не отказался внести пожертвование, хотя этот сбор был добровольный. Он поступил так, чтобы не соблазнить людей. Так и мы не должны соблазнять других своим поведением.

Итак, борьба с ИНН, новыми паспортами, переписью населения — это следствие недопонимания и произвольного трактования Священного Писания людьми, несведущими в нем. Священное Писание и входящее в него Откровение Иоанна Богослова не содержат в себе даже намека на то, о чем говорят эти люди.

Нам же важно помнить, что единственный способ спастись — быть в Православной Церкви, доверять ее соборному мнению. Очень опасно пытаться произвольно толковать Священные Книги. Тем, кто хочет лучше понимать Священное Писание можно прежде всего посоветовать читать толкование на Евангелие и Апостол блаженного Феофилакта Болгарского и на Апокалипсис — святого Андрея Кесарийского, а также другие святоотеческие творения. Однако следует помнить, что никакое теоретическое знание не заменит нашего собственного труда. Молитва, следование заповедям Господа нашего Иисуса Христа и всецелое упование на Него — такая благочестивая жизнь способна привлечь благодать Божию, с помощью которой и надлежит спасаться православным христианам во все времена. 

  Схиигумен Авраам (Рейдман)  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика