Церковный вестник


№ 11(384) июнь 2008 / Церковь и общество

Александр Недоступ, председатель московского Общества православных врачей:Болезнь имеет не только телесное, но и духовное происхождение

Все больше православных людей в случае болезни стараются обращаться к православным врачам, ищут православных специалистов на приходах, через друзей и знакомых. Но насколько правомерен такой подход к выбору лечащего врача? Всегда ли православный врач — хороший врач? И какими качествами должен обладать православный медик? С этими вопросами мы обратились к доктору медицинских наук, председатель Общества православных врачей Москвы Александру Недоступу.

— Александр Викторович, расскажите, что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «православная медицина».

— Вначале уточним, из чего складывается само понятие «медицина». Во-первых, это довольно сложная система общественных отношений: организация здравоохранения, финансирование, обучение врачей и т.д. Далее, это само врачевание как процесс излечения. Затем — больной как субъект врачевания. Наконец сам врач или другой медицинский работник.

Как известно, не существует какой-то особой «православной неврологии» или «православной хирургии».

Тогда что такое православная медицина? У меня есть формулировка. Православная медицина — это медицина, которая в своих представлениях о происхождении, сущности и принципах терапии болезни опирается, помимо естественнонаучных положений, на христианские вероучительные положения. И учитывает эти положения при лечении и профилактике заболевания.

— Что отличает православного врача?

— Православный врач — это врач, верующий в Бога и исповедующий православие, — и больше, в принципе, он ничем не отличается от любого другого врача. Но он обязан вести себя в своей профессии так, чтобы соблюдать заповеди Христовы.

Православный врач должен всячески стремиться повышать свою квалификацию, чтобы как можно лучше исполнять свое дело на том месте, куда его поставил Господь. Должен подчинять свою врачебную деятельность законам любви; должен быть бескорыстным. Помнить слова Спасителя, которыми Он напутствовал своих учеников: «Туне приясте — туне дадите». Как мы видим, в этом нет ничего, чем православный специалист отличался бы от обычного хорошего врача. Все эти качества могут быть свойственны и неверующему порядочному и профессионально старательному доктору. Разница в том, что православный человек по другому относится к болезни, к ее происхождению, к процессу исцеления, к смерти, а также к возможности разного рода врачевания, которые сейчас широко распространились в медицине и которые, с точки зрения православного врача, недопустимы.

— Можно ли сказать, что любой православный врач по определению является блестящим специалистом?

— Конечно нет. Это зависит от его образования, от врачебного таланта, способности к лечебному делу.

— Но православному врачу верующий больной будет доверять больше?

— Здесь бывает по-разному. С  одной стороны, иногда больные ожидают, что православные врачи будут их лечить какими-то особыми методами — травами, массажем, диетой, но только не лекарствами. Однажды ко мне за консультацией для сына, страдавшего пороком сердца, обратился по телефону человек. Когда я сказал, что перед осмотром надо будет снять ЭКГ, сделать ультразвуковое исследование сердца, мой собеседник был очень разочарован. «Я думал, что раз вы православный врач, у вас какие-то другие методы», — сказал этот человек и больше общаться со мной не стал.

С другой стороны, для верующего православного врача, который следует, например, заповеди «не убий», неприемлемы такие медицинские реалии сегодняшнего дня, как аборты, фетальная терапия, лечение эмбриональными стволовыми клетками, эвтаназия.

Служение врача есть служение любви в первую очередь. Православный врач должен относиться к своей деятельности как к служению и воплощать евангельский принцип любви к ближнему. Конечно, с таким врачом легче будет общаться православному больному — их сближает общее понимание смысла его болезни, необходимости соблюдать правила духовной жизни, понятие дозволенного и недозволенного в лечении. Такому врачу больной, как правило, будет доверять больше, чем атеисту. Конечно, православный врач не может и не должен лечить только верующих больных, он призван оказывать помощь каждому страждущему, но у верующего больного, так же как и у верующего врача, другие представления о сущности болезни и исцелении. Если неверующий человек подумает, что ему просто не повезло, то верующий задумается о духовных причинах своих недугов.

— Как зависят наши телесные недуги от недугов душевных?

— Православные медики убеждены, что болезнь имеет не только чисто телесное происхождение, но и духовное. Болезнь, как правило, это следствие греха, который проявляется в организме.

Механизм настолько прост, что будет понятен и неверующему человеку. Совесть есть у каждого человека. Когда человек совершает дурные поступки, то у него в душе что-то остается, какое-то ощущение неблагополучия. Он себя оправдывает, выгораживает и потом как будто забывает об этом, но на самом деле не забывает, это остается у него в подсознании. И, по-видимому,  это напряжение чисто физиологически действует как застойный очаг, который распространяется на так называемую подкорку, на те отделы мозга, которые ведают работой сердца, органов дыхания, пищеварения и т.д. Постепенно эти изменения переходят на внутренние органы, которые тоже начинают работать неправильно. Академик Павлов и другие отечественные исследователи говорили о соотношении системы высшей нервной деятельности и функций соматических органов. Православный взгляд на эту теорию заключается в том, что духовное и нравственное неблагополучие играет очень большую роль в прохождении заболевания. И чтобы лечить больного полноценно, нужно лечить не только гипертонию, астму, язву или нервную систему, но нужно лечить корень, то состояние греха, в котором человек находится. Здесь без священника никак не обойтись, потому что врач не умеет и не уполномочен вести духовную терапию. И верующий врач должен объяснить это больному, если тот готов это воспринять. Мы считаем, что присутствие священника в процессе врачевания болезней обязательно.

— Но ведь болеют и праведные люди?

— Происхождение болезни как следствие греха — это не единственное объяснение. Существует множество возможных духовных причин болезни, но о некоторых необходимо сказать. Мы знаем, что болели и святые люди. Надо помнить, что после совершения первородного греха человек стал смертен и начинает умирать буквально с момента рождения: отмирают его клетки, страдает тело, а грехи это просто многократно усугубляют. Глубоко верующие люди этим не смущаются, не обижаются на Бога. Они понимают, что мы остаемся грешными, сколько бы мы не исповедовались и не каялись. Господь посылает болезни, чтобы на примере выздоровления больного свету явилась слава Божия, чтобы окружающие посмотрели, как кротко и со смирением надо переносить страдания, если человек болеет и страдает как воин Христов.

— В чем же заключается православное лечение?

— Православное врачевание включает работу с больным врача и священника и требует деятельного участия самого пациента, стремящегося осознать свои грехи, покаяться в них и обрести понимание своей болезни, надежду на милосердие Божье. Конечно, говоря о православном врачевании, мы имеем в виду и обращение к иным, помимо покаяния, церковным таинствам — причастию, соборованию, а также к молитве, употреблению святой воды и т.д. Важно, чтобы врач был очень осторожен при общении с больным на уровне толкования вероучительных проблем, для этого нужно обратиться к священнику. Но и священник должен быть осторожным при тех или иных рекомендациях, лежащих в сфере компетенции врача (оперироваться или не оперироваться, пить или не пить «таблетки»). Со стороны священнослужителей это правило часто нарушается, что порой ставит врача в очень трудное положение.

Я много лет лечил архимандрита Кирилла (Павлова). И мне не раз приходилось видеть, какую осторожность он проявлял в подобных советах, испрашиваемых у него больными. Обычно он благословлял найти опытного (лучше православного) врача и довериться его рекомендациям.

В подавляющем большинстве случаев болезни человеческой души и тела есть следствие болезни духа. Отсюда совершенно ясно, что целостное лечение человека должно включать терапию тела (чем и занимаются терапевты, хирурги, дерматологи, офтальмологи и т.д.), терапию души (сферу психиатрии) и, наконец, терапию духа — а это уже дело Церкви и ее служителей.

— Вы возглавляете Московское общество православных врачей. С  какой целью оно было создано? В  чем состоит его работа?

— Московское общество православных врачей было создано в 1995 году. Это была первая из подобных организаций. Вначале мы и сами не очень ясно представляли, для чего мы собираемся, но это была реакция верующих православных врачей на то крайнее неблагополучие, которое начало охватывать современную медицину, и в дальнейшем другие общества создавались по той же причине. С другой стороны, мы понимали, что открылись пути взаимодействия Церкви и медицины, Церкви и больных. Наша первая задача — это, конечно, способствовать сохранению и улучшению здоровья населения. Наша работа в первую очередь направлена на то, чтобы люди наши меньше болели, дольше жили. Мы все профессионалы, и наша работа в первую очередь должна была быть профессиональной. Но мы создали Общество православных врачей для того, чтобы способствовать привнесению в отечественную медицину принципов христианства, христианской нравственности. Наша цель — способствовать христианизации медицины. Понимается это очень широко — и как совершенствование самих врачей, и как просвещение больных вместе со священниками по поводу сущности болезни (при желании, конечно), и как просвещение наших коллег, — в общем, внесение элементов духовного оздоровления в процесс врачевания и противостояние тем недопустимым новациям, которые сейчас распространяются в медицине. Это борьба против подготовки закона об эвтаназии, неприятие абортов, неприятие таких методов лечения, как фетальная терапия (когда лечат вытяжками из плодов, убитых во чреве матери), неприятие лечения стволовыми клетками, если они добыты из эмбрионов в результате абортов, неприятие клонирования. Это такие реалии, которые православная медицина должна вовремя понимать и  противостоять им. Но среди задач нашего общества — и взаимообогащение, ликвидация собственной духовной безграмотности. С нашей точки зрения, профессиональному медику элементы духовного образования просто необходимы.

Беседовала Мария Виноградова

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://