Много ли в России «русских мусульман»?
«Церковный вестник» продолжает публикацию статей, посвященных проблемам ислама в России. В прошлом номере мы рассказали о несостоявшемся, но нашумевшем проекте Сергея Градировского «Русский ислам». «Русский ислам» существует в «поле страха, подозрительности и умолчания», — заявил Сергей Градировский на конференции в Казани в июле этого года, но затем признал, что исламские русскоязычные СМИ, создаваемые на первом этапе как просветительские, сегодня создаются «с целью ведения борьбы в информационном пространстве». «Русские люди! Читайте Коран! Принимайте ислам!» — так приветствует своих посетителей главный сайт «русских мусульман» Коран.ру. «В последние годы действительно появилось несколько тысяч мусульман — русских по происхождению, — утверждают Али Вячеслав Полосин и Валерия Порохова на сайте «Ислам-инфо». — Это свободный выбор, связанный чаще всего и с большим мужеством. И их число растет, как и во всем мире растет число новообратившихся мусульман». Однако есть и другие мнения. «Примеры русских, перешедших в ислам, не слишком обнадеживающие: у них обычно повышенная агрессивность, да и менталитет у них совсем другой», — считает председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан, ректор Российского исламского университета Гусман Исхаков.
Так сколько «русских мусульман» на самом деле и где они живут? Не преувеличено ли их количество, а если так, то кому это выгодно? Вторая статья, посвященная проблемам ислама в России, расскажет о русских в исламе.
«Русские мусульмане» ведут пропаганду через интернет-сайты «Ислам-инфо», «Ислам.ру», «Кавказ-центр», «Коран.ру», «Ислам в Санкт-Петербурге» и газету «Все об исламе». Эта пропаганда поражает своей агрессивностью, безапелляционностью, ненавистью к христианству, а главное — страстью к фантастическим преувеличениям собственной численности. Приводимые «русскими мусульманами» цифры, даже будучи поделенными на три, выглядят весьма внушительно, вселяя беспокойство в сердца православных и заставляя их искать объяснения этому странному факту.
В действительности все обстоит гораздо проще. «Русские мусульмане» явно берут данные о своей численности с потолка, о чем свидетельствует очевидная несогласованность их утверждений. Так, Вячеслав-Али Полосин в одном интервью заявляет, что только в Киеве проживает несколько десятков тысяч славян-мусульман, а в другом скромно оценивает численность российской общины «русских мусульман» всего в 10 тысяч человек, тем самым опровергая своего начальника, муфтия Равиля Гайнутдина, который говорит о «десятках тысяч русских, принимающих ислам». По мнению активистов петрозаводской мусульманской общины, в нее входят сотни людей, а по данным муфтия Карелии Висама Али Бардвила их всего 17, считая его собственную жену. Лидер дагестанских «русских мусульман» Магомедали Тверетинов, заявлявший о 200 своих сторонниках, при переговорах с правительством Дагестана не смог назвать и десяти фамилий. На сайтах «русских мусульман» порой встречаются и откровенно бредовые заявления, подобные утверждению о том, что якобы 70% прихожан московских мечетей — это новообращенные мусульмане (а почти полуторамиллионная московская диаспора татар, азербайджанцев и чеченцев, следовательно, совсем равнодушна к исламу).
Надежных инструментов подсчета численности «русских мусульман» не существует в принципе — Всероссийская перепись населения 2002 года не позволила определить соотношения этнической и религиозной принадлежности своих респондентов, небольшая выборка опросов населения не в состоянии выявить столь малочисленную группу, а заявления самих активистов, как видно из вышеприведенных примеров, доверия вызывать не могут, тем более что никаких общероссийских съездов «русских мусульман» пока не проводилось. Остается, правда, интернет-статистика, однако и она — вещь коварная: кликнул некто двадцать раз на ссылке «Я принимаю ислам», и вот уже счетчик сайта пополнился двадцатью новообращенными виртуальными мусульманами.
И все-таки, можно ли оценить численность «русских мусульман» хотя бы приблизительно? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проанализировать структуру этого движения.
«Русских мусульман» можно разделить на две основные группы: принявших ислам вследствие духовных исканий и сменивших веру по иным, в первую очередь семейным, причинам. Основная часть «русских мусульман» принадлежит ко второй группе, которую составляют следующие подгруппы: жены арабов или российских мусульман-шафиитов; мужья глубоко религиозных мусульманок; бывшие солдаты, насильственно обращенные в ислам в афганском или чеченском плену, и, наконец, принявшие ислам из экономических или социальных («чтобы быть как все») побуждений. Наиболее яркими представителями этой группы являются переводчица Корана Валерия-Иман Порохова, перешедшая в ислам под влиянием своего мужа-сирийца, и лидер Евразийской партии — Союза патриотов России депутат Госдумы Абдул-Вахед Ниязов (Вадим Медведев), ставший мусульманином благодаря своей жене-татарке — представительнице известного своим мусульманским благочестием рода. В большинстве своем такие люди исповедуют традиционные направления ислама и не отличаются высокой, а тем более агрессивной религиозностью, равно как и склонностью к миссионерской деятельности. Учитывая эмиграцию «русских мусульманок» в арабские страны и тот факт, что среди них, равно как и среди насильственно обращенных в ислам людей, немало скрытых христиан, все же рискнем оценить их численность в
2—3 тысячи человек.
Гораздо проще судить о количестве «идейных» новообращенных, о которых и пойдет дальше речь. Почти все они активны, имеют доступ в интернет и склонны к ведению прозелитической деятельности, благодаря чему создается впечатление, что их значительно больше, чем на самом деле. По данным специалистов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в Ростовской, Томской, Новосибирской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Челябинской областях, Республиках Башкортостан, Кабардино-Балкария и Северная Осетия-Алания о «русских мусульманах» никто не слышал, в Карелии их отыскалось 10 человек (не считая 7 жен арабов), в Самарской области — 9, Республике Якутия и Саратовской области — по 8, Ивановской области — 4, Владимирской области — 1. Если принять во внимание относительно крупные общины, действующие в Москве и Санкт-Петербурге, их общую численность можно оценить в 250—300 человек.
Несмотря на свою малочисленность, эти активисты не составляют монолитной группы и расколоты на три основных направления: радикалов, тарикатистов и практически незаметных на их фоне ханафитов и шафиитов. Такая ситуация вполне объяснима — рвение неофитов и склонность к духовному поиску не дает «русским мусульманам» остановиться на общераспространенных направлениях ислама, толкая их либо на поиск мистических истин суфизма, либо приводя к воинствующему примитивизму ваххабитов. В связи с этим вполне объяснимы и постоянно сотрясающие их маленький мирок внутренние конфликты — ведь суфизм и ваххабизм суть разные полюса ислама, и еще нигде их последователи мирно не уживались. Вячеслав-Али Полосин, как советник декларативно дружественного Русской Православной Церкви Совета муфтиев России, теперь ратует за укрепление межрелигиозного диалога и преодоление радикализма, в том числе и путем борьбы с редактором откровенно ваххабитского сайта «Коран.ру» Шамилем Матвеевым и его активным союзником Максимом Шевченко; основатель общины петрозаводских «русских мусульман» Олег-Мустафа Стародубцев, создав собственную секту, решительно отмежевался от муфтия Карелии и его сторонников; напряженные отношения существуют и в дагестанской общине.
Чего же хотят добиться своей пропагандой «русские мусульмане»? Вряд ли ускорить распространение ислама среди русских — читая их антихристианские опусы, даже самые убежденные атеисты начинают вспоминать о своих православных корнях. Складывается впечатление, что воинствующие «русские мусульмане» провоцируют православных на ответные оскорбления в адрес ислама, желая развернуть в Рунете и прессе жесткую христиано-мусульманскую полемику, которая неизбежно обострит межрелигиозные отношения. Именно атмосфера постоянных скандалов и растущей вражды является для «русских мусульман» максимальной комфортной — ведь в противном случае их разрушительная энергия останется невостребованной. Так стоит ли поддаваться на столь явную провокацию и ради желания уязвить кучку маргиналов оскорблять искренне верующих и союзных Русской Православной Церкви мусульман? Двенадцатимиллионное исламское меньшинство России и так страдает от роста исламофобии, справедливо ожидая от своих православных соседей моральной поддержки, а не новых выпадов.
В числе причин, побуждающих «русских мусульман» активно бороться против христианства в целом и Русской Православной Церкви в частности, на первом месте стоит испытываемый ими комплекс неполноценности — ведь для русских они уже чужие, а для татар, башкир и народов Северного Кавказа еще не скоро станут своими. Многие мусульманские лидеры России, в частности верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин и муфтий Татарстана Гусман Исхаков, с большим подозрением относятся к переходу русских в ислам, справедливо видя в агрессивных неофитах угрозу для спокойствия своих общин. Известно немало случаев, когда едва осознавшие себя мусульманами неофиты бросались наводить в мусульманских общинах свои порядки и под влиянием ваххабитских брошюрок огульно обвиняли своих единоверцев в ереси или даже в полном отступлении от ислама (куфре).
Изучая деятельность «русских мусульман», можно заметить, что самым часто цитируемым после Корана источником их программных статей является роман фантаста-неоязычника Юрия Никитина «Ярость». Всем православным апологетам настоятельно рекомендуется его прочитать, чтобы лучше понять психологию наших противников, — данный «шедевр» жанра альтернативной истории вполне соответствует их среднему интеллектуальному уровню. Кстати, связь неязычников и «русских мусульман» совсем не случайна: тот же Вячеслав-Али Полосин до смены веры настолько активно воспевал славянское язычество, что у многих возникли серьезные подозрения — а из православия ли он перешел в ислам? Среди «русских мусульман» можно найти немало людей, которые в своих духовных исканиях прошли следующий путь: Русская Православная Церковь — РПЦЗ или РПСЦ — старообрядчество или катакамбное христианство — неоязычество — ислам. Очевидно, что они воспринимают ислам не как религию мира, а как эффективный инструмент борьбы со своими идеологическими противниками — абстрактным сионистским заговором и реальным православием. Для этой борьбы радикальный ислам, бесспорно, выглядит более эффективным инструментом, чем деградирующее неоязычество или старообрядчество бегунского толка.
Подводя итог, можно резюмировать, что «русские мусульмане» — это малочисленная, но крайне неоднородная и раздираемая внутренними противоречиями группа, которая заметна только благодаря бурной деятельности нескольких десятков активистов. Можно ли считать это движение феноменом? Отнюдь. К незаурядным явлениям скорее можно отнести тот факт, что последователей уважаемой мировой религии среди русских гораздо меньше, чем адептов всеми презираемой террористической секты Аум Синрике. Создается впечатление, что любой безумный гуру может, не затрачивая особых усилий и средств, иметь гораздо больший миссионерский успех среди людей православной культуры, нежели мусульмане и католики, вместе взятые. Вот это действительно феномен, ждущий серьезного исследования.
В заключение хотелось бы затронуть еще один животрепещущий вопрос: реальна ли угроза исламизации России — если не через переход русских в ислам, то хотя бы за счет более высокой рождаемости и активной иммиграции людей мусульманской культуры? Существующие в современной России тенденции свидетельствует об обратном — именно русская и православная культура является в нашей стране доминирующей, в то время как мусульманские народы больше озабочены сохранением своей идентичности, нежели экспансией. Подавляющее большинство детей от смешанных браков христиан и мусульман воспитывается в христианстве, ассимиляционный потенциал православной культуры и миссионерская деятельность протестантов привели к переходу в христианство не менее миллиона татар, башкир и казахов. Постепенно растет рождаемость у русских, а после развала СССР новыми гражданами России стали не только мусульмане из Средней Азии и Закавказья, но и сотни тысяч православных. Все вышеперечисленные факторы вполне компенсируют, если не превосходят, демографические преимущества исламского сообщества. Поэтому нет никаких серьезных оснований утверждать, что существующая пропорция между российскими православными и мусульманами в обозримом будущем может измениться.
|