№ 10 (359) май 2007 / Выставки и конференции

Следующая статья...»

Русская церковь в подполье и зарубежье

Экспозиция, приуроченная к восстановлению канонического общения внутри Поместной Русской Православной Церкви, иллюстрирует пути, по которым шли две части Русской Церкви, ныне обретшие единство.

Память новомучеников стала связующим звеном между чадами Русской Церкви в Отечестве и за границей. В Русской Зарубежной Церкви имена новомучеников вошли в церковные синодики в 1981 году. В России же первым шагом в деле прославления страдальцев за веру от безбожной советской власти стала канонизация Патриарха Тихона в 1989 году. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор причислил к лику святых великий сонм праведников, за Христа пострадавших. Этим актом во многом был решен и вопрос о так называемом «сергианстве», разделившем две части Русской Церкви. Ведь прославлены были не только сторонники митрополита Сергия (Страгородского), но и те, кто не принял его политику компромисса с богоборческой властью. «Подвиг бесчисленных новомучеников, их предстательство перед Господом сделали возможным возрождение России», — заметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий на открытии выставки.

Выставка состоит из трех разделов. Первый посвящен истории Церкви в России в ХХ веке.

После октябрьского переворота 1917 года и захвата власти большевики ни на один день не прекращали гонений на Православную Церковь. Скандально откровенны слова Ленина в секретном письме членам Политбюро в связи с началом кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». В итоге в 1920–1930-е годы арестов, тюрем и ссылок не избежал почти никто из православных епископов и священников.

На выставке представлены богослужебные предметы, использовавшиеся в тайных домашних — так называемых «катакомбных» — церквях. Миниатюрная чаша и звездица, покровцы размером с ладонь — все это можно было легко спрятать от обыска. Вещи, принадлежавшие священноисповеднику митрополиту Агафангелу (Преображенскому), второму кандидату в Патриаршие Местоблюстители по завещанию Патриарха Тихона, и члену Синода архиепископу Сергию (Гришину) — из музея Свято-Тихоновского университета.

Другая часть экспозиции повествует о сохранении церковных традиций и созидательной работе, пусть и в чуждой среде, за рубежом: регулярные Архиерейские Соборы, создание монастырей, типографий, новые труды церковных композиторов и богословов.

Несмотря на то, что общение между двумя частями Русской Церкви было прервано на многие десятилетия, нельзя говорить о полной изоляции. С одной стороны, целый ряд зарубежных архиереев вернулся в 1940-е годы в юрисдикцию Московского Патриархата. Так митрополит Нестор (Анисимов) после возвращения в Россию разделил участь большинства русских иерархов и восемь лет провел в лагере в Мордовии.

С другой стороны, труды зарубежных церковных писателей были хорошо известны в России. Здесь можно назвать «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, «Толкование на Четвероевангелие» и «Толкование на Апостол» архиепископа Аверкия (Таушева), «Догматическое богословие» протоиерея Михаила Помазанского, работы иеромонаха Серафима (Роуза). Им посвящены отдельные стенды на выставке.

Третий раздел выставки посвящен работе комиссий по переговорам Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата. Ценнейшим экспонатом выставки стал Акт о каноническом общении, подписанный 17 мая 2007 года.

  Анастасия Абалихина  

Следующая статья...»

№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 23(372) декабрь 2007


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика