№ 3 (328) февраль 2006 / Форум.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Чудеса истинные и мнимые

Открывая заседание, председатель экспертной группы профессор Павел Флоренский, внук выдающегося богослова о. Павла Флоренского, подчеркнул: «Мы стараемся исполнять наставления председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета — поберечь Церковь от компрометирующих событий».

Секретарь экспертной группы А.В. Московский рассказал о структуре работы группы. «Мы называем себя “следователями районной прокуратуры”. К нам поступает первичное сообщение, и нужно проверить: было событие или нет. Если мы констатируем, что оно было, то в этом случае наша задача — описать событие, проверить его и дать научный анализ. Сделанные выводы мы направляем Богословской комиссии, которая дает им духовное осмысление».

Докладчик привел пример работы экспертной группы. На праздновании дня преподобного Сергия Радонежского в октябрьском небе над Троице-Сергиевой лаврой сотни молящихся наблюдали светящийся крест. Спустя некоторое время, при проверке описанного события, экспертная группа увидела над Лаврой точно такое же свечение. Выяснилось, что благодаря туману прожекторы над Лаврой могут давать подобный отражающий эффект.

В выступлении священника Владимира Соколова (храм Девяти мучеников Кизических, Москва) был поставлен вопрос о мировоззрении очевидцев события. «Даже когда имеется достоверное событие, — сказал о. Владимир, — должен быть “чудовидец”, “чудоверец”. И вот тут важно его мировоззрение. 70 лет мы жили в богословском разрыве, который вынул понятие чуда из нашего сознания. Поэтому в начале перестройки многие люди, открывшие сферу духовную, ринулись в магию и оккультизм». Отец Владимир подчеркнул, что Церковь, безусловно, признает чудо, но критически относится к «чудомании». Как раз этим суеверием пользуются экстрасенсы, использующие христианскую символику и этим привлекающие к себе духовно незрелых людей. «Наше мировоззрение должно быть христоцентричным. Главный критерий подлинности чуда — путь ко Христу», — заключил иерей.

Ответственный секретарь экспертной группы Б.З. Соколов в своем выступлении «Хочется чуда» рассказал о том, как ее участники, проверяя факты, стали свидетелями зарождения одной «благочестивой легенды». В интернете появилось сообщение о том, что каждый год в ночь с 3 на 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, вне зависимости от погоды и вопреки крепким морозам, расцветает верба. В связи с этим верующие даже хотели обратиться к Патриарху с просьбой ввести новый обычай — встречать этот праздник с веточками вербы. За десять дней до означенной даты в 2005 году эксперты начали наблюдение за вербами вблизи четырех храмов в разных районах Москвы и Подмосковья. Как часто бывает в эту пору, случилось потепление, и несколько почек на ветках раскрылись. В ночь с 3 на 4 декабря никаких изменений с почками, по сравнению с результатом недельной давности, не произошло. Пришедшие в храм для молитвы верующие в полночь подходили к вербовым кустам и, видя распустившиеся еще неделю назад, как мы уже знаем, почки, были в полном восторге.

Редактор издательства «Даниловский благовестник» А.А. Добросоцкая сообщила, что вскоре выйдет книга «Чудеса истинные и мнимые». Появление ее — реакция Церкви на тревожные явления, ведущие к смущению духовно незрелых людей и церковному расколу. Среди таких явлений — самочинные иконные изображения и их почитание; книги и фильмы, которые создаются людьми, находящимися в прелести или о таковых; объединения экстрасенсов, являющих «чудеса» и называющих себя «церквями» и «монастырями» (например, «монастырь» «Воскрешающая Русь»). Докладчица призвала быть осторожными в отношении к чудесам, видениям, самочинно писаным иконам.

Последующие доклады, сопровождавшиеся демонстрацией видео- и фотоматериалов, были посвящены самому яркому, по мнению П.Флоренского и его коллег, из исследуемых ими событий — мироточению в пос. Локоть Брянской области. Здесь эксперты были единодушны с «чудоверцами» — это чудо. Присутствовавший на собрании владелец мироточивой иконы Божией Матери «Умиление» (Серафимо-Дивеевской) Виктор Ремезов рассказал, как в 1994 году, зайдя с супругой Натальей в магазин «Детский мир», они купили два уже просроченных календаря с изображением любимой иконы преподобного Серафима Саровского и повесили их у себя дома.

В начале ноября 1999 года в 3 часа ночи Наталья почувствовала благоухание. Супруги решили поставить икону в рамку и, перевернув ее, увидели, что с другой стороны проступил лик Божией Матери. Позвали священника, пропели акафист — и икона замироточила. Она мироточит по сей день, кроме периодов Великого поста. Была изготовлена двусторонняя риза, которая с обратной стороны следовала контуру проступившего образа — на главе Богородицы корона. Ремезовы были очень удивлены, когда увидели точно такую же корону на ризе иконы прп. Серафима. Поставленная в киот, икона мироточит и внутри него, и часто струйками мира покрывается и внешняя сторона стекла. Миро, которое на протяжении многих лет покрывает лицевую сторону иконы, вопреки всем известным законам физики не пропитывает бумагу насквозь. С обратной стороны масляным слоем покрыто лишь проступившее изображение.

По сей день икона обильно мироточит сама, мироточат также выставляемые перед нею иконы многочисленных паломников. Миром покрываются хлеба и вода, выставленные тут же. Иногда как моросящим дождиком покропляются и молящиеся. Старые иконы в этом доме обновляются, расколотые сращиваются.

Были и случаи чудесного исцеления тяжелобольных после молитвы пред этим образом. Так, у жительницы Брянска, готовившейся к серьезной онкологической операции, после поездки в Локоть опухоль исчезла — УЗИ ее не обнаружило. Хранительница иконы Наталья Ремезова, сама врач, настоятельно посоветовала женщине все же прооперироваться. На месте бывшей опухоли, зафиксированной снимками и анализами, в процессе операции была обнаружена лишь небольшая язвочка, а метастазы были словно прижжены.

Православный журналист Ю.И. Шишков привел общее мнение жителей поселка Локоть, что мироточение связано с местночтимым старцем отцом Мелетием (Деминым). Еще в юности став духовным чадом св. Иоанна Кронштадтского, он, по предсказанию великого святого, прожил сто два года, пережив заключения, ссылки, два вывода на расстрел, и почил в поселке Локоть в 1982 году. С момента мироточения иконы замироточил и крест на могиле старца Мелетия. Сейчас готовятся материалы по канонизации этого подвижника.

Завершая круглый стол, А.В. Московский подытожил: «Нужно научиться обращаться с чудом. Чудо — это динамит. Раньше мы думали, что это мы занимаемся чудесами, на деле же это чудеса занимаются нами».

 

  Лариса Лапшина  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 3 (256) февраль 2003 года.


№ 3 (328) февраль 2006

Чудеса истинные и мнимые


№ 23 (348) декабрь



№ 3 (256) февраль 2003 года.

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика