№ 15 (292) август 2004 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Выступление Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Расширенном Совещании Руководителей Центрального Федерального округа в Курске

Уважаемые члены коллегии! Уважаемые братья архипастыри! Уважаемые участники конференции!

В наше время утверждение о том, что религиозные убеждения влияют на развитие личности и определяют поведение человека во всех сферах его жизни, не вызывает никаких возражений.

Действительно, Церковь учит строить крепкую семью, честно и творчески трудиться, любить Отечество, уважать власть и закон, заботиться о слабых. Эти принципы, с точки зрения христианской системы ценностей, являются основополагающими для каждого человека.

Сегодня российские государственные деятели, политики и все те люди, которым небезразлична судьба нашего Отечества, осознают необходимость твердой нравственной основы для формирования общественных идеалов и создания цивилизованного общества.

Однако возникает вопрос: не приведет ли широкое духовно-нравственное представительство в общественной жизни различных вероисповеданий к опасности возникновения конкурентных отношений или даже столкновений между различными религиозными общинами? Упоминаю о подобных опасениях потому, что они возникают всякий раз, когда кто-то хочет ограничить социальное служение Русской Православной Церкви.

Принцип религиозной свободы, закрепленный в Законе о свободе совести и о религиозных объединениях, безусловно, важен и необходим. В то же время нужно отдавать себе отчет в том, что один-единственный принцип, как бы он ни был прекрасен, не в состоянии отразить все богатство, разнообразие и многосложность наличной действительности, а тем более заложенный в ней потенциал развития.

Помимо названного, существуют по меньшей мере еще два принципа, обращение к которым необходимо в интересах нормального устроения религиозной жизни в нашей стране.

Первый принцип подразумевает различение понятий «равенство» и «равноправие». Русская Церковь выступает за равноправие различных религиозных организаций перед лицом закона. И если вдруг появится некая законодательная инициатива, ущемляющая законные права тех или иных религиозных групп, то наша Церковь, сама прошедшая в недавнем прошлом через горнило гонений, первой выступит в защиту таких общин.

При этом естественно учитывать роль той или иной конфессии в современной жизни государства и в его истории, в формировании духовно-нравственных ценностей общества. Невозможно, к примеру, игнорировать то обстоятельство, что творческий вклад Большого театра и сельского клуба в культурную жизнь России будут a priori различны, хотя как юридические лица и Большой театр, и сельский клуб одинаково равны перед законом. Ущемлять права малых творческих коллективов было бы, конечно, очевидной несправедливостью. И в то же время государственная власть имеет право и моральный долг оказывать поддержку тем коллективам, которые определяют культурный уровень страны.

Православными людьми считают себя около 80 процентов населения нашей страны. Православие — это религия, которая определяет нашу национальную идентичность, наше национальное самосознание. Поэтому, выступая в поддержку принципа свободы совести и равноправия религиозных организаций, нельзя игнорировать реальный вклад Русской Православной Церкви в духовную и интеллектуальную жизнь России и русского народа.

Сейчас стало модным критиковать региональное законодательство, регулирующее правоотношения в религиозной сфере, за его «дискриминационный» характер. Может быть, в нем можно найти отдельные недостатки и противоречия с федеральной нормативной базой, но, на мой взгляд, именно регионы демонстрируют сегодня понимание того, что принцип религиозной свободы должен реализовываться в согласии с иными императивами национального строительства и что нарушение данного порядка вещей приводит к появлению экстремизма, национальной и религиозной напряженности.

Так, региональное законодательство свидетельствует о необходимости применения еще одного принципа при реализации идеи религиозной свободы на местах. Я имею в виду заботу о сохранении культурной идентичности народов России. Ибо культурная идентичность — не пустой звук. Через нее человек психологически связан с обществом и государством. Она влияет на деятельность и саморазвитие личности. Религия является базовой составляющей культур всех народов мира и определяет их цивилизационную самобытность. Именно поэтому существуют понятия «христианская культура», «исламская культура», «буддийская культура» и так далее.

 Во всех осознающих свою культурную самобытность странах предпринимаются меры для сохранения традиций, в том числе религиозных. Например, в некоторых европейских городах практически невозможно построить культовое сооружение, превышающее определенные размеры или диссонирующее с архитектурным стилем окружающих зданий. На мой взгляд, это разумная мера, поскольку такой подход фактически поддерживает и охраняет чувство любви к Родине, ее истории и культуре.

Могу привести конкретный пример: русская православная община Швейцарии обратилась к властям Цюриха за разрешением на строительство храма в традиции русского церковного зодчества. Городским властям было представлено несколько проектов, однако православные получили отказ с мотивировкой: данная архитектура не соответствует культурно-исторической традиции города. И никакие апелляции к правам человека и сетования на дискриминацию религиозных меньшинств при таком подходе к вопросу были бы неуместны.

В последнее время мы наблюдаем дискуссии, которые вызвало в нашем обществе намерение Общества сознания Кришны возвести свой храмовой комплекс близ центра Москвы, на исторически значимом и памятном для русских людей месте. Это должен был быть храм, размеры которого далеко превзошли бы нынешние и будущие потребности маленькой кришнаитской общины Москвы: культовый комплекс высотой с 16-этажный дом по вместимости должен был сравниться с Храмом Христа Спасителя! Это строительство планировалось явно «на вырост» числа последователей этой экзотической для России религии. За счет кого должна будет увеличиваться община ее адептов? За счет православных, мусульман, буддистов... Данный проект нарушал не только религиозную свободу большинства граждан, но и свидетельствовал о полном пренебрежении заботой о сохранении культурного и исторического облика исторической Москвы. Полагаю, что не случайно идея гражданского противодействия амбициозным устремлениям кришнаитов получила отклик не только в среде активных верующих, но в широких кругах и рядовых горожан.

Подобные проблемы, как правило, возникают у общества с религиозными организациями, имеющими иностранное происхождение. Чаще всего у них сравнительно небольшое число сторонников, но серьезная финансовая поддержка. Имеющиеся материальные средства и ресурсы позволяют им вести миссионерскую и социальную деятельность, многократно превышающую их фактический удельный вес в религиозной жизни страны или региона. Некоторые из подобных организаций под видом образовательной, медицинской, благотворительной деятельности занимаются откровенным прозелитизмом — «уловлением душ» наших сограждан, нередко социально неблагополучных, а также размыванием и искажением самобытной культуры России. Причем нередко действуют такие организации без какой бы то ни было государственной лицензии. Таким образом, требование соразмерности в подходе к действующим на территории России религиозным организациям и охраны культурной идентичности нашего народа — это фактически требование справедливости при реализации религиозных прав граждан и сохранения духовной, культурной и исторической самобытности нашего Отечества.

Наличие данной проблемы, конечно, не исключает сотрудничества с теми религиозными общинами, которые придерживаются схожего с Русской Церковью взгляда на принципы устроения системы межрелигиозных и межконфессиональных отношений в России. С 1998 года в нашей стране действует Межрелигиозный совет России, в который наряду с Русской Православной Церковью входят крупнейшие мусульманские, иудейские и буддийские организации. Кроме того, Русская Церковь открыта для осуществления совместных проектов культурной и социальной направленности. Примером подобного сотрудничества является антинаркотическая акция «Поезд в будущее», проведенная в прошлом году совместно с традиционными религиями России и некоторыми христианскими конфессиями.

Подводя итог, хотел бы еще раз подчеркнуть: принцип религиозной свободы не может и не должен быть абсолютизирован в угоду неким абстрактным соображениям. Его необходимо сочетать и с другими ценностными ориентациями, например, такими, как адекватность миссионерской и социальной активности удельному весу тех или иных религиозных организаций и деятельное попечение о сохранении культурной самобытности России. Без этого в нашей стране сегодня нельзя построить мирные и эффективно работающие межрелигиозные и межконфессиональные отношения.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008












ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика