Церковный вестник


№ 19(344)октябрь / Православный мир

Русская Церковь в Лондоне

В декабре 2006 г. исполняется 290 лет со дня основания Русской Успенской церкви в Лондоне. С того времени не прерывается приношение Бескровной Жертвы в столице Великобритании — страны, где начало проповеди Евангелия положил апостол от семидесяти Аристовул и где Церковь Христова за тысячелетие (до отпадения Запада в XI веке) прославила подвиг более двухсот мучеников, святителей, преподобных, благоверных королей и страстотерпцев.
В начале XVIII века в Англию стали прибывать русские люди. Царь Петр I, в 1699 г. более трех месяцев живший в Лондоне и закончивший тут свое обучение корабельному делу, стал посылать в Лондон молодых дворян и мастеровых для обучения наукам и ремеслам. К середине 1710-х годов десятки русских — морских офицеров («практики ради навигацкой»), кораблестроителей, механиков жили и учились в Англии. Они по несколько лет не говели, не приобщались Святых Таин, за неимением в Великобритании церкви и священника.
В 1712 г. в Лондон из Александрийской Церкви для сбора пожертвований прибыл митрополит Фиваидский Арсений с группой греческих клириков. Среди сопровождавших были казначей Александрийского Свято-Саввина монастыря архимандрит Геннадий и его племянник чтец Варфоломей Кассано. Владыка Арсений устроил часовню в снятом для этого доме и совершал регулярные богослужения. Русские, наконец, могли исповедаться (через переводчика) и причаститься. На службах бывали местные и приезжие греки, заходили и англичане, интересовавшиеся православием. Пробыв в Англии более трех лет, посланцы Александрийского патриарха отплыли в Голландию.
В то время в Лондоне действовала постоянная Русская миссия (посольство). В октябре 1716 г. Яков Сенявич, секретарь миссии, которому было поручено опекать молодых соотечественников, обратился к митрополиту Арсению с просьбой прислать в Лондон архимандрита Геннадия для устроения в столице Англии православной церкви. Вскоре о. Геннадий с племянником вернулись в Лондон. Сенявич нанял дом в переулке Эксчейндж-корт, близ Стрэнда, в большой гостиной которого была устроена русская посольская церковь, освященная во имя Успения Божией Матери. В верхнем этаже дома поселились архимандрит Геннадий и его келейник Варфоломей.
Яков Сенявич добился приема у Лондонского англиканского епископа Джона Робинсона и, представив ему архимандрита Геннадия, рассказал, что волею царя Петра на английском флоте служат русские люди, нуждающиеся в духовном окормлении. Заметив, что «русский царь в своем государстве английским протестантам церковь содержать милостиво соизволяет», он получил от епископа Робинсона разрешение совершать в Лондоне православные богослужения. Епископ велел Сенявичу, чтобы «приватно службу Божию отправляли»; «англичан до церкви не допускать», пение же должно быть тихое, «чтоб простой народ какой обиды не учинил» (приняв службу за католическую мессу, служить которую в Англии было запрещено законом).
Первая Божественная литургия была совершена в конце ноября 1716 г. — вероятнее всего, 21-го, в праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм. В Патриаршем Успенском соборе хранится реликвия — первое напрестольное Евангелие Русской церкви в Лондоне, изданное по-гречески в Венеции в 1684 г.
Вскоре Сенявич с архимандритом Геннадием отправились в Голландию и получили аудиенцию у царя. Петр Алексеевич именным указом повелел выдавать средства на содержание лондонской посольской церкви и священника при ней. Он также пожелал, чтобы у русских в Лондоне была церковь, построенная на своей земле. Царскому желанию Бог судил сбыться лишь в последней четверти XX века.
Хотя к 1720 г. отношения между Россией и Англией были прерваны, посольство и почти все русские уехали на родину, службы в Успенской Греко-Российской церкви не прекращались. Большинство прихожан были греки — купцы, моряки; было и несколько русских. Стали понемногу принимать православие англичане — чаще всего невесты и жены православных. Согласно записи в «Книге церковной записной» за 15 августа 1724 г., к Св. Церкви была присоединена Елисавета, жена Варфоломея Кассано (венчались они в июле того же года). Чтобы подготовить ее к св. Крещению, Варфоломей перевел Катехизис на английский. На Рождество 1731 г. крестилась первая английская семья: Роберт Райт с женой Елисаветой и детьми.
В 1726 г. архимандрит Геннадий написал священноначалию письмо с просьбой рукоположить находившегося тогда в Петербурге Варфоломея в священный сан себе в помощники. По указанию архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича) просьба была исполнена. Священник Варфоломей получил для служения ризы и отплыл в Лондон. В 1731 г. отец Геннадий, будучи в России, получает от правительства для церкви иконы и плащаницу. Церковное убранство было весьма скромным: по описи 1739 г. в двухъярусном иконостасе было девять икон, также две малые иконы по бокам и четыре складня.
Первый настоятель посольской Успенской церкви архимандрит Геннадий отошел ко Господу в начале 1737 г. Отец Варфоломей, к тому времени овдовевший и принявший постриг, вступил в должность настоятеля. Он служил и проповедовал по-гречески и по-английски (в описи церковного имущества за 1749 г. есть английские переводы двух Литургий, Служебника, Катехизиса и два ящика с проповедями по-английски). По свидетельству князя Антиоха Кантемира, российского посланника в Англии в 1732—1738 гг. и известного поэта,  иеромонах Варфоломей «говорил и писал по-английски как природный англичанин». Небольшая община состояла из русских дипломатов и их семей, греческих и русских купцов (с 1681 по 1838 г. лондонские греки не имели своего храма), немногих простолюдинов, оказавшихся в Англии, и нескольких английских семей, принявших православие (особо назовем жившего в Лондоне американца Филиппа Лодвелла с дочерьми).
После кончины архимандрита Геннадия Святейший Правительствующий Синод отправляет в Англию в помощь о. Варфоломею был направлен иеромонаха Иоанна (Ястрембскийого), впрочем, скоро вернувшийегося в Россию. С ним прибыли два псаломщика, в старое время именовавшиеся дьячками или церковниками (псаломщик, то есть церковный чтец — низший чин церковнослужителя). Псаломщиков обычно выбирали из семинаристов или певчих Придворной капеллы. Церковники готовили службы, пели на клиросе, убирали церковь. После этого штат посольской церкви не изменялся 130 лет — один священник и два церковника.
В 1746 г. скончался иеромонах Варфоломей. В церкви по ходатайству посланника временно служат афонские иеромонахи Геннадий и Иеремия. Синод отправляет в Лондон протоиерея Архангельского собора Кремля Антипу Мартинианова, но тот вскоре занемог и попросился обратно. В 1749 г. один из псаломщиков, Стефан Ивановский, по рекомендации российского посланника решением Синода был рукоположен во иерея. Священник Стефан, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии, «человек тихий, благочестивый и довольно ученый», женатый на Анне Джонсон, служил в Успенской церкви до своей кончины в 1765 г.
При о. Стефане посольская церковь впервые поменяла адрес. «Церковь... пришла в крайне ветхое и в скудное состояние, а именно дом, в коем св. церковь состоит, так уже древен, что ежедневно ожидаю его разрушения» — писал о. Стефан послу. Дом стоял «в неприличном и позорном месте» — узеньком переулке у Стрэнда, главной торговой улицы Лондона, куда по вечерам выходили уличные женщины (поэтому приходилось нанимать сторожа у дверей во время служб). В 1756 г. церковь переехала поближе к посольству, на Берлингтон-гарденс близ Клиффорд-стрит (недалеко от Риджент-стрит). Как обычно, гостиная была переделана в часовню. Годовая аренда дома в достойном месте обходилась в 80 фунтов (400 руб., в двадцать раз дороже прежнего).
После непродолжительного пребывания в Лондоне присланного киевским митрополитом проповедника в архиерейском доме и «учителя великой инструкции» иеромонаха Ефрема (Дьяковского), следующим настоятелем Успенской церкви становится Андрей Самборский, прежде служивший в Лондоне церковником. Обвенчавшись с англичанкой в Амстердаме, Самборский был рукоположен во иерея 8 сентября 1769 г. в Санкт-Петербурге.
Одним из основных требований к кандидату было знание греческого, так как значительную часть прихожан составляли греки. О. Андрей окончил Белгородскую семинарию и до отъезда в Лондон обучался в Киевской  духовной академии.
Перед отъездом на место служения новопоставленный священник получал от Синода письменную инструкцию. Так иеромонаху Иоанну (Ястрембскому) предписывалось носить «платье колера черного не весьма дорогой цены, но только чистое», длинное («не выше 2 вершков от земли»); «босоножно не ходить, но в сапогах, какие там употребляются, или в башмаках с чулками черными». Запрещалось «монашеское одеяние во время ношения на руку заметывать», «продавать на улице свечи церковные, или выставлять столики на улице для сбора денег», «выдумывать чудеса и видения». По городу надлежало «чистою коляскою ездить, а не пешком ходить».
Инструкция священнику Андрею Самборскому (из 21 пункта) предписывает формы поминовения Императрицы Екатерины, августейшего семейства, всей палаты и воинства их, а также Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. Определяются службы и молебны в высокоторжественные дни (рождения, тезоименитства, восшествия на престол и коронации монарха). Указываются требования к поведению священника, и обязанность «смотреть прилежно» за подчиненными ему церковниками. Священнику необходимо прилежать о проповеди слова Божия; всегда иметь в алтаре запасные Св. Дары. «Смотреть за тем, чтобы при богослужении на смеялись, не шумели и не безчинствовали»); о нарушителях порядка, после двукратного увещания, надлежало сообщать российскому министру (послу). Со всеми вести себя благонравно, особо с англичанами, а также «с приезжими греками с потребным снисхождением и приятностью обходиться».
Приведем примечательные пункты: «6. Смотреть прилежно, дабы в городе Лондоне обретающиеся Православно-восточной, Греко-Российской веры всякого чина Российского народа люди во все установленные посты, паче же во святой Великий, постились и исповедовались, и по достоинству Св. Таин приобщались неотменно». «7. В прение о вере ни с кем, паче же с иного исповедания людьми, не вступать»; «8. При присутствии, где бы то ни быти не имело, Его Королевского Величества, ежели тебе тут же быти случится, поступать честно и учтиво и ни в какие дальные и неумеренные разговоры и действа отнюдь не вступать...»; «9. За крещение, браки, благословение и погребение не домогаться, но кто что доброю волею подаст, принимать с благодарностью и довольствоваться Ее Императорского Величества милостивым жалованьем»; «12. К людям иного исповедания со святынею не ходить, да и к своим ходить токмо когда будешь приглашен».
Протоиерей Андрей Самборский открывает череду выдающихся людей, настоятельствовавших в Лондонской посольской церкви. Он пишет докладную записку на имя Екатерины II, предлагая обучать юношей из России передовым методам сельского хозяйства, которыми Англия в то время славилась. По велению царицы он отправляется в Харьков, и из семинарии отбирает молодых людей для обучения в Англии, а также новых псаломщиков для лондонского храма.
Вскоре императрица отзывает о. Андрея в Россию и отправляет его сопровождать цесаревича Павла Петровича в путешествии по Европе. Позднее протоиерей Андрей Самборский становится законоучителем сыновей Павла, Александра (будущего императора) и Константина. Впоследствии о. Андрей назначается настоятелем новопостроенного Софийского собора в Царском Селе, а в самом начале XIX века отправляется в Венгрию в качестве духовника дочери Павла I Александры, рано умершей супруги Австро-Венгерского наследника престола.
По отъезде о. Андрея в Россию в 1780 г. на его место был рукоположен некогда привезенный им из Харькова псаломщик Иаков Смирнов, прослуживший в Лондоне почти 65 лет — более, чем кто-либо иной. О. Иаков был человек весьма незаурядный. Он много помогал английскому историку Уильяму Туку в работе над историей России в царствование Екатерины II и издал в Лондоне свой перевод «Описания Российской Империи» Плещеева.
Протоиерей Иаков (получивший протоиерейство на тридцать восьмом году служения) поражал гостей из России непоповской внешностью. Одевался он на английский манер, хотя и несколько старомодно: носил длиннополый сюртук, штиблеты, напудренную косицу. «Молодой, прекрасно образованный английский лорд!» (писал журналист Петр Макаров в 1795 г.); «одеждой — лорд прежних времен... он казался мне ожившим портретом голландской школы» (художник Федор Иордан, 1830 г.).
Помимо священнических обязанностей, о. Иаков Смирнов был надежным помощником многолетнего посла России в Лондоне графа Семена Воронцова. В 1791 г., во время одного из кризисов в отношениях между Россией и Англией, о. Иаков вместе с прихожанином посольской церкви англичанином Джоном Парадайзом, зятем Филиппа Лодвелла, несколько месяцев с утра до ночи работал над организацией кампании в прессе против войны с Россией, которую намеревалось начать английское правительство. Войну удалось предотвратить.
Во время нового обострения отношений в 1800 г., когда посол России покинул Англию, священник Смирнов рескриптом императора Павла был назначен исполняющим обязанности Российского посланника (насколько известно, это единственный в истории Русской Церкви случай).
Протоиерей Иаков Смирнов владел полдюжиной языков и был избран членом Королевского Общества (британской Академии наук) за опубликованные им статьи в разных отраслях естественных наук.
Выделяемых Сенатом на аренду и содержание храма 600 рублей едва хватало на текущие расходы, и к началу служения о. Иакова здание пришло в негодность. При нем посольская церковь переезжала дважды: в 1784 г. на Грейт-Портланд-стрит, а в 1813 г. — в арендованный на долгий срок просторный дом №  32 по Уэльбек-стрит, где пребывала дольше, чем где-либо — более ста лет. В 1815 г., с позволения домовладельца и соседей, о. Иаков строит часовню во дворе дома, где прежде были конюшни.
Последние три года жизни отца Иакова были омрачены наступающей слепотой. С середины  1837 г. в помощь ему приезжал иеромонах Нифонт из парижской посольской церкви. Годом раньше прихожане-греки решили отделиться, устроив свою церковь в купеческом доме в Сити.
После кончины о. Иакова в 1840 г. в Лондон был переведен из Копенгагена священник Евгений Попов, магистр богословия Санкт-Петербургской духовной академии. Общительный и деятельный, он скоро стал душой небольшой русской колонии. В годы Крымской войны и позднее по ее окончании о. Евгений регулярно ездил в портовые города, где содержались сотни русских военнопленных, и много хлопотал о их судьбе перед властями. Когда в Португалии свирепствовала эпидемия холеры, он провел там несколько месяцев (в это время в Лондоне служил его сын).
Протоиерей Евгений Попов имел обширные связи в английском обществе. Он был главным консультантом англиканского священника Джона Мэйзона Нила в работе над многотомной историей Православной Восточной Церкви (труд Дж. М.  Нила поддерживали император Николай I и свт. Филарет Московский). О. Евгений Попов печатал заметки в российских журналах духовного направления, в частности, о возможности соединения с англиканами (его вывод в последнем случае — отрицательный), писал докладные записки в Синод (сохранился его обширный доклад с предложениями по церковно-политическому урегулированию положения Константинопольского Патриархата, испытывавшего притеснения от Османского правительства).
В середине 1860-х годов о. Евгений, принявшись за ремонт церковного здания, принял решение на том же месте построить новое. Часовня была увенчана куполом и расписана. Иконы в иконостасе были написаны специально приглашенным членом Российской Академии художеств. Большую помощь в устроении нового храма оказала проживавшая в Лондоне дочь Александра II великая княгиня Мария Александровна, супруга герцога Эдинбургского. Русская часовня на Уэльбек-стрит сохранилась до наших дней. Это памятник архитектуры, охраняемый законом (но, увы, не используемый по назначению — теперь там склад гомеопатических лекарств).
В 1875 г. протоиерей Евгений Попов, находясь в Санкт-Петербурге, неожиданно скончался. (Из многолетних настоятелей лондонской церкви лишь он и протоиерей Андрей Самборский похоронены в России, все остальные покоятся в Лондоне: две могилы сохранились на кладбище Кенсал-грин, три — на Старо-Бромтонском кладбище.) Настоятелем стал его сын Василий — как и отец, окончивший Санкт-Петербургскую духовную академию. Через два года священник Василий скоропостижно скончался. Синод переводит в Лондон из Брюсселя о. Евгения Смирнова, который прослужит в посольской церкви 46 лет, с 1877 по 1923 г.
О. Евгений Смирнов после окончания Академии несколько лет служил псаломщиком в русской церкви в Нью-Йорке (имеются его воспоминания об этом). Подобно своему предшественнику, о. Евгений был талантливым церковным деятелем. Он много писал; выпустил книги о соединении церквей (выводы — неутешительные), об истории миссий Русской Церкви (по-английски) и др. Много статей прот. Евгений написал несколько книг, печатал статьи в церковных журналах, вел обширную корреспонденцию (сохранилась его переписка с архиепископом Ярославским Тихоном — будущим патриархом, и св. равноап. Николаем, архиепископом Японским), был близким сотрудником обер-прокурора Священного Синода Константина Победоносцева.
В конце XIX в. зарубежные приходы в Европе были переданы в ведение митрополита Санкт-Петербургского. С 1867 г. в штате церкви имеется диакон (первым диаконом стал сын о. Евгения Попова Василий), а в 1897 г. появляется и хор (прежде пели псаломщики): Синод решает прислать четырех певчих — магистров богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
Случались с клириками в Лондоне и особые несчастья. Посол Мусин-Пушкин писал в докладе за 1767 г. об иеромонахе Ефреме (Дьяковском): «Здоровье его упало и из дому выходить не мог, ибо от дерзновенного и необузданного здешнего народа, к одежде его непривыкшего, не раз были учинены ему на улицах огорчения и обиды». О. Ефрема жестоко били, принимая его за католического священника, каковых в Англии за полтора века до того положено было ловить и казнить.
Особенно тяжелой была жизнь псаломщиков: до середины XIX века их жалование было весьма мало (100 руб. в год — на английские деньги 20 фунтов), а Лондон в то время считался самым дорогим городом в мире. Посол граф Чернышев писал в Коллегию иностранных дел о том, что труд церковнослужителей в Лондоне оплачивается хуже, чем труд лакеев (получавших 25 фунтов в год, притом имея от господ даровую квартиру, стол и одежду). Церковники входили в неоплатные долги; под влиянием нужды и лишений некоторые впадали в отчаяние, начинали пить. Несчастный дьячок Сила Бархатов подрался на улице с солдатами и был осужден на год тюрьмы, где через два месяца неожиданно скончался.
Были среди псаломщиков весьма заслуженные люди, прослужившие в лондонской церкви многие десятилетия: Леонтий Литкевич (служил 54 года, скончался в 1834 г.), Николай Орлов (служил 46 лет, скончался в 1916 г.). Псаломщик Орлов последние годы жизни профессорствовал в Лондонском университете (Кингс-колледж, русский язык и литература). Он также переводил на английский и издавал богослужебные тексты, что особо ценили архиереи и клирики Алеутской епархии, окормлявшие всех православных, живших в Северной Америке. О. Евгений отправлял в Америку множество книг.

* * *
С концом Российской империи начинается новый этап в жизни русской церкви в Лондоне. Поддержки со стороны российского государства ждать не приходилось; к тому же количество молящихся в выросло в несколько раз за счет беженцев, и на праздники часовня на Уэльбек-стрит не могла вместить всех молящихся. В  октябре 1919 г. решением общего собрания был учрежден Лондонский Успенский приход Русской Православной Церкви, и в качестве приходского устава принят устав, утвержденный Московским Собором 1917—1918 гг.
Вскоре была заведена «Приходская книга», куда записалось около 400 прихожан. Следует заметить, что определенная часть русских указывала свое лондонское место жительства как временное, а российское — как «постоянное», «обыкновенное» (граф Дмитрий Шереметев записал себя, жену и детей по адресу: Петроград, Фонтанка, 34). Довольно много было англичан — потомков смешанных браков, а также тех, кто много лет прожил в России и вернулся с русскими женами и детьми (по законам Российской империи все без исключения дети смешанных браков воспитывались в православной вере).
С 1921 г. богослужения совершались в здании бывшей англиканской церкви св. апостола Филиппа, находившейся недалеко от вокзала Виктория (церковь, разумеется, была освящена во имя Успения Божией Матери, но в просторечии осталась церковью ап. Филиппа).
Когда в 1923 г. скончался о. Евгений, Приходской совет предложил в настоятели протоиерея Иоанна Лелюхина, эвакуировавшегося с белым ополчением из Архангельска. В 1926 г. в Лондон приехал из Финляндии архиепископ Серафим (Лукьянов).
В том же 1926 году разгорелся открытый спор между митрополитом Евлогием (Георгиевским), которого патриарх Тихон поставил управлять Западноевропейской епархией, и Заграничным Синодом в Сремских Карловцах (Югославия) во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Часть лондонских клириков — протоиерей Николай Бер и священник Владимир Феокритов держала сторону митрополита Евлогия и его либеральных парижских сторонников, другая — архиепископ Серафим и протоиерей Иоанн Лелюхин — сторону Синода в Карловцах.
Произошел раскол: сторонники митрополита Евлогия отделились от архиепископа Серафима, оставшегося в ведении Зарубежного Синода, и образовали патриарший приход (обычно именовавшийся «евлогианским»). Служили в одном храме попеременно (одну субботу и воскресенье — евлогианский приход, следующие — зарубежный). Отношения, впрочем, были вполне теплые, ибо ведь выбор прихода очень часто диктовался политическими симпатиями; нередко было так, что в одной семье сторонники монархии ходили в зарубежный приход, а люди либеральные — в евлогианский. Благотворительный предрождественский «bazaar» (распродажу) устраивали совместно, как и ежегодную кампанию по сбору средств на текущие расходы. Хор оставался один на два прихода.
В 1931 г. митрополита Евлогия с управлявшейся им Западноевропейской епархией (которая насчитывала около ста приходов) принял в общение Константинопольский патриарх Фотий. Принял временно, до избавления от гонений безбожной власти в России. Лондонский патриарший приход также стал «евлогианским».
В 1940 г. почил в Бозе протоиерей Николай Бер, и приход возглавил протоиерей Владимир Феокритов. Во время Второй мировой войны церковь пострадала от бомбежки (после войны пролом в стене, образовавшийся от попадания бомбы, был заделан). К тому времени оба прихода имели свой приходской дом, где совершались богослужения, когда в главном храме служил другой приход.
Оба лондонских русских Успенских прихода существуют и ныне; оба — наследники Русской Посольской церкви. С Божией помощью, общение между ними может быть налажено в недалеком будущем. Ныне приход Русской Православной Церкви Заграницей возглавляет протоиерей Вадим Закревский. Службы совершаются в недавно построенном двухпрестольном храме во имя Успения Божией Матери и Новомучеников и исповедников Российских, расположенном на западе Лондона в районе Чизик.
В 1945 г. престарелый митрополит Евлогий решил вернуться, и просил Патриарха Московского Алексия I принять его и его паству под свой омофор. В августе 1945 г. в  Париже и Лондоне побывала делегация Русской Церкви во главе с митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем). Осенью того же года Священный Синод Русской Церкви удовлетворил просьбу владыки Евлогия.
Однако в 1946 году, по кончине митрополита, его последователи в Париже отказались подчиниться этому решению и попросились в Константинополь (ссылаясь на то, что ответа оттуда на письменное уведомление Патриарха Алексия и прошение митрополита Евлогия не последовало). Из всей епархии один лишь Лондонский приход сохранил верность Патриарху Московскому.
В начале 1949 г. в Лондон из Парижа по приглашению Содружества во имя прп. Сергия, игумена Радонежского, и первомученика Британского Албана приезжает иеромонах Антоний (Блум). Содружество было основано в 1920-е годы верующими студентами — православными, англиканами, католиками, и проводило ежегодные конференции, на которые о. Антоний к тому времени приезжал уже трижды.
Кроме своих обязанностей в Содружестве (он служил, проповедовал и читал лекции в часовне Содружества во имя свт. Василия Великого на ул. Ноттинг-Хилл-Гейт), о. Антоний помогал протоирею Владимиру на патриаршем приходе. И когда летом 1950 г. о. Владимир неожиданно скончался, прихожане с любовью приветствовали нового настоятеля иеромонаха Антония.
О. Антоний восстановил приходскую школу для детей, существовавшую до войны. Начал регулярно выходить «Приходской вестник» с приложением для детей и английским отделом. О. Антоний по-прежнему активно работал в Содружестве, и мало-помалу в церковь потянулась молодежь — второе поколение эмигрантов. Появились и англичане, изъявившие желание присоединиться к Св. Церкви.
В 1953 г. отец Антоний был возведен в сан игумена, в 1956 — архимандрита, а в 1957 г. был поставлен во епископа Сергиевского. В 1962 г. решением Св. Синода на территории Великобритании была образована епархия, носящая имя — Сурожской. Епископ Антоний стал архиепископом (с 1966 г. митрополитом) Сурожским.
В 1953 г. городские власти Лондона решили строить на месте церкви ап. Филиппа автовокзал. В распоряжение патриаршего прихода было предоставлено пустующее здание англиканской церкви во имя Всех святых, по адресу Эннисмор Гарденс, 67.
Осенью 1956 г. престол храма был освящен во имя Успения Божией Матери. Митрополит Антоний благословил оставить в имени собора праздник Всех святых (в храме один престол). В октябре 1964 г. службу праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня возглавил находившийся в Англии с визитом Святейший Патриарх Алексий I.
В 1979 г. усилиями прихожан здание церкви было приобретено в собственность прихода. Значительную часть собранных средств составили добровольные пожертвования англикан, весьма ценивших труды митрополита Антония на ниве евангельской проповеди (с  начала 1960-х годов он регулярно проповедовал на местном радио и телевидении).
В 1991 г. по приглашению митрополита Антония в Лондон прибыл епископ (с 1992 г. архиепископ) Анатолий (Кузнецов), получивший титул Керченского. В том же году собор посетил Святейший Патриарх Алексий II. С начала 1990-х годов все большую часть прихожан составляют новоприезжие — как те, кто воцерковился на Родине, так и пришедшие в Церковь уже в Англии. За последние пятнадцать лет приход вырос в несколько раз.
В 2003 г., после 55 лет трудов по распространению православия в Великобритании, почил в Бозе митрополит Сурожский Антоний. В  2003—2006 гг. временным управляющим епархии был епископ Сергиевский Василий (Осборн).
В настоящее время епархией и Лондонским приходом управляет архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев). Решением Священного Синода от 6 октября 2006  г. викарием Корсунской епархии определено быть епископу Богородскому Елисею (Ганабе), которому было поручено управление  Сурожской епархией.

  Михаил Сарни  

   



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://