№ 6 (355) март 2007 / Православный мир

Следующая статья...»

Слово о русском подвижнике

Люксембург - город и государство одного названия - чистый, аккуратный, ухоженный европейский город. Здесь работает около двухсот банков, и жизнь течет неторопливо и размеренно. От всего веет уютной провинциальностью. Город - для людей.

Иду по улице маршала Фоша и вдруг вижу… русскую церковь с пятью луковками куполов – одной позолоченной в центре и четырьмя синими по краям. Русское мгновение в Люксембурге! Изумлению и любопытству моему не было предела. Как и когда эта церковь появилась в католической стране, в сердце Люксембурга? 

Я обратился к истории. 1920-е годы, в России полыхает Гражданская война. В составе Добровольческой армии с большевиками воюет офицер Роман Филиппович Пух. Соратники уважительно отзывались о его бесстрашии и пренебрежении к смерти, неколебимой вере в Бога и в Россию… После разгрома Белой армии Роман Пух эмигрировал в Болгарию. Там 18 августа 1926 года родился его сын Сережа - будущий банкир, а затем священник, настоятель первого и единственного в Люксембурге православного храма во имя свв. апп. Петра и Павла. 

Удивительна жизнь этого человека, который никогда не был в России, но остался русским и любит Россию и служит ей и православию вдали от Отчизны. Он говорит и мыслит по-русски лучше многих нынешних россиян. Отец Сергий вспоминает: «Отец воспитал меня, моих сестру и брата в страхе Божием, в любви к неизвестному нам отечеству. Жили мы, так сказать, “на чемоданах”. Отец все ждал перемен в России, чтобы сразу же взять нас и поспешить на родину… Не дождался он падения коммунизма. Умер в 1958 году и похоронен среди своих соратников. Он был молчалив, о боях рассказывал мало, но что-то его тяготило… Отец научил нас многим русским песням. На первом месте всегда был наш гимн “Боже, Царя храни”, который мы пели при каждом удобном случае, на престольном празднике или на всех приуроченных праздниках. Был отец канонархом в Полтавском соборе. По памяти он записал все песнопения, некоторые мы по сей день поем…»

Через год после кончины отца, в 1959 году, Сергей Пух уехал в США и через пять лет получил американское гражданство. Работал он в одном из банков Нью-Йорка, а потом в крупнейшем в Люксембурге «Банке Женераль» был шефом департамента импорта-экспорта. Там же он познакомился с будущей женой Эммой. 

Живя в Нью-Йорке, Сергей Пух был церковным певчим, чтецом, казначеем. В 1973 году он серьезно заболел. Тяжелая болезнь могла привести к летальному исходу. Тогда больной стал истово молиться Богу об исцелении и дал обет в случае своего выздоровления стать священником и построить храм. За него молились и мать, и жена, и настоятель храма. Бог смилостивился, и больной выздоровел. В том же году митрополит Филарет рукоположил Сергея Пуха в диакона, а в 1974 году, уже в Люксембурге, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний рукоположил его в сан иерея. 

Теперь необходимо было собрать средства на строительство храма. Чтобы иметь первоначальный капитал, отец Сергий выставил на продажу свой собственный дом. Однако полученных средств было недостаточно, и он обратился к миру с просьбой о пожертвовании: «Обращаемся ко всем нашим соотечественникам, в рассеянии сущих: вспомните в светлый день Святой Пасхи и о нас, в маленьком герцогстве Люксембурге, что мы такие же православные как и все вы, но только с той разницей, что уже много-много лет встречаем мы праздник Пасхи в католическом храме. Помогите нам посильной лептой, дайте нам возможность молиться в своем храме...»

Возник и вопрос о месте, где строить храм. Познакомившись с православным священником и узнав о его проблемах, власти Люксембурга долго решали, выделять ли землю для храма. 

18 октября 1975 года приход посетила чудотворная икона Божией Матери «Курская Коренная». Прихожане вместе с о. Сергием горячо молились ко Пресвятой Владычице о том, чтобы Она помогла им осуществить долгожданную мечту – иметь свой собственный храм. 

И чудо совершилось. Через неделю после отбытия иконы о. Сергий получил разрешение строить церковь. 

 А незадолго до этого произошло еще одно чудесное событие. Однажды Сергей Пух был в командировке в одном из филиалов банка. Тут же, в ожидании мамы, резвилась маленькая девочка. Сергей угостил ребенка конфетой, а когда пришла мама, угостил и ее. Вскоре все его дела были сделаны, и он уехал. На другой день раздался звонок. Коллеги сообщили: «Вас разыскивает муж той женщины и ребенка, которых вы угостили». Делать нечего, Сергей Пух приготовился ко всему и велел сообщить свой номер телефона настойчивому мужу. Им оказался архитектор Марко Шолл, который заявил, что был бы счастлив принять участие в проектировании храма. Так появился зодчий русской церкви. 

Со всех концов света стали понемногу стекаться деньги. Немалые средства пришли из США, из госпиталя Аделаиды, где лечат обездвиженных. Свою лепту прислали парализованные люди из австралийского госпиталя и многие другие… 

И вот, спустя пять лет, о. Сергий через свою газету-листок «Весточка», которая выходит и по сей день, освещая жизнь прихода в Люксембурге, написал: «Дорогие жертвователи – участники строительства нашего храма! С душевной радостию мы обращаемся сегодня к вам и спешим сообщить, что, с Божией помощью, 6 марта сего (1979) года началась долгожданная постройка Божия храма в нашем приходе.

В течении пяти долгих лет добрые люди в рассеянии во всем мире сущих, между ними немало неработающих, пенсионеров и малоимущих, присылали свои лепты на кирпичики… и собралась сумма денег, которая покроет расходы по выполнению земляных работ, бетонного фундамента и стен.

Мы приносим глубокую благодарность всем жертвователям и впредь просим их нас не забывать в своих молитвах и по мере возможности нам помочь завершить во славу Божию построение нашего храма...»

20 мая 1979 года состоялась торжественная закладка храмового здания. Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний освятил закладной камень с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, основася си церковь в честьи память святых первоверховных апостолов Петра и Павла...». В место под будущим престолом положили также камешки с 40-дневной горы и Гефсиманской обители, кусочек древа от дуба Маврийского и две грамоты (одна написана по-русски, другая по-французски).

А затем пошла многотрудная и хлопотная жизнь. Днем Сергей Пух работал в банке, вечером – на строительстве храма, вникая во все детали проектирования и строительства. Учтены были даже природные катаклизмы: если, в случае урагана, купол рухнет, то он должен упасть непременно на территорию храма. 

В 1982 году состоялось долгожданное открытие храма. О. Сергий продолжал днем работать в банке, а вечером и в воскресные дни шел на службу в родной храм.

Отработав в банке сорок три года, Сергей Романович Пух вышел на пенсию, и теперь все свое время стал посвящать храму. Помогает ему в этом служении и матушка Эмма. 

Теперь в храм приходят много молодых русских, приехавших в Люксембург одни на время, другие надолго, а иные и навсегда. О. Сергий постоянно интересуется жизнью Православной Церкви в России и ее связями с Русским Зарубежьем. Уже недалеко то время, когда все русские, и на Родине, и в рассеянии будут снова обретут подлинное духовное единение. 

  Александр Соколов  

Следующая статья...»

№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008





№ 18(391) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика