Священный синод Грузинской Церкви
Заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) состоялось 21 августа в селе Руиси Карельского района Грузии под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.
Руисско-Урбнисский Собор был созван в 1103 году святым царем Давидом Строителем для упорядочения церковной жизни в стране, возрождавшейся в тот период после нашествий мусульман — сначала арабов, а затем турок-сельджуков. Собор объявил об изгнании из церкви «не по достоинству возвысившихся» священнослужителей, поставив на их место «истинных пастырей».
Среди деяний Священного Синода ГПЦ — постановление об учреждении в Грузии пяти новых епархий: Гурджаан-Велисцихская, Сагареджо-Ниноцминдская, Сенак-Чкороцкуйская, Пшав-Хевсуретская и Мтианетская, Дманисская. Таким образом, общее число православных епархий в Грузии составляет сегодня 36. Согласно решению Синода, после архиерейских хиротоний новые епархии возглавят соответственно: настоятель строящегося собора Святой Троицы в Тбилиси архимандрит Евфимий (Лежава), настоятель Давид-Гареджийской лавры архимандрит Лука (Ломидзе), настоятель грузинской церкви св. Георгия в Москве игумен Шио (Муджири), настоятель Казбегской церкви Мама (Иегудиели), настоятель Мцхетского кафедрального собора Светицховели архимандрит Зенон (Иараджули).
Синод также причислил к лику святых трех подвижников ХХ века и мучеников, пострадавших за отказ принять ислам в XVII веке.
В лике преподобных были прославлены схиархимандриты Иоанн и Георгий Бетанийские. Преподобный Иоанн (Майсурадзе) родился в Южной Осетии, подростком поселился в древнем монастыре Бетания (Вифания), что в 20 км от Тбилиси. Затем несколько лет жил на Святой Горе Афон, откуда вернулся в Грузию уже в сане иеромонаха. В 20-е годы он стал настоятелем Бетанийской обители. Преподобный Георгий (Мхеидзе) был выходцем из обедневшего княжеского рода. В юные годы, почувствовав призвание к монашеству, оставил учебу в военном училище в Петербурге, некоторое время вел отшельнический образ жизни, а в 1924 году поселился в Бетании.
Во время коммунистических гонений благодаря преподобным Иоанну и Георгию Бетания долгие годы оставалась монашеской обителью — оба они прожили в стенах монастыря до самой кончины. Официально они числились «сторожами памятника архитектуры», а монастырь считался не действующим, однако в храме висели иконы, горели лампады, совершались богослужения, крестные ходы, здесь крестили и венчали. Долгие годы обитель оставалась чуть ли не единственной в Грузии монашеской общиной. Символично, что именно Бетания стала первым монастырем в стране, официально открытым в 1978 году по благословению Патриарха Илии II.
По свидетельствам очевидцев, по молитвам старцев Иоанна и Георгия бывали случаи исцелений. Замечали, что все предсказания, даже мимолетные замечания старцев сбывались. Преподобный Иоанн преставился в 1957 году, а преподобный Георгий — в 1962, приняв за пять лет до кончины великую схиму с именем Иоанн. Оба старца похоронены в Бетании возле восточной стороны монастырского храма.
Священный Синод также прославил в лике святых игумена Ефрема (Кереселидзе), служившего в годы сталинского режима. Он известен тем, что спас от коммунистических властей уникальные тексты грузинских песнопений.
Священный Синод ГПЦ причислил к лику святых мучеников десятки тысяч грузин, отказавшихся принять ислам в XVII веке во время нашествия мусульманских захватчиков в исторические области Лазистан и Ферендан.
Священный Синод также предписал священнослужителям «сохранять нейтралитет» до и во время парламентских выборов, назначенных на 2 ноября. «Подключение» духовенства к предвыборной парламентской борьбе может повредить единству грузинского народа.
Помимо этого, Синод ГПЦ рассмотрел деятельность протоиерея Василия Кобахидзе и обсудил вопросы, касающиеся «религиозного фанатизма» и «крайнего либерализма». Выступления о. Василия на экуменических собраниях от имени Грузинской Православной Церкви, а также критика в адрес ее высших иерархов на религиозных конференциях за рубежом вызывали в последнее время недовольство верующих. Синод ограничился вынесением строгого предупреждения о. Василию как представителю «крайнего либерализма», воздержавшись на этот раз от столь суровой меры, как отлучение от Церкви.
|