№ 10 (287) май 2004 / Православный мир

Следующая статья...»

Конфликт между Константинопольской и Элладской Церквами

Как уже широко известно, Константинопольская Церковь прервала евхаристическое и административное общение с главой Элладской Православной Церкви Архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом. Причиной разрыва отношений стал конфликт вокруг епархий на так называемых «новых территориях» Греции.

Так называемые «новые территории» были присоединены к Греции в результате Балканских войн 1912—1913 годов. Они составляют приблизительно половину нынешней Греции, а именно северную ее часть выше города Лaриса. До присоединения к Греции эти области канонически принадлежали Константинопольскому Патриархату. После их присоединения Константинопольская Церковь в течение 15 лет не принимала никакого решения по поводу их юрисдикционного статуса, пока в 1928 году греческое правительство не включило их в состав Элладской Церкви. Это вынудило Константинопольскую Церковь пойти на уступки. В Акте, изданном 4 сентября 1928 года, было де юре подтверждено произошедшее де факто изменение канонического статуса епархий на «новых территориях». Формально принадлежа Константинопольской Церкви, эти епархии перешли в управление Элладской Церкви. Передавая свои епархии в управление Элладской Церкви, Константинополь выдвинул ряд условий, в том числе требование, чтобы списки (каталоги) кандидатов на северные кафедры утверждались Константинопольским Патриархатом. Об этом, в частности, говорилось в 5-м пункте Акта 1928 года: «Архиереи находящихся в Греции епархий Патриаршего трона отныне избираются и сменяются на своих кафедрах тем же способом и согласно той же системе, что и архиереи Православной Автокефальной Церкви Греции — на основании каталога кандидатов, составляемого Священным Синодом Элладской Церкви в Афинах и утверждаемого Вселенским Патриархатом, который также имеет право указывать кандидатов; при этом запрещается перемещение архиереев из епархии в епархию».

В ответ на издание этого Акта Афинский Архиепископ Хризостом (Пападопулос) направил 20 ноября 1928 года Константинопольскому Патриарху Варфоломею Василию письмо, в котором он в целом одобрил Акт, но при этом указал на несколько условий, не удовлетворяющих Элладскую Церковь, в том числе 5-й пункт: «Вселенский Патриарх может указывать Афинскому Архиепископу кандидатов на архиерейство, ...но утверждение каталога кандидатов со стороны Патриарха, при котором возможно его изменение, не упоминается в законе и не является обязательным для желающих выбирать, поэтому <этого требования> было решено избегать». Таким образом, Элладская Церковь, одобрив Акт в целом, не согласилась с тем, что каталоги кандидатов должны утверждаться Константинопольской Церковью, а не просто приниматься к сведению. При этом Элладская Церковь была согласна оставить за Константинополем право предлагать своих кандидатов в архиереи, хотя окончательное слово в определении круга кандидатов все же оставляла за собой.

9 февраля 1929 года Патриарх Василий направил ответное письмо, суть которого сводилась к тому, что Элладская Церковь должна в полном объеме следовать предписаниям Акта 1928 года, включая направление на Фанар каталогов для утверждения, а не просто для уведомления. Однако Синод Элладской Церкви продолжал настаивать на своей позиции. Настойчивость Афин вынудила Константинополь принять условия Элладской Церкви (письмо Патриарха Василия от 3 августа 1929 года).

Таким образом, в результате последовавшей за изданием Акта 1928 года переписки процедура избрания новых епископов в северные епархии была изменена в сравнении с Актом, и эти изменения получили официальное одобрение Константинопольского Патриархата.

Достигнутые соглашения неоднократно находили подтверждение в позднейшей переписке глав двух Церквей. Эта же практика нашла отражение в Уставе Элладской Православной Церкви, принятом в 1977 году, и в соответствующем греческом законодательстве.

Достигнутые в 1929 году договоренности соблюдались сторонами вплоть до последнего времени. Однако после упокоения 9 июля 2003 года митрополита Солунского Пантелеимона Константинопольский Патриархат решил поставить в повестку дня вопрос о возвращении к положениям Акта 1928 года без учета последующих поправок.

Развитие конфликта

на современном этапе

28 июля 2003 года Патриарх Варфоломей направил на имя Архиепископа Христодула письмо, в котором попросил при избрании на Солунскую кафедру нового митрополита полностью соблюсти условия Акта 1928 года и направить каталог с кандидатами для утверждения на Фанаре.

Письмо Патриарха Варфоломея обсуждалось на сессии Постоянного Синода Элладской Церкви. Было принято решение направить каталог для уведомления, но не утверждения.

В послании Синода Патриарху Варфоломею от 27 августа 2003 года была подробно изложена история согласования практики утверждения новых митрополитов, начиная с 1928 года.

30 сентября Патриарх Варфоломей направил Афинскому Архиепископу письмо, в котором настаивал на необходимости соблюдать положения Акта 1928 года в полной мере.

В октябре 2003 года состоялся Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви, однако обсуждение данного вопроса было перенесено на начало ноября.

22 октября на Фанаре побывали два митрополита Элладской Православной Церкви — Пирейский Каллиник и Димитриадский Игнатий. На встрече с Константинопольским Патриархом они предложили компромиссную формулу для утверждения каталога кандидатов на северные кафедры, но это предложение не было принято.

23 октября Патриарх Варфоломей направил через Афинского Архиепископа послание тридцати четырем архиереям «новых территорий», в котором призвал их не допустить нарушения Патриаршего деяния 1928 года. В противном случае они будут вызваны для разбирательства на Фанар.

4—6 ноября 2003 года состоялся чрезвычайный Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. На нем были приняты положения, по сути, отметавшие притязания Константинопольской Церкви. Ей по-прежнему позволялось лишь предлагать своих кандидатов для внесения в каталог, который окончательно должен утверждаться в Афинах.

На заседании Синода Константинопольского Патриархата 24 ноября 2003 года было рассмотрено решение Архиерейского Собора Элладской Церкви. 1 декабря ответное письмо было направлено в Афины. Его тезисы таковы:

1. Истолкование Акта 1928 года находится исключительно в компетенции Константинопольской Церкви, которая этот документ издала. Любые изменения этого документа могут быть осуществлены только аналогичным актом, но никак не путем переписки глав Церквей.

2. Константинопольский Патриархат настаивает на полном соблюдении Деяния 1928 года и практики утверждения Фанаром каталогов кандидатов на архиерейские кафедры «новых территорий».

3. Нарушители Деяния подлежат каноническим прещениям.

В ходе дальнейших переговоров между Элладской и Константинопольской Церквами был достигнут компромисс по поводу формулировки, которая должна сопровождать списки кандидатов, направляемые из Афин на Фанар: «для того, чтобы (Патриархат) осуществил свои права». Эта формулировка была одобрена на заседании Постоянного Синода Элладской Православной Церкви 1 марта 2004 года. По результатам заседания Синода Архиепископ Христодул направил на Фанар письмо, к которому был приложен каталог кандидатов для рассмотрения его Константинопольским Патриархатом. В письме от 17 марта 2004 года Архиепископ Христодул попросил утвердить в качестве кандидатов на северные кафедры трех насельников Святой Горы Афон, входящих в юрисдикцию Константинопольской Церкви.

30 марта 2004 года состоялась сессия Священного Синода Константинопольского Патриархата. По результатам этого заседания было составлено два письма. В первом письме содержался отказ включить в качестве кандидатов на кафедры святогорских монахов. Во втором выражалось удовлетворение фактом направления на Фанар каталога.

20 апреля Патриарх Варфоломей направил Архиепископу Христодулу послание, в котором сообщил, что каталог, направленный Афинами, не получит письменного утверждения Фанара до тех пор, пока достигнутые между двумя Церквами соглашения не будут утверждены Архиерейским Собором Элладской Церкви. Также только после получения письменного утверждения со стороны Фанара Элладская Церковь сможет избирать новых митрополитов.

26 апреля 2004 года состоялся Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Он подтвердил предыдущие решения Постоянного Синода Элладской Церкви о направлении на Фанар каталога кандидатов на северные кафедры с формулировкой «для того, чтобы Патриархат осуществил свои права». При этом, не дожидаясь письменного утверждения этих каталогов Константинопольским Патриархатом, Собор принял решение перевести на Солунскую кафедру митрополита Александрупольского Анфима (Руссоса) и избрать новых митрополитов на «северные кафедры»: Хризостома (Авагияноса) на Элевферупольскую и Павла (Папалексиу) на Сервийскую и Козанскую. На Месогейско-Лавреотскую кафедру, не входящую в «новые территории», был избран афонский монах архимандрит Николай (Хадзиниколау). Новые митрополиты были рукоположены в течение трех дней после Собора.

30 апреля 2004 года состоялось заседание расширенного Синода Константинопольского Патриархата. Его канонический статус Патриарх Варфоломей определил как «большой собор архиереев, пребывающих в городе». В нем принял участие 41 архиерей. Главной темой обсуждения на Синоде стало решение Архиерейского Собора Элладской Церкви. Синод постановил:

1. Считать недействительным избрание новых митрополитов на Солунскую, Элевферупольскую и Козанскую кафедры.

2. Прекратить с Архиепископом Христодулом общение в богослужении и администрировании.

3. Рекомендовать митрополитам, избранным неканонически, не принимать участия в управление епархии, иначе и с ними будет прекращено общение.

4. Просить греческое государство не издавать соответствующих «президентских указов», которые обычно издаются в случае избрания новых митрополитов.

5. Выразить неудовлетворение и скорбь по поводу тех, кто участвовал в хиротониях новоизбранных митрополитов.

6. Предупредить, что если «каноническая аномалия» продолжится, Константинопольский Патриархат будет вынужден отозвать свой Акт от 1928 года.

Кроме того, из греческих средство массовой информации стало известно, что над Архиепископом Христодулом Фанар может устроить суд с привлечением некоторых глав Поместных Церквей.

3 мая в Афины для встречи с политическими лидерами Греции прибыла делегация в составе четырех митрополитов Константинопольской Церкви: Эфесского Хризостома, Пергамского Иоанна, Филадельфийского Мелитона и Галльского Эммануила. Они встречались с Президентом К. Стефанопулосом, премьер-министром К. Караманлисом, министром иностранных дел, министром образования и религий и другими политиками.

10 мая 2004 года в Греции были изданы президентские указы, утвердившие избрание трех митрополитов на северные кафедры.

В настоящее время ведутся переговоры между двумя конфликтующими сторонами при посредничестве греческого государства.

 

* * *

Как видно из приведенных документов, Константинопольская Церковь основывает свои претензии исключительно на Акте 1928 года, тогда как Элладская Церковь принимает во внимание всю последующую переписку, законы Греции, действующий Устав Элладской Православной Церкви, а также существовавшую в течение 75 лет практику, которую внезапно решила изменить Константинопольская Церковь. Элладская Церковь приняла свое решение на Архиерейском (Поместном) Соборе большинством голосов. Это решение было также поддержано ее паствой. Поэтому нет поводов сомневаться в легитимности решений данного Собора.

Конфликт нанес серьезный урон межправославному единству. Он грозит внести разделение в православный мир, что особенно прискорбно на фоне происходящих в мире объединительных процессов. Примечательно, что Константинопольская Церковь разорвала общение с Архиепископом Христодулом накануне присоединения к Европе десяти новых стран-членов и в то время, когда христианский мир отмечает печальную дату 950-летия Великого раскола между Восточной и Западной Церквами.

   

   

  Семен Давыденко  

Следующая статья...»

№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008





№ 18(391) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика