Обращение Святейшего Патриарха Алексия
Оздоровление и обновление жизни общества, а следовательно, и укрепление государства невозможны без возвращения к вере и церковной приходской жизни. Этот вопрос серьезно обсуждался на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917—1918 годов и в предсоборных подготовительных обсуждениях. И хотя революция 1917 года и последующие гонения на Церковь сделали реформу невозможной, тем не менее во времена гонений был накоплен драгоценный опыт, преодолены многие проблемы Синодального периода. К сожалению, наряду с возрождением евхаристической жизни в новое время возникло и много вредных обычаев, которые часто ставят нашу приходскую жизнь на грань профанации. К таким явлениям можно отнести меркантильное, корыстное отношение к пастырскому служению, совершение треб за деньги, формальное, без какой-либо предварительной подготовки крещение взрослых и младенцев из нецерковных семей, так называемую общую исповедь, через которую формально пропускают людей, впервые пришедших в Церковь и зачастую имеющих на совести много нераскаянных смертных грехов. Все эти искажения духа пастырского служения и церковной жизни проистекают от забвения самой природы Церкви, тех принципов и целей, которые заложены Самим Господом Иисусом Христом в основу ее спасительного домостроительства в этом мире. Христианские общины с первых дней своего существования были явлены на земле как общины братьев и сестер во Христе, обретающих свое единство в Божественной Евхаристии. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26), — говорит апостол Павел. В древних общинах все события переживались вместе, особенно Крещение, то есть благодатное рождение в жизнь Церкви нового ее члена, которое было торжеством всей общины и совершалось благодатью Божией при усиленной молитве всей церковной семьи. Здесь не могло быть формализма, тем более не могло быть речи о деньгах, о плате за великое Таинство. Подобно этому и покаяние впадшего в грех собрата переживалось всеми, все молились о нем, все радовались его возвращению в Церковь. Единство в любви к Богу, любовь каждого ко всем и всех к каждому — вот что такое христианская община по своей природе. Как в одной капле присутствует вся природа воды, так и в евхаристической общине является в удивительной полноте вся Церковь Христова. Такой общиной может быть монашеское братство, а в миру община состоит из христианских семей, которые имеют своим прообразом Церковь. К сожалению, необходимо признать, что существующие теперь церковные общины сильно отличаются от древнего идеала, даже те из них, которые искренне стремятся к нему. Не видя истинной причины современных нестроений, некоторые пастыри и их пасомые полагают, что все можно исправить внешним, формальным изменением порядка церковной жизни. Например, совершать богослужение на русском языке, всем приходом обязательно причащаться каждое воскресенье или за каждой Литургией, отменить традиционную в нашей Церкви обязательную исповедь перед Причастием и т.д. Действительно, работа по очищению церковной жизни от накопившихся неправильностей, исправление исторических ошибок, разумные изменения с учетом все быстрее меняющейся жизни должны иметь место в Церкви. Так было и будет всегда. Однако такие изменения должны осуществляться в соответствии с принципом соборности, соборным разумом всей Церкви. Затем Святейший Патриарх Алексий подробно рассмотрел вопрос о недостатках приходской жизнедеятельности.
|