"Наше Отечество его роди, а Вам Бог его дари..."
29 сентября (16 по ст. ст.) празднуется 600-летие преставления святителя Московского Киприана, всея России чудотворца, возглавлявшего Русскую Церковь более 30 лет — с 1375 по 1406 год. В своем Похвальном слове о жизни и подвиге митрополита Киприана, произнесенном 16 сентября 1409 года в Успенском соборе Московского Кремля по поводу третьей годовщины блаженной кончины святителя, его племянник и духовный последователь Григорий Цамблак, обращаясь к русскому духовенству, нашел удивительные слова: «Наше Отечество его роди, а вам Бог его дари...» Святитель Киприан, выходец из знатного болгарского рода Цамблак, родился около 1330 года в древней болгарской столице Велико Тырново, где и начал свой монашеский путь в Килифаревском монастыре. В 1363 году он впервые прибыл в Константинополь вместе со старцем Феодосием Тырновским, который стал его первым наставником в исихии. Помимо Киприана, среди учеников прп. Феодосия Тырновского тогда же в Константинополе оказался и Евфимий Тырновский. Вероятно, тем же временем следует датировать первое посещение Киприаном Святой горы Афон, о котором он сам подробно повествует в своих «Ответах» игумену Афанасию Высоцкому, «въпросившему о некоих потребных вещех». Вскоре Киприан своим смирением, иноческими подвигами и трудами становится известен Константинопольскому патриарху Филофею (Коккиносу), и он делает его своим доверенным лицом — «ближним монахом». В Житии митрополита Петра, которое «списано Киприаном, смиреным мнихом и митрополитом Киевским и всеа Руси», патриарх Филофей (Коккинос) восхваляется как «дивный... Божий человек, медоточный язык... книги многии на утверждение православным написа и словеса похвальна и каноны сложи многоразличныя».
На Руси Впервые будущий митрополит Киприан посетил русскую землю в 1373 году как специальный посланец Вселенского патриарха Филофея, с целью примирения литовского и тверского князей с митрополитом Алексием. Эту сложную миссию, столь важную для единства Православия, ему удалось успешно выполнить в первую очередь благодаря той исихастской выучке, которую он прошел в Болгарии и на Афоне. Этим же обстоятельством во многом обусловлена последующая попытка Киприана, рукоположенного патриархом Филофеем (Коккиносом) 2 декабря 1375 года в митрополита «киевского, русского и литовского», сгруппировать вокруг себя русских исихастов из числа лучших учеников Сергия Радонежского — таких как Феодор Симоновский, Афанасий Высоцкий и Андроник, о которых в житийных источниках замечено, что они «любляше зело безмолвие и молчание». Чтобы сохранить единство Русской Церкви, которое немыслимо без единого управления, патриарх Филофей, согласно актовым записям, «сосредоточившись, справившись духом, созвав избранных архиереев и воспользовавшись их советами и убедительными аргументами их, он избрал на практике средний путь, а именно: учитывая факт, что такой великий народ не должен быть оставлен без архипастырского наблюдения и не должен подвергаться бедам и духовной погибели через присоединение к чужой церкви, патриарх... рукоположил вышеупомянутого кира Киприана митрополитом Киевским, Российским и Литовским, т.е. митрополитом тех мест, которые в течение многих лет митрополит кир Алексий не удостаивал внимания. И в целях сохранения древнего устройства Руси и в будущем, чтобы она снова была под властью одного митрополита, собор постановляет, чтобы после смерти кира Алексия кир Киприан унаследовал всю Русь и стал единым митрополитом Всея Руси». Великий князь Димитрий Иоаннович поначалу не принял митрополита Киприана, подозревая его в сепаратизме, но сам святитель, претерпевая многие скорби, неизменно молился о своем гонителе и всегда подтверждал главенство великого князя Владимирского и Московского перед прочими князьями: «Я молюсь о нем Богу, — писал он прп. Сергию Радонежскому, — о его княгине и детях; я всем сердцем люблю его и желаю блага ему и его государству... Когда бы я ни служил божественной литургии, я приказывал, чтобы прежде всего многолетие возглашалось ему, а уже потом — другим». Возвращение на СвЯтую Гору Потерпев очередную неудачу в Москве, Киприан в сопровождении Афанасия Высоцкого в 1385 году отбыл в Константинополь, но, не преуспев и там в спорах за митрополичью кафедру, вскоре отправился на Афон. По дороге в Царьград митрополит Киприан посетил свой родной город Велико Тырново, где состоялась его знаменательная встреча с патриархом Болгарским Евфимием Тырновским. О повторном пребывании митрополита Киприана на Святой Горе Афон свидетельствует послание «Еуфимия патриарха Терновского» к «Киприану мниху, живущу во святей горе Афонстей, о безмолвии и о посте...». Возможной причиной самого послания послужила инициатива митрополита Киприана перевести Диатаксис, составленный патриархом Филофеем (Коккиносом) в продолжение богослужебной реформы патриарха Евфимия Тырновского. Первый этап работы, который проходил около 1385 году на Афоне, нашел свое отражение в рукописи Служебника, где заголовок распорядка службы священника и дьякона указывает на причастность к переводу самого митрополита Киприана: «Устав божественны(х) служебъ. Творение Филофеа, патриарха Цариграда. Списажеся се(и) смирены(м) митрополито(м) Киевским и всея Руси Киприано(м)». Примечательно, что в текст «киприановского» Служебника уже вставлен тропарь третьего часа в соответствии с литургийным постановлением, «которое было прислано к нам Константинопольским патриархом Филофеем, составителем так называемой диаконской литургии», как указывал преосв. Порфирий (Успенский). С именем митрополита Киприана следует связывать и перевод с греческого «Молитвы особной святому Духу» в день Пятидесятницы, которая находится в составе Служебника с редкой записью, что «Сiй служебникъ преписанъ отъ грецкых книгъ на русский язык рукою своею Кипрiанъ, смиреный митрополитъ Кыевъскый и всея Руси. Елицы же преписуете и поучаваетеся сими книгами, или божественную и безкровную жертву Господеви приносящеи священницы, поминайте наше смирение, яко да и вы тому же понiманию сподоблени будете», и здесь же отмечено, что митрополит Киприан «сам служил» по нему. Примечательно, что патриарх Никон дозволял в виде исключения служить по старым книгам и сам служил по «киприановскому» Служебнику. Наряду с переводом Диатаксиса патриарха Филофея, митрополит Киприан, при вероятном содействии Афанасия Высоцкого, трудился на Афоне над первым русским переводом всего корпуса сочинений Дионисия Ареопагита.
Митрополит всеЯ Руси В феврале 1389 году Киприан был восстановлен в правах митрополита Киевского и всея Руси и после своего возвращения в Москву начал именовать великого князя Василия Дмитриевича не иначе как царем, а его владения — царством. Это вызвало негативную реакцию со стороны Константинопольского патриарха Антония IV, который в грамоте 1393 года, адресованной великому князю Василию Дмитриевичу, строго указал, что присваивать себе царское имя и право поминания в церквах «не имеет никто из прочих князей и местных властителей». При митрополите Киприане появляется и наименование «царские двери» для средних алтарных врат иконостаса в русских церквах. Быть может, решающим для такого восприятия на Руси преемственности с Византией стало именование русского народа «святым» в послании патриарха Филофея (Коккиноса) к великому князю Дмитрию Ивановичу в июне 1370 года: «Для вас (русских. — О.У.), этого обитающего в тех краях святого Христова народа, за страх перед Богом, за любовь и веру (вашу), молюсь и люблю всех вас, как уже сказал, больше, чем другие (народы)». Всю свою деятельность святитель Киприан посвятил превращению Москвы в центр Русской Церкви и местопребывания митрополита всей России. В судьбоносный для России момент — в августе 1395 года, когда к Москве приблизилось войско Тамерлана, митрополит Киприан объявил всенародный пост и благословил перенесение крестным ходом чудотворной иконы Владимирской Богоматери из Владимира в Москву. На месте сретения Владимирской иконы Божией Матери был основан при митрополите Киприане Сретенский монастырь. По словам летописца, после перенесения иконы великий Тимур «бежал, гонимый силой пресвятой Девы». Крестный ход, установленный митрополитом Киприаном для встречи Владимирской иконы Божьей Матери, впоследствии превратился в ежегодную традицию. Во имя благодарной памяти о чудесном спасении Москвы и России было решено ежегодно 26 августа совершать крестный ход с чудотворной иконой от Успенского собора в Московском Кремле до Сретенского монастыря. Москва была чудесным образом спасена, и это стало основой для почитания святителя Киприана в Русской Православной Церкви вскоре после его блаженной кончины, как показывают русские месяцесловы XV века. Следуя по стопам патриарха Филофея, митрополит Киприан в конце 1396 года выступил с повторной инициативой проведения Вселенского Собора для соединения Церквей. Как и в Византии, подготовка Вселенского Собора в России сопровождалась крупномасштабной литургической реформой, инициированной митрополитом Киприаном для упорядочения богослужения Русской Церкви. Огромная заслуга принадлежит митрополиту Киприану в появлении на Руси высокого иконостаса, который получает широкое распространение с повсеместным переходом в богослужении на Иерусалимский устав. С возникновением русского высокого иконостаса значительно изменяется состав праздничного ряда, в котором появляется икона Живоначальной Троицы, неизвестная в остальных памятниках поствизантийской эйкумены.
Золотой век иконописи Опираясь на традиции новгородского архиепископа Василия Калики по борьбе с антитринитарной ересью «жидовствующих» в начале XIV века, митрополит Киприан благословил распространение новой иконографии Живоначальной Троицы. С этим новым иконографическим изводом ему довелось познакомиться на Святой горе Афон, где к тому времени получило известность изображение Живоначальной Троицы над двойным портретом Иоанна VI Кантакузина. О сознательной ориентации свт. Киприана на духовное наследие новгородского архиепископа Василия Калики свидетельствует икона «Спаса на престоле с припадающим митрополитом Киприаном» из Успенского собора во Владимире, которая была написана по образцу свт. Василия Калики, изображенного слева у подножия Христа Вседержителя на клейме «Васильевских врат». Возможность личного богообщения (реального обожения), согласно паламитскому учению о сущности и энергиях Божества и связанной с ним аскетической практике монахов-исихастов, служила для христианских подвижников залогом грядущего единства праведных с Богом в Царствии Небесном и делала особенно отчетливым образ ожидающего их небесного блаженства. В бытность митрополита Киприана на первосвятительской кафедре расцвел творческий гений прп. Андрея Рублева, который нес послушание в великокняжеско-митрополичьем Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Именно свт. Киприан благословил создание иконописцем икон «Архангел Михаил с деянием» и «Живоначальная Троица», которые были написаны по богословской программе митрополита Киприана с полемической целью противодействовать антитринитарной пропаганде еретиков.
Большая часть трудов святителя была совершена в его митрополичьей резиденции в Троицком-Голенищеве, где он посвящал все свое время «исправлению книжному», как отмечено в летописи, «книги своею рукою писаше, понеже место бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей». На старости лет святитель Киприан жил здесь постоянно «и тамо епископы поставляше». Здесь же митрополит Киприан завершил свой земной путь 16 сентября 1406 года. Его святые мощи, обретенные в 1472 году, почивают в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля под спудом. В одной из рукописей, написанной незадолго до блаженной кончины святителя, один из современников посвятил свт. Киприану вдохновенные строки о его роли в культурной и духовной жизни России: «...его же благословлением земля русская мир глубокий приемлет, церкви же Божия православия одежею свыше истканного одеяся и прославлением книжным и учением его светлеется паче солнечных зарей и напоятся яко от источника приснотекуща».
|