Христославление
При подготовке к славлению во время Великого поста некоторые наиболее набожные прихожане объявляли священнику о своем желании носить иконы во время приходского обхода. Тот отбирал из них наиболее достойных. Пасхальными икононосцами (которых крестьяне называли “богоносцами”, “богоносами”) становились самые ревностные прихожане, а также те, кто благодаря обету излечился от какой-либо болезни, избавился от других бед или собирался своим благочестием вымолить у Бога какую-нибудь милость. Существовало поверье, что тому, кто целую неделю проносит иконы, “вменяется за это седьмая часть дороги в Иерусалим: “Семь Светлых седмиц под Богом походить - в Ерусалим-град не ходить”.
В течение Пасхи носящие иконы становились как бы временными членами причта, помогая ему и в пении молитв, а в ряде случаев даже выполняя те обязанности, которые полагалось осуществлять церковным псаломщику, старосте или сторожу. Этим помощники причта заметно сокращали время обхода по приходу.
Начало пасхального обхода зависело от того, сколько священников служило в данном приходе. Если их было двое или более, то они распределяли между собой, кому служить в церкви, а кому ходить по домам после литургии в первый день Пасхи, реже — после утрени. В приходах, состоящих из многочисленных и разбросанных на значительное расстояние деревень, славление могло продолжаться всю неделю, а в небольших — дня три. Чаще обход домов начинался со второго дня праздника. Тогда день Воскресения Христова каждый член причта отмечал в своей семье, а в гости к ним, в первую очередь к священнику, с поздравлениями приходили наиболее знатные прихожане.
Священник в церкви раздавал образа икононосцам или каждый из них сам выбирал себе икону. Пасха — это единственный праздник, когда из храма выносились запрестольные образа и крест. Количество икон колебалось в разных приходах от одного, наиболее любимого в народе образа Божией Матери, до десяти. Кроме запрестольных образов Богоматери, Воскресения Христова, Креста Животворящего брали те образа, которые либо относились к празднику, либо изображали местночтимых святых, а также Евангелие, хоругви, фонарь.
В каждом приходе был установлен строгий, повторяющийся из года в год порядок, в какой день и в какую деревню должны прийти с иконами. Существовала также постоянная последовательность во всех моментах обхода домов одного селения. Если в селе была помещичья усадьба, то все направлялись туда, а затем начинался обход деревенских изб.
Впереди процессии несли фонарь, иконы, крест, хоругви, затем следовали певчие, за ними духовенство (между деревнями, отстоящими друг от друга на большом расстоянии, причетники ехали на мирских подводах, на них же возвращались домой после окончания обходов), а сзади и по бокам процессии шли прихожане.
К приходу пасхальных визитеров готовились заранее. Стол в избе покрывался скатертью, выставляли кулич и пасху, крашеные яйца. Кроме того, на стол можно было положить свечи, щепотку ладана, деньги за пасхальный молебен. Весь двор или по крайней мере дорожка от ворот до избы, а также сени и изба устилались свежей соломой. Услышав колокольный звон, пение христославов, вся семья выходила из избы и, открыв ворота, ожидала гостей, хозяин стоял с хлебом-солью.
Вначале в избу вносили иконы и ставили в заранее приготовленные ведра, кадки, лукошки с зерном (сюда в обязательном порядке — икону Богоматери), размещали по лавкам, устланным полотенцами, холстом. После молебна зерно под образами считалось освященным, и его затем смешивали с другим зерном, приготовленным к посеву.
После окончания пасхальных песнопений все домашние подходили к кресту, который держал священник, и начиналось христосование со всеми членами причта и богоносами. Каждый из славильщиков получал от членов семьи по раскрашенному яйцу. Затем происходил расчет с причетниками за разные требы в течение года, получали свое вознаграждение и богоносцы. Кроме денежных расчетов, славящих Христа одаривали изделиями из зерна: хлебом, различными пирогами, а также яйцами и др. (священнику, естественно, доставалось больше, чем другим членам причта). В ряде мест существовали особые кулинарные изделия, которыми наделяли только на Пасху.
Определенным испытанием для участников обхода являлось приглашение к столу, где, кроме обязательных праздничных кулича, пасхи, яиц, было и другое угощение.
Возвращение с иконами в церковь по окончании обхода всего прихода также было очень торжественным.
|