№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Праздники и юбилеи

Следующая статья...»

Серафимовские торжества: воспоминания участников

В 2003 году Русская Православная Церковь праздновала столетие со дня канонизации великого русского подвижника преподобного Серафима Саровского. Тысячи православных людей приехали в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, чтобы почтить память Преподобного в обители, где пребывают его честные мощи.

В 2004-м, в год 250-летия со дня рождения Преподобного, Серафимовские торжества продолжились в Курске, на родине святого, и в Дивеево. Торжества этих двух лет охватили всю Россию и вышли за ее пределы. Их значение трудно переоценить. В этом номере "Церковного вестника" мы публикуем воспоминания участников торжеств.

 

Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Владимир:

Преподобный Серафим Саровский - один из величайших святых нашей земли, выразивший в своем жизненном подвиге евангельский образ подлинного христианства, христианства в духе и истине (Ин. 4, 24). Он не только достиг личного спасения и святости, не только сотворил и научил (Мф. 5, 19) спасению окружавших его людей, сподобившихся получить от него наставление и утешение, но и принес миру откровение о самой цели человеческой жизни.

Над этой важнейшей онтологической проблемой трудились великие мыслители, ей посвятили ученые трактаты выдающиеся теологи. Но лишь Серафим, смиренный инок из Сарова, смог выразить его сущность в столь простой и гениальной формуле: "Цель христианской жизни есть стяжание Духа Святаго". Действительно, христианские добродетели: вера, надежда, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие... кротость, воздержание суть плоды Духа (Гал. 5, 22-23), производные от Его действия, плоды на лозе, которая есть Господь (см.: Ин. 15, 5).

То, над чем бились и что не смогли логически обосновать многие мудрые мужи, открылось "убогому" Серафиму, ибо "немудрое Божие премудрее человеков" (1 Кор. 1, 25). С тех пор учение преподобного о спасении стало духовной аксиомой, ключом к осмыслению таинства человеческого бытия в Домостроительстве Бога, в Троице славимого и поклоняемого.

Прошло 100 лет со дня канонизации преподобного Серафима. За этот период христианский идеал, провозглашенный им, был подвергнут невиданной агрессии. Он, казалось, навечно был испепелен в огне революции, потоплен в крови гражданской и двух мировых войн, уничтожен в мясорубке большевистского террора, коллективизации, чисток, голодомора. Его заковывали в кандалы ГУЛАГа, расстреливали, топили в трясине коммунистического лицемерия. У него пытались отобрать главное, еже есть на потребу (ср.: Лк. 10, 42) - православную веру.

Сам носитель этого идеала преподобный Серафим был отобран у народа - его мощи были изъяты, и след их, казалось, канул в небытие. Однако святой старец, как и предсказывал, воскрес. Чудотворные мощи его были обретены и перенесены, по его обетованию, в Дивеевскую обитель - четвертый после Афона, Иверии и Киево-Печерской лавры удел Божией Матери на земле. Посреди лета запели Пасху... Воскрес и духовный идеал спасения, воскресла сама душа нашего народа, который вновь возвращается к истокам.

 

Блаженнейший архиепископ Вашингтонский, митрополит всея

Америки и Канады Герман:

Состоявшиеся торжества являются радостным праздником не только для верующих России, но и всего мира, в том числе и Америки. Мы все очень почитаем и любим преподобного Серафима, так как он является путеводителем в Царствие Небесное. Многие люди па Западе сегодня находятся в поисках истинного пути, в поисках спасения и обретения Царствия Небесного, и, конечно, иные приходят к Православию.

Совершенно правильно и очень важно сосредоточиться на мысли о том, что содержание, учение и свидетельства жизни преподобного Серафима заключаются в его любви к Богу. Когда человек любит Бога, он любит и ближнего.

Нельзя однозначно сказать, что Америка - духовная пустыня. Наверное, большой разницы между Америкой и другими странами нет. Как и везде, там многие отходят от истинного пути и многие стремятся этот путь обрести, уповая на милость Божию и заступничество Его угодников.

 

Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман :

Когда я испрашивал благословение Святейшего Патриарха для приезда на 100-летие прославления преподобного Серафима, то получил разрешение участвовать в празднике лишь в Дивеевской обители. Какова же была для меня нечаянная радость узнать, что утром 31 июля в Саров из Дивеева отправляется автобус с группой архиереев, желающих побывать во вновь восстановленной и освященной первой в России Серафимовской церкви, 100 лет тому назад построенной на месте стены Саровского монастыря и над келией святого батюшки Серафима! Святые мощи переносили сюда на день освящения вновь открытого храма. Был счастлив приложиться к ним, зайти в Серафимовскую келию, приложиться к его кресту, к Новому Завету, который всегда носил с собою в котомке святой Серафим, прочитывавший его в течение каждой недели, к списку любимой его иконы Божией Матери "Умиление".

Много было всего за истекшее столетие; в Сарове нашел свое место ядерный центр России; ученые обрели православную веру и восстановили Серафимовскую церковь: ядерная мощь и защита Отечества соединилась с духовной мощью христианской веры. Удивителен Промысл Божий, расстоящееся собравый ради мира на земле. После молебна, совершенного в присутствии Президента России В.В. Путина на монастырской площади, святые Серафимовские мощи снова принял крестный ход и понес их обратно в Дивеево, где они во время всенощной были встречены Святейшим Патриархом и архиереями в присутствии множества паломников.

Незабываема Божественная литургия, совершавшаяся в день прославления преподобного Серафима: среди лета пропели Пасху и христосовались. Святейший Патриарх настойчиво вспоминал это Серафимовское пророчество. Воскресла Свято-Троицкая Дивеевская Серафимовская обитель. Вернулась к жизни Канавка - земной путь Пресвятой Богородицы, открывшийся в видении преподобному Серафиму на дивеевской земле. Воскресли соборные дивеевские храмы, воскрес Серафимовский храм в Сарове. Воскресла вера православная в людях: "Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к Небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия!"

Архимандрит Елисей (Ганаба) помог мне найти Канавку. Мы шли, читая "Богородице Дево, радуйся!.." Были не уверены во времени, несколько торопились... Прочитал 100 раз. Заметил: если не торопиться, получилось бы прочитать все 150, как заповедал преподобный Серафим.

Невольно пришлось сравнивать Серафимо-Дивеевское торжество с горечью исчезновения и очень медленного восстановления святынь Волгограда. Но живем надеждами и трудами по устроению церковной жизни в епархии. Помощь наша от Господа, сотворшего небо и землю. Молитвами преподобного отца нашего Серафима, Боже, милостив буди нам, грешным!

 

Митрополит  Чебоксарский и Чувашский Варнава:

В Чувашии, как и во всей России, особенно почитают угодника Божьего Серафима, потому что он явился благодатным свидетелем цели праведной христианской жизни.

Преподобный Серафим Саровский своими словами и жизнью напомнил православному народу, что истинная наша цель - Господь Спаситель Иисус Христос, ибо ради Христа Дух Святый в мир вниде. Преподобный Серафим называл эту традицию взыскания богообщения стяжанием Духа Святаго, а все остальное - лишь средством для достижения Христа.

Православные люди Чувашии имеют "привилегию" часто посещать Дивеевскую обитель и прикладываться к мощам преподобного Серафима Саровского, поскольку Чувашская Республика и Нижегородская область - соседние регионы. Почти со всех приходов и монастырей Чебоксарско-Чувашской епархии организуются паломнические поездки к угоднику Божию Серафиму, причем едут от стара до млада, от простого гражданина до чиновника местных ведомств. А многие прихожане со своими батюшками посещают Дивеевскую обитель по несколько раз в год. Дай Бог, чтобы, побывав на этой святой земле, православные люди укрепились в вере и любви к Богу и людям, а те, которые еще не обрели Христа, по молитвам преподобного Серафима Саровского приняли Господа в свое сердце.

 

Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон :

Торжества, посвященные 100-летнему юбилею прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, - это символ духовного возрождения и единения российского общества. В эти дни преподобный Серафим собрал у своей раки людей различного социального положения и статуса: это и представители высшей духовной и светской власти, деятели науки, культуры, искусства, тысячи простых верующих. Присутствие Президента России В.В. Путина, первых лиц государства, творческой интеллигенции, широкое освещение празднования в средствах массовой информации свидетельствуют об открытом признании властью и обществом государственной важности сугубо церковных торжеств. По масштабности празднования и представительности юбилейные торжества сравнимы со священными днями прославления преподобного Серафима в лике святых, происшедшего 100 лет назад. Тогда у гроба подвижника было явлено удивительное единение тысяч простых людей и светских и духовных властей, тогда, по словам очевидца, протоиерея Петра Смирнова, "Царская Семья в святом деле веры соединилась с семьей русского народа". В этом, как мне думается, воссоздается преемство русского духа, русской истории, прерванное в годы безбожного лихолетья.

Впечатляет масштабность произведенных в Сарове и Дивееве строительных и реставрационных работ. В короткие сроки был восстановлен храм преподобного Серафима Саровского, поражающий великолепием росписей и декора. Подходит к завершению восстановление великой святыни - Богородичной Канавки, которая искапывается, по завету батюшки Серафима, силами инокинь-девиц монастыря.

Присутствие на торжествах высоких иностранных гостей и простых верующих из ближнего и дальнего зарубежья свидетельствует о том, то почитание преподобного Серафима распространилось во всем православном мире. Прибытие же в Дивеево главы Англиканской Церкви говорит о почитании преподобного Серафима даже среди инославных.

 

Архиепископ  Львовский и Галицкий Августин:

Начиная со дня возвращения Дивеевского монастыря Церкви, я каждый год собирался его посетить, но всякий раз что-нибудь мешало. Получив приглашение принять участие в Серафимовских торжествах, сначала колебался, зная суетность подобных мероприятий. Ведь для того чтобы увидеть величие и торжество Православия, нужно посещать монастырь в праздник, а чтобы помолиться, ощутить благодатную духовную радость, надо приезжать туда в будни. И я рад, что желание посетить святыню именно в эти дни победило. То, что я ощутил и увидел, превзошло все мои ожидания.

За десять лет архиерейского служения я бывал на разных юбилеях и торжествах, но нынешние празднования можно сравнить разве что с пасхальными торжествами в Иерусалиме во время схождения Благодатного огня. Бывает, что пасхальные приветствия звучат даже в Светлую седмицу обыденно или официозно, но приветствие Святейшего Патриарха "Христос воскресе!" было настолько искренним и душевным, что тысячи богомольцев, ощущая настоящую духовную радость, со слезами на глазах и комком в горле отвечали: "Воистину воскресе!", памятуя о пророчестве преподобного.

В "Страничках воспоминаний" князя Владимира Волконского, изданных в 1926 году, переданы слова царя Николая II, удивительно созвучные впечатлениям от торжеств нынешних богомольцев. "Все, что Государю пришлось увидеть и почувствовать в Сарове, осталось у него глубоким и хорошим воспоминанием; он любил о нем говорить, я слышал от него фразу: "Когда вспоминаешь о Сарове, как-то тут захватывает", и показывал на горло" ("Россия Православная", № 2, 2003).

Столетний юбилей канонизации преподобного Серафима Саровского - это историческое событие. По значению его можно сравнить с 1000-летием Крещения Руси, 2000-летием Рождества Христова или 950-летием Киево-Печерской лавры.

У России есть два великих угодника Божия: преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Но если авва Сергий является символом национально-патриотического подъема, то преподобный Серафим - примером личного духовного восхождения ко спасению и возрождению всей нации. Ведь святой старец предсказал и нынешнее возрождение Православия после атеистических гонений.

Дивеевский монастырь по масштабам и значению можно назвать женской Лаврой. Конечно, в истории Церкви Христовой еще не было прецедента, чтобы женскому монастырю присваивали такой статус. Но мне кажется, что Серафимо-Дивеевская обитель с ее историей и нынешним величием достойна статуса Лавры. Ведь с духовной точки зрения мужской и женский монастыри равноценны. Это две половины духовных легких. И если молитва - дыхание души, то монастыри - это легкие.

Знаменательно присутствие на торжествах высшей светской власти как во время канонизации в 1903 году, так и ныне. Увидел в этом воплощение глубокой мысли: если государство - организм, то Церковь - душа этого организма. Верю, что и страна будет развиваться и процветать только тогда, когда не будет разделения души и тела.

 

Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий :

Чем памятен нам, людям XXI века, святой преподобный Серафим Саровский? Чем сумел он воспламенить дух окружавших его людей и всех тех, кто и ныне спешит припасть к раке многоцелебных его мощей? Чем стяжал он великую любовь народа православного?

Невольно понимаешь бедность человеческого языка, не способного должным образом перечесть труды и подвиги духоносного старца: непрестанную молитву, столпничество, затворничество и величайший подвиг любви - служение словом и делом всем приходящим к нему.

И сегодня, как и век назад, реальна благодатная, спасительная   помощь преподобного, утешающая истерзанные суетой мира сего сердца людские, и сегодня ощущаем мы теплоту, согревающую оледенелые сердца заблудших. Актуальны и советы преподобного, спасающие от уклонения вправо и влево, ведущие по прямому, тернистому, узкому, но спасительному пути в Царствие Небесное. Кто, из глубины сердца воздохнув, не обратился к преподобному Серафиму и не почувствовал пламень его христианской искренней любви? Чьи слезы сушили его слова: "Радость моя!"? Чей дух не укрепился его вечным пасхальным приветствием "Христос воскресе!"? И двести лет назад, и сейчас эти живоносные слова вселяют в нас надежду на спасение.

Мудрецы мира сего ломают головы над вопросом: в чем смысл жизни? А преподобный Серафим ответил: "В стяжании благодати Святаго Духа", всей жизнью своей ответил, ибо сам являлся вместилищем Святаго Духа и нас научает, как стяжать Его: "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святаго, но молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всякому исправлять". Как важно услышать это нам, погрязшим в суете и лености, в беспечности и многозаботливости! Да  отзовется слово преподобного Серафима в сердцах наших, призовет к желанию спасения, и по его святым молитвам и мы сподобимся быть наследниками Царства Небесного.

 

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл:

Все мы, кто принял участие в Саровских торжествах, еще долго и с благоговением будем вспоминать эти дни. То было историческое событие. И нет смысла еще раз повторяться, говоря об огромной значимости его, ведь как бы то ни было, в жизни нашей многое меняется, но есть вещи, которые неизменимы. Неугасаемая лампада преподобного Серафима вот уже более полутора столетия не затухает, и раздаются слова: "Радость моя! Христос воскресе!" Так нас и встречали в Серафимо-Дивеевской обители.

Что больше всего меня поразило, так это что Дивеевские торжества были очень хорошо организованы. И эта организация проявилась во всем, начиная с отправления богомольцами из Москвы и до последних минут нашего пребывания там. Владыка Георгий был поставлен на Нижегородскую кафедру в начале февраля 2003 года; в кратчайший срок ему удалось сделать очень много. В особенности это заметили те, кому доводилось бывать здесь ранее, кто знал, что было до этого. При том, что было такое огромное количество высоких гостей - Святейший Патриарх, Президент, Предстоятели Автокефальных Церквей, множество паломников, - каждому хватало внимания, о каждом была проявлена забота. Как бы ни было тяжело монахиням, которые все тяготы принимали на свои плечи, не было ни тени раздражения, суетливости. Была радость от встречи, никто ни в чем не отказывал, если к нему обращались с каким-то вопросом. Даже беспрецедентные меры безопасности не повлияли на общий дух праздника.

Но больше всего меня поразило то, чего, как правило, не бывает в большие торжества, когда, с одной стороны, - суета, много народа, а с другой - проникновенность, молитвенный настрой, которые ощущались во всем - в богослужениях, в каждый момент нашего пребывания там. Это чувство молитвенной настроенности исходило и от Предстоятеля Церкви, и от сослужащих ему, проникало в народ - молились архиереи, священники, молились простые люди. Нет в стране, наверное, другого такого места, куда бы приезжало и приходило столько людей со всех концов России и мира, и не только в праздник преподобного Серафима Саровского, но и в любой будничный день. Чувство умилительного духовного настроя витает тогда над каждым из них.

 

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий:

Есть в истории святые, которые перерастают ее границы не временем, а силою и красотой своего духа. О преподобном Серафиме Саровском знают все православные люди как о живом и благодатном светоче веры,

касавшемся душой иного мира, знавшем его, как он открыт в Святом Евангелии, в жизни тысяч и тысяч угодников Божиих. Преподобный Серафим стал мерилом Православия, испытывающего всегда нападки со стороны инославных и иноверных религиозных течений. Это был поистине человек Божий, носивший в себе благодать Святаго Духа, живо ощущаемую людьми при общении с ним, при обращении к нему за помощью.

Преподобный не казался таковым, а был им на самом деле, что чувствовал всегда народ, теснившийся подле него, окружавший его как некое солнце. У порога его убогой келии люди простаивали многие часы, дни, чтобы взглянуть на него, услышать близкое и живое к ним, горестным судьбой, слово, которого так недостает всем в житейской юдоли, иссохшей и холодной. Удивительно, что святой не отделяет себя от людской участи, но показывает, как лучше преодолеть в ней земное тяготение ко греху, как прилепиться душой к Небу.

100 лет протекло со дня церковного прославления Саровского чудотворца, его почитание не угасло за истекший век, несмотря на чрезвычайность времени и бури в стране, но его светлое выражение в Церкви и во всем православном мире стало еще ярче.

В Сарове и в Дивееве, некогда закрытых плотной завесой от людской огласки, прошли в лучшее время года небывалые торжества памяти святого старца. Был освящен первый храм в честь преподобного на территории Саровской обители. К этому событию приурочили крестный ход из Дивеева с изнесением его честных мощей, что необыкновенно подняло дух всех участвующих в торжествах. Как бы сам преподобный Серафим нарочито пришел к месту своего иночества, что было близко ощутимо многими, пришедшими в эти стены. За всю историю Сарова и Дивеева не было такого крупного, прямо кафолического служения и моления, какое состоялось в дни памяти святого, когда, начиная от патриархов многих Православных Церквей и кончая простолюдинами, все глубоко сознавали и внешне выражали радость, что вера на земле еще жива, что она не исчезла в самых страшных для нее условиях, но получила достойное место и воплощение в жизнь, в исповедание Триипостасного Бога, у Которого все живо, есть живые и святые души, как Саровский подвижник.

Но Дивеево, как средоточие святыни Сарова, получило свое отражение и в других областях православной России. Дух преподобного Серафима объял весь православный люд нашей Церкви. Никто так близко и точно не воспринял образ исповедания веры в жизни, как простой народ Божий, узревший в том свое спасение и величие.

Во Владимирской епархии оказалось немало памятных мест, связанных с именем преподобного Серафима. В списках одного из ее монастырей, что близ земли Саровской, он состоял как послушник. Град Владимир знает его по рукоположению в сан диакона в Успенском соборе тогдашним епископом Виктором. За несколько дней до юбилея памяти преподобного начались торжества в древней Владимирской земле. Была перенесена святая его икона с частицей святых мощей от края до края епархии - в град Муром, через который пролегала в прошлом дорога для паломников в Саровскую обитель. В этом празднестве епархии приняла участие и администрация Владимирской губернии, поспособствовав ему во всем, как новому духовному для нее стимулу.

Образ преподобного Серафима тесно соединен с его высокой добродетельной жизнью, приятной Богу и любезной людям. Вот наше Православие и Евангелие - никому ничем и никогда не вредить, а только неослабно любить, пусть в ущерб своим личным интересам, что светло прославит Бога как Творца жизни и дивно увековечит такого радетеля веры.

 

Епископ Пермский и Соликамский Иринарх:

По милости Божией, в 2003 году мы стали свидетелями незабываемого события: празднования 100-летия прославления в лике святых одного из всемирных светильников Православия - преподобного Серафима Саровского. Церковные торжества, посвященные этой дате, прошли не только в Сарове и Дивееве, но и в нашей Пермской и Соликамской епархии. Они были ознаменованы рядом значительных по своим масштабам и духовной насыщенности мероприятий.

В рамках юбилейных торжеств по территории Пермской епархии прошел крестный ход по маршруту Екатеринбург - Дивеево, в котором, во главе с протоиереем Александром Петропавловским, приняли участие священнослужители и миряне многих приходов. Тысячи православных прошли по улицам города Перми с иконой преподобного Серафима, привезенной из Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Пребывание этой иконы в Свято-Троицком кафедральном соборе Перми, в Свято-Никольском миссионерском мужском монастыре, Свято-Троице-Стефановом мужском монастыре, Успенском женском монастыре и в Свято-Никольском храме в городе Кунгуре стало подлинным духовным торжеством, показавшим, сколь велико почитание преподобного на пермской земле, сколь велика любовь пермской паствы к преподобному Серафиму Саровскому, чудотворцу.

Все эти события нашли глубокий отклик в сердцах верующих пермяков, способствовали укреплению духовного единства нашей епархии, дали мощный толчок к дальнейшему укреплению Православия на прикамской земле.

Материалы предоставлены пресс-центром Серафимовских торжеств

Следующая статья...»

№ 23(324) декабрь 2005


№ 9 (334) май 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 13-14 (336) июль 2006


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 18(343) сентябрь


№ 20(345)октябрь


№ 22 (347) ноябрь


№ 7 (356) апрель 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 6(379) март 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 18(367) сентябрь 2007




№ 13-14 (362-363) июль2007



№ 11 (360) июнь 2007




№ 7 (356) апрель 2007


№ 22 (347) ноябрь


№ 20(345)октябрь


№ 18(343) сентябрь



№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 17 (318) сентябрь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика