СЕКЦИЯ: «ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ» :::... |
Центр св. Иринея Лионского был создан в 1993 г. Его бессменный руководитель - профессор Александр Леонидович Дворкин, заведующий кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского института. В 1993-2002 гг. Центром подготовлены сотни публикаций о деятельности тоталитарных сект. В последние четыре года Центр во взаимодействии с епархиальными управлениями, местными администрациями и центрами информирования о сектах провел крупные научно-практические конференции (Алтай, Нижний Новгород, Запорожье. Екатеринбург). Центр выпускает журнал "Прозрение" (приложение к "Журналу Московской Патриархии").
- Александр Леонидович, верно ли, что деятельность сект в России несколько сократилась по сравнению с началом 90-х гг?
- Это ошибочное впечатление. Оно может сложиться, потому что сегодня гораздо меньше сектантов встречаешь на улице. Раньше все они работали в общественных местах, и энергично вербовали людей, накапливали человеческие ресурсы. Кроме того, в середине 90-х был ряд громких судебных дел - вспомните "Белое братство", <<Аум Синрике". Сейчас сектанты учли ошибки начала 90-х и действуют по-другому
Во-вторых, надо отметить, что численность каждой тоталитарной секты имеет некий потолок, по достижении которого приток новых людей уравнивается с оттоком. Многие секты, которые нашумели в начале 90-х годов, теперь законсервировались на определенном уровне членства. Но это не значит, что новые жертвы к ним не попадают. Просто те, кто попал к ним 5-10 лет назад, уходят, а на их место приходят новые. Иначе говоря, мясорубка продолжает работать. Ведь люди выходят оттуда с серьезными проблемами, и ими надо заниматься, помогать им.
Есть и третий фактор: после бурного периода первоначального роста секта, как правило, переходит к новому этапу - пусканет корни. На этом этапе секты стремятся заявить о себе как о вполне респектабельном явлении, реальном факторе российской действительности. Начинается создание лоббистских структур. После этого сектанты уже могут заявлять о себе как о реальной силе - начинать судебные процессы против тех, кто, по их мнению, им мешает, подавать иски против журналистов, которые пишут о них критически.
Учитывая все это, мы не можем сказать, что проблема сект в России идет на спад.
- А какие секты сегодня продолжают активно набирать членов?
- Наиболее активно растут неопятидесятнические секты. На втором месте - "Свидетели Иего-вы", на третьем - мормоны. У всех них стабильные показатели роста, хотя "весовые категории" разные. Общее число членов неопятиде-сятнических сект, по моей оценке, не меньше 250 тысяч человек, у "Свидетелей Иеговы" - около 130 тысяч, у мормонов - более 15 тысяч. Возникают и новые секты. Если раньше тоталитарные секты воспринимались в России как нечто пришедшее из-за рубежа, то сегодня количество сект, пришедших из-за рубежа и появившихся у нас, похоже, сравнялось. Сейчас, например, наращивает численность и влияние движение славянских неоязычников.
- Когда на ваших конференциях собираются специалисты из разных регионов, обсуждается ли какая-то общая стратегия и формы работы? И о чем в этом году пойдет разговор на секции сектоведения?
- Конечно, практические вопросы и формы координации работы будут обсуждаться. Кроме того, мы намерены уделить серьезное внимание неопятидесятникам, которые были недооценены нами по степени своей деструктивности и по своему динамическому росту.
Всегда очень важно правильно использовать термины. По существу сейчас идет информационная война, война терминов. Неопятидесятники всегда говорят о себе как о протестантах и выступают от имени протестантов. И это понятно, ведь традиционные протестанты являются уважаемой культурообразующей деноминацией. А в действительности неопятидесятники никакого отношения к протестантам не имеют. Поэтому на секции мы будем говорить и о точном употреблении терминов.
Еще одна проблема состоит в том, что секты часто действуют под разными наименованиями, иной раз совершенно неизвестными. В этом качестве они обращаются и в наши церковные структуры с различными предложениями о сотрудничестве, приглашениями на праздники и т.п.
Если им удается получить положительный или хотя бы вежливый ответ, они максимально используют его в своей рекламе.
Мы собираемся на нашей секции осветить еще одну очень важную проблему. Сегодня возникают околоправославные секты, которые либо рядятся под православных, либо возникают в православной среде. Они ведут дело к расколу, начиная работать внутри Церкви, на ее окраинах. В наш Центр уже обращаются люди, близкие которых попали в общины лжестарцев, группировки, занятые борьбой с ИНН, озабоченные канонизацией Распутина, Ивана Грозного и тд. Все эти маргинальные, но очень громкие группировки часто создают лицо православию. Их голос зачастую звучит фомче, чем наш. Это своего рода закон: "Один скандалист может испортить настроение целому трамваю". И об этом мы должны говорить на наших встречах.
Сейчас ширится дискуссия вокруг наследия английского писателя Дж. Р. Р. Толкиена и движения его поклонников. Своими соображениями на эту тему поделится диакон Андрей Кураев. Обещает быть интересным рассказ бывшего мормонского апологета Юрия Кондратьева о про-зелитических приемах и стереотипах мормонов.
Также мы должны будем говорить о так называемых "психокультах", то есть сектообразных псевдопсихологических тренингах, и о попытках объединения неоязычников-нативистов ("родноверов"). И пора наконец завести серьезный разговор о сатанизме. Часто в СМИ рассказывается о каких-то выдуманных, несуществующих сектах, описываются невероятные страшилки. Но я всегда подчеркиваю, что о сатанизме нужно говорить очень осторожно, очень взвешенно. Любая статья о сатанизме с красочным описанием выдуманных и невыдуманных обрядов плодит са-танистов. Есть достаточно большое количество психически неуравновешенных людей, которые, прочитав такую статью, могут подумать, что и в них вселился сатана... Мы попытаемся начать взвешенное обсуждение темы сатанизма, причем так, чтобы не способствовать популяризации этого явления.
На секции будут и другие весьма интересные и полезные доклады.
- Появляются ли в регионах новые центры антисектантской работы?
- Центры появляются, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Очень интенсивно развивается противосектантская деятельность в Украинской Православной Церкви (об этом расскажет директор украинского центра "Диалог" Павел Бройде). В России по-прежнему лидируют в этом направлении Екатеринбург и Новосибирск, где ведется интересная антисектантская работа. На секции своим богатым опытом по выведению людей из сект поделится сотрудник новосибирского центра Олег Заев, который в свое время был одним из лидеров "Церкви Христа в Новосибирске". Очень энергично работает в Уфе председатель миссионерского отдела епархии Максим Степаненко. Успешно действуют антисектантские центры в Ярославле и Твери. В других епархиях работают одиночки-энтузиасты, священники и миряне, те, у кого болит сердце.
К нам часто обращаются из епархий с вопросом, как создать такой центр. И мы с моим заместителем дияконом Михаилом Плотниковым постоянно ездим по стране с лекциями, семинарами, проводим конференции.
Беседовала Мария Ельцова
|
|