СЕКЦИЯ “ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО” :::... |
Александр Кырлежев, консультант Синодальной богословской комиссии
Мне приходилось участвовать в двух последних Рождественских чтениях, на семинарах и "круглых столах" по проблемам философии и богословия. Там я выступал как консультант синодальной Богословской комиссии. В этом году специальной философской секции не будет, но меня пригласили участвовать в секции "Церковь и государство. Религиозный фактор в межнациональных отношениях". Ее председатель - протоиерей Всеволод Чаплин, а сопредседатель - Ольга Юрьевна Васильева, которая заведует кафедрой религиоведе-ния Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Название, которое устроители дали этому "круглому столу", указывает на актуальный ракурс рассмотрения темы. Большинство докладов посвящено проблеме межнациональных отношений. Доклад заместителя директора Института российской истории В.В. Трепавлова называется "Исторические корни радикальных движений на Кавказе". "Тема этничности в религии" - название выступления Александра Журавского; а в выступлении секретаря Межрелигиозного Совета России Романа Силантьева эта тема вынесена в заголовок: "Религия как фактор урегулирования межнациональных конфликтов".
Сегодня религиозные вопросы в нашем государстве переплетены с межнациональными проблемами. В первую очередь это связано с проявлениями религиозного экстремизма, с радикальными исламскими движениями, которые постепенно стали набирать силу не только в Чечне, но и по всей России. И это вызывает беспокойство, хотя проблема религиозного экстремизма касается не только ислама. В случае с исламом очень сильно переплетены национальное и религиозное начала, потому что подавляющее большинство российских мусульман - это этнические мусульмане. Отношение между нациями, отношение к кавказцам, отношение вообще к мусульманским общинам в масштабе государства связано с религиозными отличиями православного большинства и довольно значительного, порядка 15 миллионов, мусульманского меньшинства.
Но и в других направлениях религиозной жизни есть проблемы. Например, Русская Православная Церковь обвиняет Католическую церковь в том, что в России она занимается прозелитизмом, то есть переманивает в католическую веру людей, которые по своей культуре и по своему происхождению - русские православные. При этом Русская Православная Церковь ни в коем случае не возражает против того, чтобы Католическая церковь окормляла на территории России этнических католиков - немцев, прибалтов, поляков. В этом вопросе опять соединяется религиозное и национальное.
Другой вопрос касается российских протестантов, традиционных протестантов. К ним довольно настороженно относится не только Православная Церковь, но и государство. Некоторыми представителями и Церкви, и государства они воспринимаются как чуждое явление. С другой стороны, протестанты хотят утвердиться как конфессия, члены которой являются гражданами российского государства. Мне кажется, что акцент будет сделан именно на этом, и что это актуально и для нашего государства, и для Русской Православной Церкви, которая должна жить с другими религиями в одном пространстве, и для всего российского народа.
|
|