Православные пользователи Сети осваивают новые пространства для миссии
Значение интернета как инструмента христианской миссии растет прямо пропорционально влиянию, которое интернет оказывает на общественное мнение и массовое сознание. Это влияние возрастает по мере того как, с одной стороны, расширяется его аудитория, а с другой - развиваются технологии и появляются новые виды деятельности, связанные с интернетом.
Недавно мировой интернет вступил в новую фазу развития, получившую название "Веб 2.0" (по аналогии с общепринятой системой наименования программных продуктов). Не все исследователи согласны с этим названием, но то, что новый этап наступил, сомнений не вызывает. Что такое "Веб 2.0" и в чем его отличия от привычного интернета, который теперь называется "Веб 1.0"? На самом деле, "Веб 1.0" с его библиотеками, представительскими сайтами, сетевыми СМИ и предприятиями электронной коммерции не исчез и исчезать не собирается. Главное его отличие от новой версии Веба - тип коммуникации, который социологи определяют как "коммуникация от одного ко многим" (даже, если на практике коммуникатором является не один человек, а двое и более, принцип "вещания" на бОльшую аудиторию сохраняется), а также способ производства контента (содержания, наполнения), который создается в офлайне и только публикуется в Сети. "Веб 2.0" - это реализация тенденций, набиравших силу на протяжении всей истории интернета. В его основу положен новый тип коммуникаций, который порожден интернетом - "коммуникация от многих к многим", а также коллективное производство контента, преимущественно в режиме реального времени. Самые известные типы сайтов, иллюстрирующие, что такое "Веб 2.0" - социальные сети, которые в рунете только начинают свое развитие (проект "Мой круг"), энциклопедии на основе технологии "Wiki", получившие название "википедии", где любой желающий может дополнить существующую статью или написать свою. Однако самое заметное порождение "Веб 2.0", не только изменившее облик и функции интернета, но и поставившее массу этических, юридических и других вопросов перед современным обществом - это блогосфера. Блогосфера - пространство в интернете, занятое блоггерами - авторами виртуальных дневников. Само слово "blog" - сокращение от английского weblog - "сетевой журнал" (неологизм, происходящий от слова log - "вахтенный журнал"). То есть, блог - это буквально "дневник" или "записная книжка", отличающийся от "бумажных" дневников широкими техническими возможностями и интерактивной публичностью, ведь записи в блоге могут читать, комментировать и обсуждать другие пользователи. К началу 2006 года число сетевых дневников в мире достигло 27 миллионов, причем количество блогов удваивается каждые полгода. В настоящее время новые сетевые дневники регистрируются со скоростью более 75 тысяч в сутки. В России - по данным, которые озвучил представитель компании "Яндекс" Роман Иванов на конференции "Интернет и бизнес" в апреле 2006 года, - насчитывается один миллион блогов, что составляет 3% от мирового числа. Однако количество еженедельных записей российских блоггеров, составляет уже 10% от всех публикаций в блогосфере. "Нас мало, но мы много пишем", - делает вывод Роман Иванов. Принципиальное отличие российского сегмента блогосферы от мирового в том, что одна половина русскоязычных блогов расположена на американском сайте Livejournal (www.livejournal.com), который сокращенно называют ЖЖ, а другая - на российских бесплатных сайтах (Liveinternet.ru, Блоги@mail.ru и т.д.), тогда как европейские и американские блоггеры, если они не подростки, предпочитают создавать для своих блогов отдельные домены или размещать их на платных площадках. Блоги обрели свою популярность не только потому, что оказались удачной формой объединения творческого самовыражения личности и интерактивного потенциала интернета. Блоги также стали вариантом реализации и, в каком-то смысле, символом одной из тенденций развития современной культуры - стирания границы между частной и публичной сферами жизни. Блоги адресованы всем, и в то же время - никому. Если же рассматривать современное общество в контексте теории "сетевого общества", предложенной социологом Мануэлем Кастельсом, то получается, что блог - один из способов создания и укрепления горизонтальных общественных связей. Блогосфера тяготеет к формированию сетевой или клубной субкультуры. Благодаря этому она становится одной из составляющих гражданского общества. Уже сегодня блоггеры проявляют высокую степень самоорганизации, когда возникает необходимость провести благотворительную акцию или устроить митинг. Блогосфера одновременно играет роль "профсоюза" интернетчиков, самиздата, универсальной справочной, службы знакомств, дискуссионного клуба. Каждый блоггер - "сам себе журналист". Очень часто запись о событии в блоге появляется раньше, чем сообщения информационных агентств. Авторы сетевых дневников, будучи очевидцами, быстрее реагируют на происходящее. Так было во время теракта в Московском метро, войны в Ираке и во многих других случаях. Кроме того, блоггеры, не связанные профессиональными стандартами и форматами изданий, свободнее подходят к форме подачи материала, а значит, могут рассчитывать на внимание более широкой аудитории. Однако такая "авторская журналистика", делающая героями безответственных и, зачастую, анонимных дилетантов, ставит под угрозу всю систему взаимоотношений журналистики и общества. В блогах мнения и эмоции затмевают факты, а субъективные трактовки - аналитику. Несмотря на то что в блогосфере, как отметил один из авторов "Известий", "эхо становится важнее, чем голос человека", в русском сегменте "Живого журнала" пишут, читают и общаются не только студенты, но и писатели, журналисты, бизнесмены, депутаты Государственной Думы, врачи. Для православных появление Livejournal совпало с закатом форума диакона Андрея Кураева "Человек и его вера", который с 1999 года был главной православной интерактивной площадкой в интернете. Многие православные блоггеры пришли в блогосферу с этого форума. Всплеск православного присутствия в "Живом журнале" приходится на 2005 год, когда форум "Человек и его вера" окончательно превратился в собрание базарных перепалок. Тем не менее, до сих пор православному сообществу "Живого журнала" не удалось достичь того экспертного уровня дискуссий, которые отличали форум Кураева в эпоху его расцвета. На сегодняшний день в русскоязычном Livejournal насчитывается более 30 комьюнити (т.е. тематических объединений пользователей), посвященных разным аспектам церковной жизни. Их условно можно разделить на три группы: "семейная" (это самая многочисленная группа, к которой относятся не только комьюнити о проблемах брака и воспитания детей, но и о разных "бытовых" аспектах православия), "церковно-научная" и "журналистская" (комьюнити, связанные с различными аспектами миссии через СМИ). Самое активное и многолюдное из православных комьюнити называется "Православ_ру" (http://community.livejournal.com/pravoslav_ru) и насчитывает более 1000 членов и читателей. Здесь православные обсуждают насущные проблемы и отвечают на вопросы сомневающихся и невоцерковленных пользователей "Живого журнала". Кроме тематических сообществ, существует собственно то, что составляет основу "Живого журнала" - сами блоги, сетевые дневники православных авторов. Здесь люди пишут о своих повседневных радостях и горестях, впечатлениях, прочитанных книгах, просмотренных фильмах. Кто-то в жанре коротких реплик, а кто-то - художественных или философских эссе. У каждого пользователя есть возможность формирования "ленты друзей" для ежедневного чтения новых записей заинтересовавших его авторов. Постепенно в православном сегменте "Живого журнала" сформировалось подобие общины, где возникают дружбы и профессиональное сотрудничество, куда можно обратиться за помощью или советом. Православная молодежь из разных городов получила площадку для знакомства и общения, которое давно переросло рамки интернета, став реальной дружбой, лишь поддерживаемой с помощью блогов. Особый контингент пользователей - молодые мамы, которые также знакомятся и делятся опытом воспитания и приобщения детей к Церкви. Немало в "Живом журнале" и священников, которые пишут иногда лирические, иногда ироничные заметки и к которым всегда можно обратиться за советом. Чем "Живой журнал" отличается от интерактивных сайтов, того же форума диакона Андрея Кураева? Прежде всего тем, что блог - это личное пространство пользователя, в каком-то смысле его дом в интернете, который тот обустраивает в своем вкусе и куда приглашает симпатичных ему гостей, а крикунов и провокаторов выгоняет. В целом обстановка в Livejournal гораздо более доброжелательная, чем на форумах, хотя и тут случается обсуждение острых вопросов и перепалки. Кроме того, как и в реальной жизни, здесь можно встретить разных "соседей". Любой форум ограничен рамками своей тематики, чтобы прийти на него, человек должен захотеть обсудить заданный круг вопросов. Так, форум Кураева был создан для обсуждения религии. В "Живом журнале" пользователи просто "живут" рядом - воцерковленные и не очень, имеющие духовные запросы и скептики. Они могут никогда не пересечься, а могут случайно встретиться в дискуссии у общего знакомого. Могут месяцами приглядываться друг к другу, не вступая ни в какие разговоры, а могут сразу познакомиться и перенести общение в реальную жизнь. Православное сообщество "Живого журнала" не замкнуто в себе, а интегрировано в мировую блогосферу, является ее полноценной частью. И, как и в любом обществе, миссией становится уже простое присутствие, сосуществование христиан с нецерковными людьми. Однако форумы, в частности форум диакона Кураева, всегда были публичной площадкой, где высказывались и имели значение отчетливо сформулированные мнения, пускай иногда и радикальные. Здесь формировались позиции, обсуждались актуальные вопросы общественной и церковной жизни. "Живой журнал" же именно в силу своей "домашности" сместил акценты на обсуждение частных вопросов и личного опыта. Причем, если блогосфера в целом - флагман "гражданской журналистики" с повышенной социальной активностью, то именно православный сегмент отличается высокой степенью приватности. Здесь редко встречаются обсуждения церковно-общественных проблем, явлений культурной и политической жизни. А если и случаются записи на эти темы, то комментариев к ним намного меньше, чем, например, к вопросам о том, что можно есть в определенный день поста, или к рассказам из серии "как я впервые пришел в храм". Редко встретишь и комментарии православных пользователей к обсуждению актуальных вопросов в других блогах и комьюнити, тогда как именно там христианская взгляд на события и явления востребован и необходим. Сегодня интернет и связанные с ним возможности, как и в эпоху "Веб 1.0", используются в большей степени для узнавания православными друг друга, создания единого теперь уже не только информационного, но и коммуникационного пространства, чем для диалога с миром и миссионерской деятельности. Между тем роль блогосферы в общественной жизни и в системе СМИ возрастает, соответственно увеличивается спрос на оценочные высказывания и мнения. Поэтому необходимо, чтобы христианский подход к оценке текущих событий и тенденций, основанный на православном вероучении и этике, был качественно представлен в блогосфере.
|