Изразцы в храмовом строительстве применялись повсеместно. Пожалуй, это один из самых распространенных материалов XVII века, на который пришелся пик расцвета изразцового искусства России.
В числе знаменитых памятников Иосифо-Волоколамский, Новоиерусалимский и Солотчинский монастыри, где работал мастер ценинного (изразового) искусства Степан Полубес. Для возведения и украшения Новоиерусалимского монастыря были собраны изразечники со всей Руси. Целыми бригадами они приезжали в Москву для участия в благоукрашении вновь возводимых и восстанавливаемых храмов. Этот период совпал с заменой "красных" (т.е. неглазурованных) изразцов на "политые". Возведение Новоиерусалимского монастыря началось в 1656 году и продолжалось почти 30 лет до 1685 года. Особенностью изразцов монастыря является их большой размер. Надо заметить, что чем больше размер изразца, тем сложнее он в производстве, поскольку терракотовая глина довольно капризна в усадке и крупные изразцы имеют обыкновение ломаться при обжиге. В том и уникальность архитектурной керамики Новоиерусалимского монастыря, что больше никто не смог повторить изразцы Степана Полубеса. К сожалению, монастырь был почти полностью разрушен, но с 1980 года по наши дни происходит его постепенное восстановление.
В 1673 году вариации на тему изразцов "павлинье око" авторства Полубеса были повторены в меньшем размере на соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово. Церковь Николая Чудотвотца в Столпах также была построена с использованием изразцов новоиерусалимских мастеров. К сожалению в 1938 году она также была разрушена.
Современное храмовое строительство не обходится без изразцов. Ими украшают фасады и иногда полностью облицовывают иконостасы. Это неслучайно, поскольку керамика своеобразный материал, который может сохранять свои свойства, без преувеличения, столетиями, нисколько не теряя своей красочности и нарядности. Кроме того, керамические иконостасы обладают особыми акустическими свойствами, полностью отражая звук и усиливая акустику помещения.
Совершенно изумительный изразцовый иконостас создан в Благовещенском храме в Тамбовской области, в храме деревни Голенково в Тверской области, в церкви Покрова Божией Матери в Солнечногорске, в церкви Иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" в подмосковном городе Домодедово и, конечно, огромный многоярусный иконостас Воскресенского Храма в Клину, сделанный мастерами компании "Веста-Керамика" в 2012 году.