Памяти протоиерея Бориса Ничипорова
Пройдет время, о нем напишут друзья, коллеги по научной и педагогической работе, священники, служившие с ним, духовник и духовные чада. Только тогда личность пастыря и педагога раскроется соотечественникам во всей полноте. Я встречался с отцом Борисом всего два раза: на Рождественских чтениях 2002 года подошел к нему под благословение, а еще через месяц брал у батюшки интервью. Но заочно отец Борис сыграл роль и в моей жизни, и именно поэтому я решаюсь написать о нем, отдать ему последний поклон.
Мое воцерковление, начавшееся в 1998 году (и, конечно, еще не законченное), было непростым. С одной стороны, жизненные перипетии убедили меня в том, что «без Бога — ни до порога», с другой стороны, мир Церкви, православия хотя и привлекал красотой храма и богослужения, все же оставался чужим. Раздираемый типичными для интеллигента-неофита противоречиями, купил я книгу «Церковь, дети и современный мир», в которой были напечатаны статьи и интервью четырех священников, совмещавших пастырское служение с педагогической деятельностью. Интервью с отцом Артемием Владимировым и статья отца Алексия Уминского многое мне объяснили. Но статья отца Бориса «Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных» о центре «Новая Корчева» меня просто потрясла.
В том же году я прочитал книгу отца Бориса «Введение в христианскую психологию». На мой взгляд, это одна из лучших миссионерских книг. В нее вошли не только статьи отца Бориса, но и некоторые его проповеди. В слове на выпускном школьном вечере («Что такое жизнь») он сказал своим ученикам: «И еще один, последний, совет, пусть он не покажется вам банальным, — любите Россию. Всегда знайте, что Богом вам дано жить в великой стране. Наша земля сегодня поругана, унижена, но не убита. Не ищите виновных. Это лишит вас благодати Христовой. Скажите лишь: я и сам не без греха, и начинайте трудиться». Книга издана в 1994 году, но и сегодня эти слова не потеряли своей актуальности. Все статьи и проповеди, вошедшие в книгу, пронизаны любовью. И в то же время за каждой строкой чувствуется воин, воин Христов.
В конце 2001 года я начал сотрудничать с церковными изданиями, и одной из первых моих публикаций стало интервью с отцом Борисом. И сегодня, когда отец Борис покинул этот мир, благодарю Бога за то, что успел познакомиться с этим удивительным человеком.
Впечатление от встречи было таким же ярким, как и от книг. Пастырь и воин, живой, человечный, свободный. Но об этом лучше напишут люди, близко знавшие батюшку.
В прошлом году в издательстве «Паломникъ» вышла новая книга отца Бориса «Времена и сроки», задача которой точно сформулирована архимандритом Иоанном (Экономцевым) в послесловии: «Не отрицание культуры и фундаменталистский нигилизм, а воцерковление культуры в ее высших достижениях — вот задача, может быть, важнейшая для нас сегодня».
Дорогого стоит и предисловие выдающегося психолога и педагога В.В. Давыдова: «В рассматриваемой книге поднимается вопрос о том, как человек приобщается к Божественным и демоническим силам: к силам добра и зла, благодати и бездны. Только по воле самого человека в него входят те или иные силы (энергийности). Благодать — это любовь, радость, милосердие, вера, воздержание и некоторые другие свойства человека. Добродетельная и подвижническая жизнь способствует проникновению человека в благодать. Усугубление пороков, немощи и отчаяния ведет его в бездну. Благодать и бездна — два различных духовных начала человека. Психология энергийности, излагаемая в книге отца Бориса, — это, по сути дела, попытка оценить роль и значение этих начал в сложной жизни человека, в становлении его поступков и личностных отношений. Здесь действительно лежит та область, о которой современная светская психология имеет, на мой взгляд, лишь беллетристические суждения и о которой духовная психология, опираясь на поэтический и религиозный опыт, может сказать нечто более весомое».
Отец Борис рассказывал, что, когда в начале 80-х годов он, молодой преуспевающий кандидат наук, ушел работать в Издательский отдел Московской Патриархии, а затем принял священный сан и уехал из столицы в глубинку, многие не поняли его. Да и сегодняшним молодым людям это трудно понять. Среди современных священников немало выпускников МГУ и других престижных вузов, кандидатов и докторов не только богословия, но и светских наук. Но 20 лет назад духовный выбор отца Бориса мог быть воспринят только как вызов общественному мнению. В то время только очень мужественный и сильный человек мог предпочесть пастырское служение научной карьере. Но прошли годы, и многие коллеги отца Бориса поняли серьезность и глубину его выбора, осознали, что он не только не погубил свой талант, но приумножил его. И предисловие В.В. Давыдова к книге отца Бориса — лучшее тому доказательство. Я убежден, что имя протоиерея Бориса Ничипорова будет золотыми буквами вписано в историю русской педагогики.
В заключение хотелось бы отметить, что отец Борис был носителем и проповедником радостного христианства. К сожалению, за справедливыми оценками греховного мира мы часто забываем, что христианство — мир радостный и светлый. Такие настроения отец Борис оценивал со свойственным ему мягким юмором и истинной православной свободой: «Многие отгораживаются от реалий разговорами о близком конце света, бездеятельностью, пассивностью. Но тогда надо покрываться белой простыней и ползти на кладбище! Если же мы хотим быть христианами по духу, а не по названию, если хотим возрождать Россию, надо формировать православных мальчиков и девочек, умеющих жить в современном мире, преображая его». Перестанем же унывать, а будем трудиться на благо России и Церкви Христовой в меру отпущенного каждому из нас таланта так же честно, как трудился отец Борис.
Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего протоиерея Бориса!
|