№ 6 (355) март 2007 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Традиционные религии и права человека: продолжение диалога

Проблема диалога культур и цивилизаций не новая, но интерес к ней не ослабевает. 13—14 марта в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялся международный семинар «Диалог культур и цивилизаций: мост между правами человека и нравственными ценностями». Его участники обсудили роль нравственного понимания прав человека в построении бесконфликтного общества.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) большое внимание уделяет проблемам диалога цивилизаций. Однако до сих пор эта организация редко привлекала для совместной работы представителей религиозных общин. Парижский семинар, организованный общественным форумом «Диалог цивилизаций», стал первым подобным опытом. На нем были представлены не только светские культурологи, религиоведы и философы, но и носители мировых религиозных культур: православные, католики, протестанты, мусульмане и иудеи.
Понятие о культуре и формах ее выражения стало одной из центральных тем встречи. Разнообразие национальных культур остается существенной чертой современного мира. Правда, сейчас формируется поколение людей, равноудаленных от любой культуры, и еще рано судить, чем закончится этот процесс. Пока же в основном приходится иметь дело с различными культурами, которые в одночасье (в историческом масштабе) оказались существующими в едином пространстве. Как сочетать требования разных культур, и на какой приемлемой для всех основе строить общий мир — вот вопросы, которые одинаково остро стоят для международных организаций и религиозных общин.
Светский характер прав человека, как считают в большинстве международных организаций, включая ЮНЕСКО, позволяет сделать их основой совместного существования культур во всем их многообразии. Однако универсальность прав человека показывает лишь общее стремление человечества закрепить ценность человеческой личности. Реализация прав человека должна быть увязана с культурным, историческим, религиозным контекстом каждого общества. Большинство из них согласны с тем, что без нравственной ответственности права человека разрушают личность, провоцируют социальную нестабильность. В некоторых документах ЮНЕСКО, кстати, подчеркивается, что утрата традиционных ценностей способствует нетерпимости, а в положениях итогового документа Всемирного саммита ООН 2005 года делаются робкие попытки балансировать между универсальностью прав человека и культурными особенностями.
Параллельно с этим предпринимаются попытки сделать права человека религиозной категорией, «догмой», исходящей от нерелигиозных людей. От этой опасности предостерег в своем докладе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Тем не менее, на семинаре были сделаны многочисленные заявления об универсальности прав человека. При этом непонятно, насколько объективно возможно (и нужно) единообразное толкование и применение международных документов по правам человека во всем мире. В современном мире нет единства даже относительно понимания такого базового права, как право на жизнь. Некоторые государства считают, что ценность человеческой личности не страдает при исполнении смертных приговоров, другие придерживаются противоположной точки зрения. В этих условиях имеет ли смысл говорить об универсальности прав человека?
В то же время универсальна ценность человеческой личности, но лишь в тех проявлениях, которые получили закрепление в местных культурах. Здесь наблюдается большее единство, поскольку нравственные нормы носят более осязаемый характер, нежели абстрактное понимание человеческой свободы. Фундаментальность нравственных норм, и поныне разделяемых большинством, заключается в их исторически доказанной способности поддерживать жизнеспособность сообществ. Именно поэтому диалог цивилизаций, по мнению многих представителей мировых религиозных общин, должен основываться в первую очередь на общности взглядов в этой сфере.
Поиск баланса между правами человека и нравственными ценностями не означает, что традиционные религии мира должны измениться в соответствии с предлагаемой Западом политической моделью свободы. Традиционное религиозное сознание не сомневается в том, что права человека приобретают смысл, лишь опираясь на представление о нравственности. А диалог культур — это процесс наполнения нравственным содержанием общей среды обитания различных традиций. Причем традиция светскости в определенных случаях должна будет сделать большие по сравнению с традиционными культурами уступки, ибо, в отличие от них, не смогла предложить сколько-нибудь приемлемой базы для единения человечества.
ЮНЕСКО предоставила возможность людям разных взглядов откровенно высказаться о будущем нашего мира. Однако иногда возникало ощущение, что международные чиновники продолжают чувствовать себя «большим братом», взирающим с позиции «нейтральных» прав человека на то, как верующие пытаются договориться между собой. Впрочем, диалог будет продолжен.

Вахтанг Кипшидзе

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика