Возродить святыни Селигерского края
В любой стране есть места, которые считаются знаковыми. В России одно из таких притягательных мест — исток Волги. Он находится в семидесяти километрах от города Осташкова Тверской области — столицы Селигерского края. Из родника, над которым установлена деревянная часовенка, и берет свое начало великая река Волга.
Того, кто однажды побывал здесь, обязательно потянет приехать сюда еще раз, уже с друзьями и знакомыми, чтобы вместе с ними разделить радость особых, возвышенных и светлых чувств. Так случилось и со мной.
В 2005 году наша небольшая семейная фирма работала на реставрации купола и кровли надвратного храма Богородицкого Житенного женского монастыря. В один из выходных дней мы отправились в село Волговерховье, рядом с которым расположен Ольгинский женский монастырь с часовней над истоком Волги.
Все было интересно. И первый мостик через Волгу, сооруженный в сотне метров от часовни, и сам робкий звенящий ручеек, через который прыгали восторженные туристы и даже некоторые паломники. Все пробовали воду на вкус, многие умывались, а кое-кто и окунался по несколько раз с головой.
К истоку великой реки едут люди из всех уголков России и самых разных стран мира. И каждый находит здесь для себя что-то особенное.
Красота природы изумительна и гармонична, а вот творения рук человеческих порой вызывают недоумение. К примеру, сруб часовни сработан со знанием дела, а вот крыша... Ее, видимо, соорудил человек, весьма далекий от профессии кровельщика-жестянщика. Да и сама часовня без купола-маковки напоминает баню с примитивным деревянным крестом. Мы с сыновьями Русланом и Ярославом тут же приняли решение «взять шефство» над истоком Волги.
Получив благословение архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, мы соорудили над часовней новую кровлю из долговечной оцинкованной стали с полимерным покрытием. Затем установили небольшой купол с крестом. Купол покрыт объемными ромбами из нержавеющей стали цвета золота и меди, расположенными по спирали через ряд, как на знаменитом соборе Василия Блаженного.
Идея изготовить этот оригинальный купол возникла так. В одной из газет я как-то прочел, что наш известный путешественник Федор Конюхов хочет построить несколько часовен во славу Господа и в память о погибших путешественниках. В знак уважения к Федору Конюхову, совершившему невероятное количество сложнейших и очень рискованных путешествий, мы решили бесплатно изготовить для его проектов небольшой оригинальный купол. А Федор, узнав о нашем стремлении облагородить часовню над истоком Волги, в свою очередь, решил подарить этот купол с крестом именно этой часовне. Так знаменитый русский путешественник отдал дань уважения одному из дорогих для россиян мест — истоку Волги. Теперь паломники могут помолиться в благоустроенной часовне и сфотографироваться на память на фоне оригинальной деревянной арки.
Но мне не дает покоя мысль, что наш скромный труд — это всего лишь капля в огромном океане разрухи, захлестывающем бескрайние просторы России.
Как профессионал я вижу, что два храма, стоящих у истока Волги, находятся в аварийном состоянии. Проржавевшая крыша на них словно решето, и менять ее надо кардинально и незамедлительно. Небольшой деревянный храм, которому в июле этого года исполнилось сто лет, может в любое время рухнуть на головы верующих. Дело в том, что мощные деревянные балки перекрытия из-за дырявой крыши местами сгнили почти наполовину.
На кирпичном храме вода во время дождей потоком льется внутрь, и это усугубляет и без того плачевное состояние стен и штукатурки, по которой придется восстанавливать утраченные росписи. Снаружи стены храма тоже заметно пострадали, несмотря на то, что наши предки умели производить крепкий и долговечный красный кирпич.
Наверное, Тверской области самой не осилить задачу качественного ремонта кровли и куполов двух храмов у истока реки Волги, и нужна поддержка на государственном уровне.
Есть и третий храм, недалеко от истока, который нуждается в срочной помощи. Это кирпичная церковь в селе Новинки. Она стоит на берегу озера Стерж, откуда, собственно, и начинается Волжский крестный ход по воде. В этом году я прошел пешком вместе с участниками крестного хода первый этап пути в качестве фотографа-любителя. Все было чинно и торжественно. Впереди процессии несли на руках иконы. Весь путь вместе с богомольцами прошел, несмотря на свой почтенный возраст, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор.
Но когда процессия приблизилась к берегу озера, у нас возникло чувство, которое можно сформулировать так: «за державу обидно». Служба на берегу проходила на фоне полуразрушенного храма. Он был без крестов, и даже свод центрального купола частично обрушился. А я вспомнил, как пару лет назад заглянул в летнюю пору в выломанный дверной проем этой церкви и увидел шокирующую картину. Посреди храма, видимо, в поисках спасения от летнего зноя, стояли несколько сельских коровенок и бычков. Было понятно, что забрели они сюда не впервые, потому что стояли почти по колено в... навозе. Меня резанула мысль: «Как можно допустить, чтобы в храме было устроено отхожее место для скотины? И кто после этого мы сами?..»
Мне приходилось слышать, что более 10 тысяч храмов по стране еще стоят в полуразрушенном состоянии, служа немым укором нам, россиянам, допустившим столь варварское отношение к своим национальным святыням. Понятно, что в одночасье их все не восстановить. Особенно, если государство будет уделять этой проблеме внимание лишь во время предвыборных кампаний. Но ведь есть же такое понятие, как приоритеты национального уровня. Я уверен, что храмы, расположенные в уникальном месте Селигерского края, там, где берет начало Волга и откуда начинается ежегодный Волжский крестный ход, должны быть восстановлены в первоочередном порядке.
Николай Савченко
|