№ 23(276) декабрь 2003 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Приемная семья — альтернатива детскому дому

 

Жизнь интернатского ребенка далека от нормальной и совершенно бесправна. Обычно интернат — это запущенное здание школьного типа, с казенными спальнями и классами, невкусным и неполноценным питанием, часто равнодушными, а порой грубыми воспитателями. Дети здесь сквернословят, пьют, курят, воруют, некоторые регулярно убегают, и их возвращают с милицией. Часть девочек очень рано начинают «взрослую жизнь», продавая себя за жвачку, лак для ногтей, шоколадку и т.д. Если интернатские дети плохо себя ведут или больны «неудобными» для персонала болезнями, вроде энуреза, их отправляют в психиатрическую больницу или коррекционные интернаты.

Редко в какой школе-интернате есть 11 классов. Чаще всего после 9 класса их — совершенно не готовых к обычной жизни, закомплексованных, не знающих реальной ценности денег, не умеющих вести хозяйство, — отправляют в какое-нибудь училище. А далее, по статистике Генпрокуратуры РФ, 10% выпускников интернатов заканчивают жизнь самоубийством, 40% становятся преступниками, еще 40% — алкоголиками и наркоманами, и только 10% социально адаптируются. Но и эти 10% удачны относительно, поскольку нет статистики, прослеживающей их жизнь хотя бы за 10 лет.

Содержание больших детских коллективов в казенных домах не оправдало себя во всем мире. В Европе после Второй мировой войны стали создаваться так называемые «детские деревни» для детей-сирот. Для нас выходом может стать создание малых семейных детских домов при православных приходах в сельской местности для одной приемной семьи. Приемная семья не заменит родную, но приблизит детей к семейной атмосфере любви, участия, доброты, труда и общей молитвы, когда семья — малая Церковь. Материальные затраты государства на содержание детей в таких малых семейных детских домах существенно меньше, чем в обычных интернатах.

Начинать православное воспитание интернатских детей можно с дошкольного возраста, используя при этом различные формы работы: проводить занятия и беседы с детьми в самих интернатах и воскресных школах; постепенно приучать к регулярному посещению храма и Святому Причащению; привлекать к послушанию в храме в качестве алтарников, чтецов, звонарей и др.; проводить совместные паломнические поездки и летние лагеря; клиру и прихожанам по возможности брать интернатских детей на выходные дни и каникулы и приучать их к православному образу жизни.

Имеет смысл разработать программу организации малых семейных детских домов при приходах Русской Православной Церкви. Реализация такой программы, безусловно, потребует поддержки государства и общественных объединений.

В настоящее время законодательство РФ в нормативных актах предусматривает понятие «приемной семьи» (см. Семейный кодекс РФ). Приемная семья отличается от других форм принятия детей на воспитание договорной основой отношений с органами опеки и попечительства (см. Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.08.1996 № 829). Приемная семья — это развитие идеи детских домов семейного типа. Создание малых православных семейных детских домов на основе приемной семьи, выбранной из числа благочестивых прихожан, может изменить участь самых обездоленных детей и возродить ныне пустующие деревни.

 

  Елена Тростникова  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 3(376) февраль 2008


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 6 (355) март 2007


№ 5 (354) февраль 2007


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика