№ 16 (245) август 2002 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Коммюнике по Итогам 3-й встречи в рамках двустороннего богословского диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии после его возобновления в Бад Урахе (Бад Урах III)

Диалог

I

С 1 по 7 июня 2002 года в Евангелической академии в Мюльхайме-на-Руре проходила 3-я встреча в рамках нового раунда двустороннего богословского диалога между Евангелической Церковью в Германии (ЕЦГ) и Русской Православной Церковью. В собеседовании приняли участие:

1. Со стороны Русской Православной Церкви:

Высокопреосвященный митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (глава делегации);

Высокопреосвященный архиепископ Берлинский и Германский Феофан;
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии;
священник Владимир Шмалий, консультант ОВЦС, секретарь Синодальной богословской комиссии, преподаватель МДА;
Алексей Ильич Осипов, профессор МДА;
Валерий Александрович Чукалов, помощник председателя ОВЦС МП.

2. Со стороны Евангелической Церкви в Германии:

епископ д-р Рольф Коппе, руководитель Главного отдела по экуменизму и зарубежной работе ЕЦГ, Ганновер (глава делегации);
пастор проф. д-р Кристоф Гестрих, Берлин;
старший церковный советник, пастор д-р Дагмар Хеллер, Ганновер;
пастор директор Зигфрид Т. Каспарик, Бранденбург;
дипломированный преподаватель религии Карл Крушель, Шверте;
старший церковный советник в отставке, пастор д-р Клаус-Юрген Репке, Грефельфинг;
пастор д-р Ариане Шнайдер, Эрланген;
пастор проф. д-р Гюнтер Шульц, Мюн-стер;
пастор проф. д-р Райнхард Теле, Бен-схайм (советник).

3. Гости:

пастор Антон Тихомиров, Эрланген (Евангелическо-Лютеранская Церковь в России и других странах СНГ);
пастор Ханс-Петер Фридрих, Дюссельдорф;
пастор Михаэль Хюбнер, Эрланген;
дипломированный богослов Анна Брискина, Хайдельберг.

4. Приглашенные докладчики:

профессор д-р Кристоф Шайлке, Мюнстер;
директор церковной школы Винфрид Вальтер, Дюссельдорф;
директор Академии, д-р Сибилле Фрич-Опперман;
презес Манфред Кок, председатель Совета ЕЦГ, руководитель Евангелической Церкви в Рейнской области.

5. Штаб:

г-жа Марианне Грефер, Ганновер;
протодиакон д-р Георг Кобро, Пенцинг (переводчик);
г-жа Надя Зимон, Пульхайм (переводчик).

На заседаниях попеременно председательствовали митрополит Герман и епископ д-р Рольф Коппе. На протяжении встречи ее участники соприкасались с опытом духовной жизни друг друга, принимая участие в молитвах, которые совершались утром и вечером попеременно православной и евангелической сторонами.

Участники диалога благодарят ЕЦГ за приглашение на данную встречу и за радушный прием, а также выражают свою благодарность в адрес Евангелической академии Мюльхайма, обеспечившей прекрасные условия для проведения собеседования.

Предварительно было решено обсуждать две основные темы:

а) Религиозное образование и воспитание.

б) Межцерковные отношения: современная ситуация и актуальные документы.

II
Религиозное образование и воспитание

Со стороны Евангелической Церкви в Германии основной доклад по теме “Образование в свете евангелической ответственности. Назначение, задачи и перспективы” сделал профессор Кристоф Шайлке (Сотепш5-1п511Ш1, Мюнстер). Библейская миссия и реформаторский подход к образованию включают в себя ответственность за религиозное образование в личной, общественной и церковной сферах. Оно осуществляется в условиях критического рассмотрения актуальных проблем, которое ставит общество (например, утрата общинного духа и превращение религии в сугубо частное дело; плюрализм, открытое присутствием иных конфессий). Эта широкая ответственность за религиозное образование была наглядно представлена на примерах так называемого “биографического сопровождения”, то есть церковного формирования человека на всех этапах его жизни, особенно в детских садах, евангелических школах, в работе с готовящимися к конфирмации и молодежью, а также в сфере образования для взрослых.

В ходе дискуссии большое значение придавалось связи между образованием и стремлением к богоуподоблению, а также говорилось о возможности рассматривать образование как средство преображения человека по образу Христову (2 Кор. 3). Речь шла и о необходимости создания как можно более широких возможностей для получения всеми желающими христианского религиозного образования. Кроме того, обсуждался вопрос церковного образования и повышения квалификации преподавателей религии.

Профессор А.И. Осипов выступил с докладом по теме “О некоторых принципах духовного образования в Русской Православной Церкви”, где представил обзор тысячелетней истории духовного образования в России, разделенной им на три эпохи. В настоящее время для духовного образования характерно стремление дать ответы на актуальные проблемы церковной и общественной жизни. Важнейшими принципами современного духовного образования являются его сотериологическая ориентация, целостность христианского учения и христианской жизни, их вселенскость и открытость.

В ходе дискуссии особо указывалось на значение образцовой жизни самих учащих (например, в монастырях). Одновременно с этим подчеркивалась и необходимость поиска общего языка между Церковью и миром.

Доктор Сибилле Фритч-Опперман рассказала о назначении евангелических академий на примере Евангелической академии в Мюльхайме. Деятельность евангелических академий дает простор компетентному, всеобъемлющему и опирающемуся на данные различных дисциплин обсуждению современных и новых процессов, происходящих на стыке Церкви и общества. Православные участники встречи поделились своим опытом в этом вопросе, рассказав о той важной роли, которую играет Русская Православная Церковь в многосторонних диалогах между Церковью, обществом, государством, а также в сферах культуры и науки в России.

Господин Винфрид Вальтер сделал доклад о преподавании религии в государственных школах Германии. Это преподавание является, за некоторыми исключениями, конфессиональным и осуществляется при взаимодействии с государством - на основании Конституции (ст. 7, 3). При этом Церкви отвечают за содержательную, а государство - за организационную стороны обучения. Благодаря длительным интенсивным педагогическим усилиям Церквей данное обучение пользуется широкой поддержкой в обществе, а также среди родителей, детей и молодежи.

Доклад иеродиакона Киприана (Ящен-ко) по теме “Система православного образования в России вчера, сегодня и завтра” был зачитан в его отсутствие и посвящен рассказу о том, какой мощный импульс получило православное образование в России после празднования 1000-летия Крещения Руси и политических изменений в стране. Автор отмечает быстрый рост различных форм и методов православного образования для детей и взрослых и подчеркивает, что сотрудничество Русской Православной Церкви с Министерством образования России впервые сделало возможным преподавание в светских университетах и иных ВУ-Зах богословских дисциплин. Одновременно с этим автор упоминает и ряд трудностей, среди которых - нехватка квалифицированных преподавателей, помещений, материальных и технических средств.

Во время дискуссии было отмечено, что в последние годы наладились контакты между российскими и зарубежными учебными заведениями, например, с Берлинским университетом им. Гумбольдта. Кроме того, были высказаны следующие пожелания: 1) расширять академические контакты между учебными заведениями одного уровня (напр., факультетами, институтами); 2) поддерживать в обеих Церквах программы по изучению иностранных языков; 3) расширять помощь при приобретении, переводах и обменах богословской литературой.

III
Межцерковные отношения: ситуация и актуальные документы

1. Епископ Коппе и профессор Теле информировали участников о Хельсинкском отчете, который явился результатом заседания Специальной комиссии по участию Православных Церквей во Всемирном Совете Церквей, проходившего с 27 мая по 2 июня 2002 года в Ярвенпяя (Финляндия) В августе итоги этого заседания будут представлены Центральному комитету ВСЦ. Там были выработаны предложения о применении модели консенсуса для принятия решений в ВСЦ и возможности ассоциированного участия во Всемирном Совете, наряду со статусом членства. В будущем в своей работе ВСЦ должен уделять особое внимание взаимосвязи экклезиологии с вопросами совместной молитвы. В ходе дискуссии участники говорили о необходимости дальнейшего развития ВСЦ как в отношении форм его деятельности, так и его самопонимания. Особый интерес для участников диалога представляли предложения Специальной комиссии относительно совместных конфессиональных и межконфессиональных молитв. Обе стороны были едины в своей оценке значения дальнейшего сотрудничества православных и протестантов в ВСЦ.

2. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) представил в своем докладе обзор “Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию”, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Архимандрит Ианнуарий указал на то, что содержание данного документа отражает определенную церковную ситуацию, сложившуюся в России, и поэтому документ предназначен, в первую очередь, для внутрицер-ковного пользования.

Профессор Гестрих выступил с докладом по теме “Экуменизм и межцерковные отношения с точки зрения Евангелической Церкви в Германии: современная ситуация и актуальные документы”.

В этом докладе он коснулся реформаторского подхода к пониманию церковного единства, описал взаимоотношения между Церквами в XX веке, сделал краткий обзор диалога с Русской Православной Церковью и обрисовал реакции на “Основополагающие принципы...”, сформулированные Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. После этого он представил основные тезисы нового документа “Церковное единство в евангелическом понимании. Взгляд Евангелической Церкви в Германии на нормальное сосуществование различных Церквей” (2001). Он особо подчеркнул, что расширению христологичес-кой направленности богословских дискуссий во всем мире будет способствовать осознание “общения Святого Духа” (2 Кор. 13:13). Целью экуменической деятельности является не победа какой-то одной конфессии, но тесная дружба и соборная общность различных Церквей. Еще не исчерпаны возможности нахождения точек соприкосновения между православным понятием соборности и евангелическим понятием межцерковного единства (Аугсбургское исповедание, VII и Лойенбергское соглашение).

Презес Манфред Кок, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии, выступил с докладом, посвященным тем реакциям, которые вызвал в Германии опубликованный Евангелической Церковью в Германии документ “Церковное единство в евангелическом понимании”. При этом было ясно, что Евангелическая Церковь в Германии хочет четко изложить собственную позицию и одновременно с этим самокритично подходит к своей точке зрения. По словам докладчика, особенные трудности представляет то, что авторы документа, с одной стороны, стремятся изложить собственную концепцию церковного единства, а с другой стороны, пытаются очень кратко обрисовать взаимоотношения с другими Церквами. Во время дискуссии православная сторона подчеркнула, что, в противоположность утверждениям документа Евангелической Церкви в Германии, Православная Церковь уже давно, по сложившейся традиции, признает крещение, совершаемое в Евангелической Церкви.

Презес Кок поддержал участников диалога в их следовании завету Христову в достижении христианского единства. В ходе дискуссии было с благодарностью отмечено, что презесу Манфреду Коку своим докладом удалось возобновить обсуждение противоположных позиций.

3. Цель связанной с этими докладами дискуссии заключалась в том, чтобы проверить, насколько представленные документы способны повлиять на перспективы и дальнейший ход двустороннего диалога между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью.

Делегация Евангелической Церкви в Германии с братской открытостью подвергла критике те положения Московского документа, согласно которым задача диалога состоит в том, чтобы объяснить партнерам православное самосознание (4.2) или привести их на путь исцеления и преображения их догматического сознания (4.4). Слишком категоричный характер отдельных глав документа, по мнению евангелической стороны, затрудняет взаимоотношения и ведет к регрессу в их развитии. Евангелическая сторона указала на то, что, хотя документ воспроизводит уже известное по многим диалогам самосознание Православной Церкви, он в то же время говорит о лишь ограниченной церковности неправославных Церквей. Одновременно с этим участники от Евангелической Церкви в Германии с удовлетворением указали на те части документа, в которых подчеркивается значимость диалога. Это предполагает обоюдную готовность к диалогу, готовность понять самих себя.

Представители Русской Православной Церкви указали в ходе дискуссии на то, что данный документ вовсе не означает регресса в диалоге с инославием, но лишь представляет собой ясное, систематическое изложение того экклезиологического самосознания Русской Православной Церкви, о котором она неизменно свидетельствовала на экуменических встречах. При этом верность собственному экклезиологическому самосознанию сочетается здесь с открытостью к диалогу.

В ходе дискуссии все участники пришли к общему мнению, что, несмотря на существующие трудности, диалог необходимо продолжать, особенно по вопросам экклезиологии и отношения к экуменическому движению.

Обе стороны считают целесообразным, чтобы в ходе диалога были даны трезвые и реалистичные оценки имеющихся расхождений во мнениях, проявлено уважение к самобытности партнеров по диалогу, а также реализовано стремление к большему пониманию и расширению общения во всем разнообразии.

IV
Дополнительная информация и некоторые доклады

Помимо многих неформальных бесед, участники диалога затрагивали также вопросы, не касавшиеся главных тем.

1. В ответ на вопрос партнеров православная сторона объяснила смысл понятия “каноническая территория”. Здесь с ясностью проявилось, насколько болезненно Русская Православная Церковь переживает тот факт, что на традиционно православной территории с миссионерскими целями произвольно или совершенно планомерно создается иная церковная организация, что приводит к ослаблению Православной Церкви. Участники диалога выразили свое сожаление по поводу того, что подобная деятельность осуществляется без контактов с Русской Православной Церковью.

2. Пастор Антон Тихомиров ознакомил участников встречи с историей и современностью Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и в других государствах СНГ, являющейся неотделимой частью истории и современности России. При этом были представлены многочисленные яркие примеры сотрудничества лютеран и православных, а также указано на все еще существующее недостаточное знание друг о друге и на те предубеждения, которые пока сохраняются в отношениях между ними.

3. Архиепископ Берлинский и Германский Феофан познакомил участников с некоторыми аспектами жизни Берлинской епархии Московского Патриархата. Он провел краткий экскурс в историю русских православных общин в Германии, а после этого обратился к ситуации, сложившейся в настоящее время в 40 общинах. Особую проблему представляет собой возникновение многих новых общин, которым потребуются помещения, священники и церковные хоры. Однако средства и возможности Берлинской епархии крайне ограничены. Архиепископ Феофан поблагодарил другие конфессии за многостороннюю поддержку деятельности епархии. Особо он указал на трудности, связанные с проведением уроков религии для многих православных детей. Кроме того, в школах получают недостаточную информацию о Православных Церквах. Епископ Коппе пообещал, что он от лица ЕЦГ приложит усилия для улучшения существующей ситуации.

V

Перед началом встречи участники диалога молились за Божественной литургией в храме представительства Московского Патриархата в Дюссельдорфе (Германия). После богослужения членов делегаций сердечно приветствовал архиепископ Клин-ский Лонгин. Митрополит Герман, епископ Рольф Коппе и вице-презес Евангелической Церкви в Рейнланде Николас Шнайдер обратились к присутствующим со словами приветствия. На богослужении также были председатель отделения организации “Рабочее сообщество христианских Церквей” в земле Северный Рейн-Вестфалия г-н Эберхард Шпикер, представитель земельного правительства Петер Меттен и генеральный консул Российской Федерации С.Ю. Нечаев.

По окончании богослужения состоялся общий обед.

Чтобы немного познакомить участников диалога из России с местными достопримечательностями, в тот же день была организована экскурсия в средневековый городок Цонс-на-Рейне.

В среду 5 июня презес Манфред Кок, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии, принял участие в проходивших во второй половине дня заседаниях, а вечером пригласил участников встречи на прием в Евангелическую академию. В своем приветственном слове он указал на заинтересованность Евангелической Церкви в Германии в дальнейшем ведении диалога с Русской Православной Церковью. В ответном слове митрополит Герман отметил долгую и успешную историю диалогов как с Евангелической Церковью в Германии, так и с Союзом Евангелических Церквей в ГДР, напомнил о плодотворном сотрудничестве между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью при подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси и выразил надежду на тесные взаимоотношения и в будущем. Профессор Гюнтер Шульц передал митрополиту двухтомное издание Обзора документов Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917/18 годов, столь значимого для истории Русской Церкви, которое было опубликовано в Мюнстере совместно российской и германской сторонами.

В четверг участники диалога получили возможность познакомиться с евангелическим специальным высшим учебным заведением в Бохуме. Они посетили отделения социальной службы и религиозной приходской педагогики. Отделение социальной службы уже на протяжении 10 лет поддерживает партнерские отношения с Вологодской областью, в которые вовлечена также и Вологодская епархия.

В заключение гости приняли участие в богослужении в евангелической общине св. Виктора городе Шверте. Община св. Виктора в течение многих лет поддерживает партнерские связи с русскими православными приходами в Пятигорске.

VI

Богословский диалог между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью имеет более чем 40-летнюю традицию. За это время отношения между обеими Церквами стали глубже, они лучше узнали друг друга, и произошло это не только благодаря обсуждению богословских вопросов, но также и благодаря рассмотрению ситуации в обеих странах. Однако, как уже было сказано на встречах в Бад Урахе (1992) и Минске (1998), за время значительных политических изменений, происходивших последние 10 лет, стал иным и формат этого диалога. Благодаря возросшему доверию встреча в Мюльхайме прошла в дружеской и братской атмосфере, которая делала возможным открытое обсуждение даже болезненных вопросов. Участники констатировали, что в настоящее время обе Церкви достигли того важного момента в своем диалоге, когда на первый план экуменического сотрудничества все явственнее выступают сложные экклезио-логические вопросы.

Обе стороны были едины в понимании того, что именно сейчас необходимо продолжение диалога, что наша задача состоит в том, чтобы и в дальнейшем, со всей открытостью, работать над решением сложных вопросов, что позволит нам и в будущем проводить встречи при взаимном уважении, понимании и любви и тем самым нести людям примирение, мир и свидетельство о Евангелии Иисуса Христа.

ГЕРМАН,
митрополит Волгоградский и Камышинский,
епископ д-р РОЛЬФ КОППЕ,
руководитель Главного отделения по экуменизму и зарубежной работе в Отделе церковных связей Евангелической Церкви в Германии

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008




№ 21 (394) ноябрь 2008









ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика