№ 22(371) ноябрь 2007 / Официальные документы

Следующая статья...»

V Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах»

Таинство Евхаристии

На секции, посвященной таинству Евхаристии, председательствовал архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Вел дискуссию епископ Венский и Австрийский Иларион.

14 ноября были заслушаны 12 докладов. Открыл сессию доклад  архиепископа Константина на тему «Таинство Евхаристии: богословские аспекты», в котором была предоставлена широкая панорама святоотеческого учения о главном таинстве Церкви.

В докладах профессора протоиерея Леонида Грилихеса (МДА) «Ветхозаветные прообразы Евхаристии» и епископа Афанасия (Евтича) «Евхаристия в творениях мужей апостольских, мч. Иустина Философа и сщмч. Иринея Лионского» была рассмотрена практика совместных культовых трапез в иудаизме, а также свидетельства о Евхаристии христианских авторов первых веков.

Профессор Марсель Мецгер (Университет Страсбурга) в докладе «Евхаристия и другие чины в литургико-канонических сборниках II–IV веков» привел подробный анализ четырех памятников, придя к выводу, что тот способ, которым в них представлены богослужения, можно выразить именно применяя термин «таинства». Одним из первых этот термин вводит Климент Александрийский.

По мнению докладчика, термин «mysteriorum», который применяет православное богословие, больше соответствует библейской традиции, чем термин «sacramentorum», используемый в западном богословии. Вокруг значений этих терминов развернулась дискуссия.

В ходе дальнейшего обсуждения ученые и богословы различных конфессий подробно рассмотрели святоотеческое учение о Евхаристии. В докладах не раз отмечалось, что святые отцы не ставили перед собой задачи четко сформулировать богословский смысл таинства Евхаристии. В восточном богословии Евхаристия всегда оставалась тайной, объяснение которой выходит за рамки человеческих возможностей.

В ходе сессии был широко освещен вопрос о том, что происходит с евхаристическим хлебом и вином после сошествия на них Святаго Духа. Докладчики высказывали различные мнения об использовании терминов «пресуществление» и «преложение».

Были затронуты и некоторые практические аспекты, в частности, в докладе епископа Венского и Австрийского Илариона рассматривался вопрос частоты причащения: «Единый стандарт имел место, по-видимому, только в раннехристианскую эпоху, когда все верующие причащались каждое воскресение. Уже в IV веке наблюдается значительный разнобой, который продолжается и поныне».

Завершили первый день работы секции доклад профессора Чезаре Джираудо (Восточный Папский институт) «Литературная структура евхаристической молитвы» и пространный доклад священника Павла Кумарьяноса (Афинский университет) «Историко-литургические аспекты Евхаристии».

Профессор Шарль Рену (Университет Сорбонны) предоставил для обсуждения доклад «Песнопения Божественной литургии в савваистском тропологии (V–VIII в.)».  

На секции, посвященной Евхаристии, выступило наибольшее число участников конференции. 

Таинства Крещения и миропомазания

На секции, посвященной таинствам крещения и миропомазания, председательствовал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Вел заседание епископ Бобруйский и Быховский Серафим.

Работа секции началась с программного доклада архиепископа Георгия, в котором были подробно рассмотрены тринитарный, христологический, пневматологический, сотериологический и экклезиологический аспекты таинств крещения и миропомазания.

Доклад сотрудника ЦНЦ «Православная энциклопедия», преподавателя МДА А.А. Ткаченко был посвящен библейским корням таинства крещения. Докладчик показал ошибочность попыток интерпретировать практику христианского крещения как простое продолжение ветхозаветной традиции. Он также показал неубедительность попыток связать христианское крещение с ритуальными практиками ессеев. Таким образом, докладчик обосновал невозможность найти истоки таинства крещения где-либо вне самой христианской традиции.

Затем на секции прозвучало несколько докладов, посвященных различным ранним традициям совершения таинств крещения и миропомазания. Профессор Харальд Бухингер (Университет Вены) представил обзор ранних сирийских источников об этих таинствах, а также предпринял попытку проследить влияние раннесирийской традиции на византийскую крещальную практику. Профессор Максвелл Джонсон (Университет Нотр-Дам, США) рассказал о египетской традиции совершения крещения и миропомазания в III–IV вв. Профессор Ханс-Юрген Фёльнер (Университет Вены) рассмотрел практику совершения этих таинств на Западе до VIII века. После представления указанных докладов состоялась дискуссия, в ходе которой участники секции сошлись во мнении о близости крещальных практик в разных частях христианской ойкумены в эпоху Древней Церкви.

Профессор Мерья Меррас (Университет Йоэнсуу, Финляндия) рассмотрела некоторые аспекты таинств крещения и миропомазания в ранней византийской традиции. Большой интерес вызвал доклад профессора диакона Павла Гаврилюка (Университет св. Фомы, США). Анализируя описание чина крещения в трактате Дионисия Ареопагита «О церковной Иерархии», отец Павел пришел к выводу, что автор этого сочинения был выходцем из константинопольской церковной среды.

Особой обстоятельностью отличался доклад преподавателя Екатеринбургской духовной семинарии С.Ю. Акишина. Докладчик проследил генезис чинопоследования таинств крещения и миропомазания, содержащегося в современных требниках Русской Православной Церкви, и указал византийские истоки каждого из содержащихся в этом чинопоследовании обрядов. Докладчик также обратил внимание на ряд проблем практического характера, связанных с совершением крещения и миропомазания в современную эпоху.

После докладов, посвященных различным литургическим аспектам таинств крещения и миропомазания, слово было предоставлено профессору Константину Скутерису. Его доклад был посвящен взаимоотношению между таинством крещения и первородным грехом. Автор сосредоточился на библейском осмыслении крещения как соумирания и совоскресения со Христом. После доклада профессора Скутериса состоялась дискуссия, посвященная проблеме православного осмысления термина «первородный грех».

Последним прозвучал доклад профессора Поля де Клерка (Католический университет Парижа), посвященный генезису западной практики конфирмации и богословскому осмыслению этого обряда. Присутствующие обменялись мнениями по вопросу о возможном приближении западной практики совершения миропомазания к ранней церковной традиции.

Во второй день на секции председательствовали архиепископ Тихвинский Константин и — в двух из четырех разделов секции — профессор Роберт Тафт (Папский Восточный институт). Модерировал дискуссию священник Сергий Говорун (Киевская духовная академия).

Открыли заседание доклады профессора Роберта Тафта «Богословские аспекты исторического развития анафоры свт. Иоанна Златоуста» и профессора Габриелы Винклер (Университет Тюбингена) «Эпиклеза и рассказ об установлении Евхаристии в анафоре свт. Василия Великого». Оба доклада были связаны тематически и анализировали развитие двух основных анафор Восточной Церкви. Доклады вызвали оживленную полемику. В частности, активно обсуждался вопрос о возможности указать момент сошествия Святого Духа на евхаристические Дары. «Подобные разговоры — это вопрос математики, но не богословия», —  ярко и точно прокомментировал ход дискуссии профессор Роберт Тафт, указав на таинственность момента освящения Даров.

Затем участники секции сконцентрировались на анализе и обсуждении учения богословов поздневизантийского и послевизантийского периодов о таинстве Евхаристии. Открыл эту часть дискуссии доклад игумена Дионисия (Шленова; МДА) «Богословская сторона споров об опресноках». В  нем был рассмотрен один из тех спорных моментов, которые послужили усугублению разделения Восточной и Западной Церквей. В докладе было ярко представлено учение прп. Никиты Стифата.

В докладе П.В. Ермилова (ПСТГУ) «Догматические споры о Евхаристии в Византии в XII в.» были проанализированы споры в Византии вокруг проблемы соотношения Евхаристии и Голгофской Жертвы. Синтез крайностей в понимании этого соотношения было предложено произвести с учетом богословской позиции св. Николая Квасилы, который разрешал возникшие антиномии и противоречия. Более подробный анализ учения о Евхаристии св. Николая Квасилы предложил профессор архимандрит Иов (Геча), декан Свято-Сергиевского богословского института, в докладе «Учение о Евхаристии у св. Николая Кавасилы и блж. Симеона Солунского».    

В группе докладов были освещены различные аспекты развития учения о Евхаристии в Средние века. Доклад А.Г. Дунаева (ИС РПЦ) «Православное учение о Евхаристии в контексте паламитских споров» вызвал самые серьезные возражения у других участников конференции. Затем прозвучали доклады Н.Казарян (Свято-Сергиевский православный богословский институт, Париж), «Сакраментология патриарха Константинопольского Иеремии II» и М.М. Бернацкого (ИС РПЦ) «“Хлебопоклонная ересь” и другие вопросы догматического учения о Евхаристии в московском богословии конца XVII в.»

Один из ведущих специалистов по средневековому христианскому богословию оттоманского периода профессор Герхард Подскальски (Философско-богословский институт, Франкфурт-на-Майне) предоставил для обсуждения участников конференции свой доклад «Греческое евхаристическое богословие в эпоху туркократии (1453–1821)». К сожалению, сам он приехать не смог.

На последней сессии был заслушан доклад профессора священника Олега Давыденкова (ПСТГУ) «Евхаристическая христология в контексте богословского диалога между Православной Церковью и Ориентальными Церквами». После доклада А.М. Шишкова (МГУ) «Учение о Евхаристии в ранней и классической схоластике», с современным пониманием таинства Евхаристии в католичестве участников конференции познакомил профессор Хуан Аркас (Папский институт св. Ансельма), представивший доклад «Католическое богословие Евхаристии после II Ватиканского Собора».

Профессор Себастьян Брок (Оксфордский университет) не смог лично прибыть на конференцию, но предоставил для обсуждения доклад «Эпиклеза в сирийской литургической традиции».  

Таинство Брака

15 ноября состоялось заседание секции, посвященной таинству брака. Работу секции открыл ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессор протоиерей Владимир Воробьев докладом на тему «Таинство брака: богословские аспекты», в котором было освещено богословие брака в Ветхом Завете, Новом Завете и в жизни христианской Церкви.

Тему продолжил профессор Иван Желев, министр по делам вероисповеданий Болгарии, докладом «Брак в Новом Завете», в котором подробно разобрал тексты Евангелий и Апостольских посланиях о браке. Докладчик коснулся темы девства, указав на то, что некоторые апостолы были безбрачны и предпочитали безбрачие как более совершенный образ жизни, но не давали никому повелений воздерживаться от брака. В последовавшей дискуссии обсуждался вопрос смешанных браков и сложности их пастырского окормления.

В докладах доцента П.Ю. Малкова (ПСТГУ) «Восточные отцы и учители Церкви о браке» и А.Р. Фокина (ИФ РАН) «Западные отцы и учители Церкви о браке» обсуждалась эсхатологическая перспектива брака, проблема времени установления брака как таинства. Оба доклада касались различий богословского осмысления брака в восточной и западной традициях, а также различных культурных обрядов, связанных с браком на Востоке и на Западе.

Доцент диакон Михаил Желтов (ЦНЦ «Православная энциклопедия») рассмотрел историю чинопоследования венчания в византийской традиции. В его докладе ниспровергается привычная схема, что брак был тесно связан с Литургией, и только когда император Лев VI сделал церковное благословение брака обязательным для всех свободных людей, чинопоследование брака выделилось из состава Литургии. На основании древнейших литургических памятников диакон Михаил Желтов показал, что еще задолго до соответствующей новеллы Льва VI существовало отдельное последование брака (которое, правда, было тесно связано с Евхаристией), но причащение совершалось не на Литургии, а преждеосвященными Дарами. Таким образом, закон Льва VI не внес ничего нового в совершение таинства брака. Только в XVI веке практика причащения при совершении брака была отменена.

«Вопрос о “совершителе” таинства брака на Востоке и на Западе» рассмотрел священник Владимир Хулап (Санкт-Петербургская епархия). В западном богословии очень долго держалось мнение, что совершителями таинства Брака являются сами супруги. В докладе были приведены достаточно сильные аргументы в пользу такого понимания, но докладчик отметил, что и на Западе происходит переосмысление этого богословского вопроса — по крайней мере, на литургическом уровне Католическая Церковь пытается показать, что сакраментальный момент совершения брака совершается священником.

В докладах А.Г. Бондача (МДА) «Канонические аспекты таинства брака» и Е.В. Беляковой (ИРИ РАН) «Развод и повторные браки христиан: богословские аспекты» были подняты острые и актуальные вопросы: возможность заочного венчания, причины увеличившегося числа разводов после заключения церковного брака, законность фактического сожительства (конкубинат) и его признание некоторыми архиереями в церковно-судебной практике даже для священников. Например, известный канонист архиепископ Охридский Димитрий Хоматиан, который жил в греко-славяно-албанской среде, был вынужден признавать законность конкубината священников.

Доклады священника Иоанна Бэра (Свято-Владимирская семинария) «Брак и аскетизм» и А.И. Шмаиной-Великановой (РГГУ) «Предпосылки возникновения концепции брака в иудаизме: Книга пророка Осии и Книга Руфь» были представлены в письменном виде.

Тексты докладов доступны на сайте Синодальной Богословской комиссии www.theolcom.ru 

 

Следующая статья...»

№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008








ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика