№ 1-2(374-375) январь 2008 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей

24 декабря 2007 года в Зале церковных Соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялось очередное заседание Епархиального собрания города Москвы.

В заседании приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, викарные епископы – архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Бронницкий Амвросий, Троицкий Панкратий, а также епископы Аркадий (Афонин), Никон (Миронов) и Серафим (Зализницкий).

Кроме того, присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.

Собрание началось с пения молитвы «Царю Небесный», после чего Святейший Патриарх Алексий обратился к собравшимся.

 

Я сердечно приветствую Преосвященных архипастырей, представителей ставропигиальных монастырей, их наместников и настоятельниц, настоятелей, клириков и членов Приходских советов града Москвы, собравшихся на это Епархиальное собрание, которое объявляю открытым. 372

 

Открывая собрание, Святейший Патриарх напомнил собранию, что предстоит переизбрание Епархиального совета, так как полномочия его нынешнего состава, избранного 15 декабря 2004 года сроком на три года, истекли. Председателем Епархиального совета, согласно Церковному Уставу, является правящий епископ; для Москвы это Патриарх. Первое заседание нового состава Епархиального совета обычно открывает и возглавляет Святейший Патриарх, дальнейшие заседания, по указанию Его Святейшества, проходят под председательством Патриаршего викария архиепископа Истринского Арсения. Прежде чем предоставить ему слово для отчета о деятельности работе Епархиального совета и комиссий при нем за прошедший трехлетний период, Святейший Патриарх кратко рассказал о своей деятельности как главы Московской епархии и как главы Русской Православной Церкви в целом. 60

 

Среди многочисленных событий церковной и общественной жизни, которыми был насыщен завершающийся 2007 год, хотел бы отметить некоторые, особо важные для всех нас. Самым радостным событием стало воссоединение Русской Православной Церкви: в праздник Вознесения Господня, 17 мая сего года, в Храме Христа Спасителя состоялось подписание Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви заграницей с Матерью-Церковью – Московским Патриархатом.

Свершившееся драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, дорого оно и для всего народа нашего. Ушло в прошлое разделение, вызванное политическими причинами, в первую очередь революцией 1917 года и разразившейся вслед за ней Гражданской войной. И ныне мы радуемся воссоединению, исцелившему рану, которая кровоточила более восьмидесяти лет. Знаменательно, что глава Российского государства Президент В.В. Путин отметил, что это событие «поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения». Президент подчеркнул, что возрождение церковного единства – «это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего русского мира, одной из духовных основ которого всегда была православная вера». Действительно, эпоха «разбрасывания камней» должна, наконец, смениться в нашей стране эпохой их собирания, и Русская Православная Церковь подает в этом достойный пример. В этом контексте «летнее наступление» атеистов на религию, их высказывания о том, что Русская Православная Церковь ведет страну к развалу, выглядят по меньшей мере странно. 172

В октябре 2007 года в ходе визита во Францию состоялось Наше выступление на Парламентской ассамблее Совета Европы. Впервые столь высокое собрание предоставило свою трибуну не только Предстоятелю самой многочисленной Православной Церкви, но и вообще представителю христианской конфессии. На Нас лежала высокая ответственность напомнить населению европейского континента о том, что именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации, что христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создали уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура.

В своем слове, произнесенном в Страсбурге, Мы говорили европейцам о том, что сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности, что появляется новый вид прав – права, противоречащие нравственности, и что с помощью этих прав оправдываются безнравственные поступки. Но ведь именно нравственность обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека, так что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Мы заявили: настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Не уверен, что такая наша оценка современного понимания европейцами прав человека, а также упоминание о том, что религия изгнана сегодня в Европе из публичного пространства, понравились всем присутствовавшим, однако сам факт начавшегося диалога между представителями традиционных религий и секулярного мира очень важен.

И, наконец, третье событие уходящего года, имевшее историческое значение, – празднование 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Оглядывая путь, который Церковь прошла с Поместного Собора 1917–1918 годов до наших дней, нельзя не отметить судьбоносного значения этого поистине великого свершения. Теперь можно с уверенностью утверждать, что восстановление Патриаршества было исполнением спасительного Божия Промысла, который утвердил Русскую Церковь на незыблемом каноническом основании и укрепил упование православного народа на Господа. Эту тему Мы подробно рассмотрим в Нашем сегодняшнем докладе.

В продолжение этого года Мы имели радость братского общения с Предстоятелями Поместных Православных Церквей: в январе – с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой, в январе и декабре – с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором, в марте – со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Илией II, в октябре – с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II, в июне и декабре – с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II.

2007 год, как и прежние, был насыщен Патриаршими поездками и визитами: в Коломну, Звенигород, Одинцово, Вологду, Ижевск, на Валаам, по монастырям Московской епархии.

На протяжении года Мы участвовали в многочисленных официальных встречах с религиозными, государственными и общественными деятелями зарубежных стран и Российской Федерации. Семь раз мы встречались с Президентом России В.В. Путиным. Также состоялись встречи с Президентом Франции Николя Саркози, председателем Правительства Сербии Воиславом Коштуницей, премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом, президентами Удмуртии и Калмыкии.

Последняя Наша встреча с В.В. Путиным прошла в присутствии собора архипастырей, прибывших на празднование 90-летия восстановления Патриаршества. На этой встрече Церкви была возвращена великая святыня – ковчег с частью Ризы Христа Спасителя. Уже подписан указ Президента Российской Федерации о том, что все мощевики и некоторое другие православные святыни, которые находились до сего времени в запасниках музеев Московского Кремля, будут переданы Русской Православной Церкви.

Мы возглавляли заседания различных Попечительских советов: Фонда единства православных народов (в январе и марте), Общенародного Национального военного фонда (в январе), Марфо-Мариинской обители милосердия (в феврале и мае), «Православной энциклопедии» (в марте и ноябре), по подготовке и празднованию 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского (в марте), по возвращению колоколов Свято-Даниловского монастыря (в марте), выставки-форума «Православная Русь» (в апреле и ноябре), музеев Московского Кремля (в мае и ноябре), по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (в мае).

Мы также возглавили церемонии открытия крупных церковных форумов и других мероприятий: XV Международных Рождественских образовательных чтений, XI Всемирного русского народного собора, выставки икон «Цвет Неувядаемый», выставки православного искусства «Свет миру», презентации книги «Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России», выставки Сергея Беклемишева «Благословен идущий к Богу», хоровой программы VI Московского Пасхального фестиваля, выставки «Русская Православная Церковь в ХХ–ХХI веках», вручения Международной премии святых Кирилла и Мефодия, заседания Императорского православного Палестинского общества, заседания Макариевского фонда, научной конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви», годичного акта МДА, юбилейного заседания Клуба православных предпринимателей.

По традиции, воздавая дань памяти погибшим вождям и воинам, павшим на полях сражений Великой Отечественной войны, Мы приняли участие в возложении венка к могиле Неизвестного солдата.

Я перечисляю лишь наиболее значимые события в церковно-общественной жизни, связанные с Нашим участием, во время которых нередко решались весьма важные для Церкви вопросы, не упоминая при этом о повседневных приемах, встречах, переговорах, на которых обсуждались проблемы церковноприходской жизни.

Однако главным, как всегда, оставалось Наше участие в богослужебной жизни Русской Православной Церкви. За прошедший год Нами совершено 141 богослужение, из них 15 – в соборах и храмах Московского Кремля, 43 – в кафедральных соборах Москвы, 72 – в обителях, монастырских подворьях и приходских храмах и 11 – в монастырях и храмах других епархий. В текущем году Мы совершили две епископские хиротонии, посетили ряд приходов и обителей Москвы и Московской области.

Прежде чем перейти к основной части доклада, я хотел бы привести

Затем Святейший Патриарх привел некоторые статистические данные о нашей Русской Православной Церкви в целом.

Затем Архиепископ Истринский Арсений, как заместитель председателя Епархиального собрания и Патриарший викарий, представил собранию отчет о деятельности Епархиального совета и комиссий при нем, а также рассказал о проблемах приходской жизни города Москвы.

После отчета архиепископа Арсения этого состоялись выборы нового состава Епархиального совета. Святейший Патриарх поблагодарил членов нынешнего Епархиального совета во главе с архиепископом Арсением за большую работу, которую Епархиальный совет и комиссии проделали за минувшие три года.

Согласно уставу секретарь и половина членов Епархиального совета назначаются правящим архиереем, а половина избирается голосованием. 490

Секретарем Епархиального совета, как и в прежние годы, был назначен протоиерей Владимир Диваков.

Членами Епархиального совета были назначены:

протоиерей Леонид Ролдугин

протоиерей Дамиан Круглик

протоиерей Василий Воронцов

протоиерей Георгий Мартынов

Общим голосование были избраны еще четверо членов Епархиального совета:

протоиерей Георгий Таранушенко

протоиерей Александр Марченков

протоиерей Сергий Селезнев

игумен Савва (Молчанов)

 

После выборов Святейший Владыка приветствовал новый состав Епархиального совета, сказав, что вскоре встретится с его членами и поговорит с ними о задачах, которые предстоит решать. Он также выразил надежду, что Епархиальный совет будет добросовестно помогать ему как правящему епископу города Москвы осуществлять управление большой Московской епархией и изживать те недостатки в приходской жизни, о которых упомянул в своем отчете архиепископ Арсений.

Кроме того, в соответствии с «Временным положением о церковном судопроизводстве» до создания вновь учрежденных церковных судов Епархиальному совету предстоит исполнять функции церковного суда.

Полномочия председателя Епархиального совета всегда осуществляет епархиальный архиерей, то есть Патриарх. Полномочия заместителя возлагаются на предстоящий период на архиепископа Истринского Арсения.

Для более эффективной деятельности Епархиального совета при нем продолжат деятельность комиссии по различным направлениям приходской деятельности, задача которых разрешать многие вопросы, не доводя их до разбора на Епархиальном совете. Состав комиссий, однако, несколько изменен. Кроме того, образуются две дополнительные комиссии. 1173

 

По оглашении состава комиссий Святейший Патриарх приступил к основной части своего доклада.

 

«Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18).

Эти знакомые всем слова Христа Спасителя с особым трепетом воспринимались нами в дни празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. В те дни мы пытались осмыслить и оценить путь, пройденный нашей Церковью в последние девяносто лет, и особенно в первые послереволюционные годы.

Революция принесла России не только многочисленные бедствия, связанные с братоубийственной войной и жестокими репрессиями, – большевики пытались изменить мировоззрение людей. Коммунистическая идеология основывалась на отказе от общехристианской морали, декларируя полное противопоставление ее нормам. Само существование Церкви с ее проповедью евангельских истин являлось живым укором для тех, кто, раздувая пламя гражданской войны, попирая заповеди Божии и правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод государственной политики. Церковь для них была голосом обличающей совести, который нельзя было ничем заглушить. Поэтому ее пытались уничтожить.

Священнослужители и православные миряне подвергались все нарастающим гонениям, сопровождавшимся глумлением над святынями русского народа, его верой и нравственностью. Священники стали «лишенцами», то есть были лишены элементарных человеческих прав. Православных лишили прав на священные предметы, здания храмов, государственной регистрации, им было запрещено преподавание даже в частном порядке основ веры. Дети священнослужителей не могли поступать в высшие учебные заведения. Семинарии и академии были закрыты, их библиотеки сжигались. Народные бедствия, в частности голод в Поволжье, рассматривались советской властью как удобный повод ограбить и максимально обескровить Русскую Церковь.

В своем письме членам Политбюро от 19 марта 1922 года Ленин писал: «Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли об этом в течение нескольких десятилетий... изъятие, в особенности у самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, не перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». И эти чудовищные указания повсеместно выполнялись.

В 1922–1923 годах, во время кампании по изъятию церковных ценностей, духовенства погибло столько же, сколько за всю Гражданскую войну. С 1918 по 1921 год погибли 23 архиерея и более 10 тысяч священнослужителей. В 1922–1923 годы было уничтожено примерно столько же духовенства.

В эти годы тяжелейших гонений особенно отчетливо проявилось историческое значение Поместного Собора 1917–1918 годов, принявшего решение о восстановлении Патриаршества. Первым после более чем двухсотлетнего перерыва Патриархом всея Руси стал святитель Московский и Коломенский Тихон (Белавин). Получив известие о своем избрании, он сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано: “Плач, и стон, и горе”. Отныне мне предстоит попечение о всех церквах российских и умирание за них во вся дни». Эти пророческие слова во всей полноте исполнились на святителе Тихоне. В период массовых репрессий против духовенства и православных мирян властями даже рассматривался вопрос о расстреле Патриарха. Однако его авторитет внутри страны и за рубежом был настолько велик, что советское правительство на этот шаг не решилось.

В своих посланиях и проповедях святитель Тихон говорил о том, что происходит с Россией и Церковью, предупреждал народ и власть предержащих о страшных последствиях греха, звал к покаянию всех запятнавших свою совесть страшными преступлениями Божия закона, гонениями на веру и Православную Церковь. Святитель Тихон прямо связывал силу и здоровье русского народа с его верностью христианскому пути. Он убедительно свидетельствовал, что всякое государственное строительство без Бога, основанное лишь на стремлении к материальному благополучию, кончается неудачей и крахом. «Церковь осуждает такое строительство, – писал он в одном из своих посланий, – и Мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге».

Кроме внешних нападок Церковь сотрясали инспирируемые государственными властями внутренние расколы, в результате которых многие архиереи и священники покинули Патриарха и примкнули к обновленческой, так называемой Живой церкви. Среди них было немало громких в то время имен, витийствующих ораторов, призывающих к переустройству церковного управления, упрощению и сокращению богослужения, переводу его на русский язык, а также к отмене постов и молитвенных правил.

Имея полную поддержку власти, обновленцы занимали кафедральные соборы и наиболее посещаемые храмы, изгоняя из них священнослужителей, верных Патриарху, нередко даже отдавая их в руки карательных органов.

В то время многие считали, что будущее Церкви за обновленчеством. Но, как показала история, народ в большинстве своем остался верен Патриарху. Храмы, где он служил, всегда были переполнены, в то время как захваченные обновленцами пустовали.

Патриарх Тихон, окруженный лишь немногими верными ему сподвижниками, боролся за спасение Церкви и народа Божия. Он прекрасно понимал, что разрушение духовного, нравственного стержня в душах людей приведет к истощению народных сил и, в конечном итоге, к гибели народа. Сколько мудрости, любви и сострадания к заблудшим людям было в душе Патриарха! Церковь гонят, священнослужителей убивают, власть святотатствует и кощунствует, а святитель Тихон твердо держится позиции невмешательства в политические раздоры, призывает все силы России прекратить междоусобицу, ведет диалог с теми, кто клеймит его как «врага народа». С каким терпением, смирением, ограничиваясь только самым необходимым для жизни церковной, строит он свой диалог с властью, понимая, что русский народ оказался в плену у богоборческой власти надолго. Он стремится сохранить иерархию, сохранить Таинства, сохранить сакраментальную жизнь Церкви.

Ныне мы являемся свидетелями того, что путь, предначертанный святителем Тихоном и продолженный его преемниками, при всей сложности политических реалий ХХ века, в отличие от альтернативной возможности ухода в катакомбы, привел к тому, что Русская Церковь обрела свое место в обществе. Предпринятые ими шаги предотвратили окончательное превращение народа Божия в «людей из подполья», живущих по законам «осажденной крепости», избавив Русскую Церковь от маргинализации.

Сохранение института Патриаршества помогло Русской Православной Церкви выстоять в период новых гонений, обрушившихся на Церковь на рубеже 50–60-х годов XX века, пережить эти гонения и, сохраняя свой духовно-нравственный потенциал, выйти на рубежи новой эпохи, которую современники назвали Вторым Крещением Руси.

Возрождение духовной жизни в нашем отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имеет своим твердым основанием поистине исповеднический подвиг Предстоятелей Русской Церкви ХХ века – святителя Тихона, Святейших Патриархов Сергия, Алексия I и Пимена.

Предстоятелям Русской Церкви XX века выпала на долю трагическая, страстотерпческая участь. Вместе со своей паствой, за которую они несли ответственность перед Богом, Патриархи претерпевали небывалые в истории Церкви гонения: подвергались шантажу, угрозам, допросам, а некоторые из них – даже арестам и тюремному заключению. Атеистическая власть, ставившая своей целью полное уничтожение Церкви, изобретала все новые и новые способы борьбы с ней. Поэтому главной задачей Первосвятителей в то время было сохранить управление Церковью.

Сегодня, с большой временной дистанции, все видится упрощенно, порой схематично, но в ту трагическую эпоху действия Предстоятелей были продиктованы болью за церковный народ, страдавший в гонениях, проливавший мученическую кровь, кротко и мужественно взявший на себя крест исповедничества, хранения веры и благочестия.

И Господь не посрамил упования людей Своих – ныне в России повсюду видны вновь построенные и восстановленные храмы и монастыри, в которых совершается Божественная литургия, постепенно воцерковляется народ.

В то же время мы с горечью сознаем, что многие соотечественники наши, в значительном большинстве насильственно лишенные духовно-нравственной основы, находятся на грани выживания. Необходимость принятия комплексных региональных программ духовно-нравственного воспитания, дискуссия по поводу введения основ православной культуры в школьные программы вновь ставят вопрос о месте Русской Православной Церкви в жизни нашей страны. Это должно побудить всех архипастырей и пастырей учиться умению вести диалог, доносить до всех людей суть церковной позиции, используя язык культуры и науки.

Важно, чтобы мы ставили перед собой задачи, масштаб которых соответствует духовному состоянию нашего народа, учитывая те опасные тенденции, которые все еще имеются во многих сферах жизни. Об этих задачах и тенденциях я хочу сегодня кратко сказать.

 

О возрождении и укреплении семьи

 

Длительный период господства воинствующего атеизма в нашей стране не прошел бесследно. Результатом насильственных преобразований, направленных на разрушение сложившихся устоев жизни и искоренение традиционных духовных ценностей русского народа, а позже, с 1990-х годов, – на создание культа стяжательства, эгоизма, распущенности, вседозволенности, явилось всеобщее падение нравственности, рост преступности, самоубийств, проституции, венерических заболеваний, наркомании, СПИДа, особенно среди молодежи. Человеческая душа, освободившись от нравственных императивов, оставленная в своем падшем состоянии, без благодатной помощи, легко делается добычей злых сил. Она теряет способность противостоять соблазнам и искушениям. Отсюда кризис семьи и быстрое вымирание нации.

Надеюсь, каждый помнит библейское повествование о том, как при сотворении мира Господь Бог говорил, глядя на сотворенное: «Се добра зело» (Быт. 1, 31). И лишь в последний день, сотворив Адама, сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18) и сотворил ему жену. Только после этого бытие человека достигло совершенства и получило благословение Божие: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Таким образом, первая семья была создана Богом еще в раю, до грехопадения и должна была пребывать в вечности.

Величайшее достоинство брака доказывается и тем, что апостол Павел уподобил его союзу Христа и Церкви (Еф. 5, 23–26). Именно брак остается цитаделью и школой любви для падшего человека. Именно в семье отец и мать отдают себя, свою жизнь друг другу и детям. Труды родителей, связанные с рождением и воспитанием детей, становятся содержанием счастливой жизни, воплощением жертвенной любви. В такой семье реализуется замысел Божий о человеке, исполняется заповедь, данная Адаму и Еве. Все народы считали рождение детей благословением Божиим. Многодетные семьи всегда были сильными и жизнеспособными.

Но готовы ли сегодня молодые люди создавать семью и брать на себя ответственность за воспитание детей? Почему как грибы растут детские дома, куда матери часто сами отдают своих детей? Почему дети бегут из родительского дома? Почему у нас в стране около миллиона беспризорных детей при живых родителях?

Современная цивилизация дезориентирует людей с детства. Им внушают, что иметь много детей – это дикость, что в наш век науки человек, наконец, может планировать семью по своей воле. Лживая пропаганда вопреки очевидности, подтверждаемой научными исследованиями, приучает людей к мысли, что плод во чреве матери – это еще не человек и аборт – не убийство. Наш «гуманный» век настаивает на праве женщины убивать свое дитя. В XX веке, который назвал себя постхристианским, сотни миллионов младенцев были убиты своими матерями в утробе. Этот грех поистине вопиет к Богу и делает несчастным современное человечество. Только помраченный безбожием человек может думать, что без веры в Бога, в вечное добро можно быть по-настоящему счастливым. Такое гордое прельщение, самообман и не могут иметь других последствий, чем те, которые теперь у всех на глазах. Громадное большинство браков, заключенных без веры и благословения Божия, кончаются разводом. Дети, воспитанные в неверии, чаще всего становятся аморальными людьми. Народ, отвергающий жизнь по заповедям Божиим, вымирает тем быстрее, чем больше грешит. Грех приводит к смерти – эта истина, известная каждому христианину, теперь доказывается самой жизнью. Только следуя Божию закону, устраивая свою жизнь по Его заповедям, мы можем надеяться на духовное исцеление и существование нашей нации в будущем.

Мы должны вернуть нашему народу христианскую семью. Богом предусмотрено, чтобы в браке рождались дети. Разделяя брачное ложе, супруги должны желать детей, а не употреблять разные ухищрения, чтобы избежать зачатия ребенка. Желая детей, родители готовятся к подвигу рождения и воспитания ребенка, готовятся отдать ему свою заботу и любовь, свои силы и жизнь. Эта жертвенная любовь скрепляет семью. В многодетных семьях развод редкое явление. Поэтому Церковь призывает всех чад сохранять верность закону Божию о человеке, радоваться каждому новому ребенку как дару Божию, залогу любви и семейного счастья.

Необходимо воссоздавать семью как домашнюю Церковь, которая является оплотом нравственной, духовной, христианской народной жизни. Должное семейное воспитание, как ничто другое, закладывает в человеке основы веры, нравственности, а значит, дает ему возможность мирной, благополучной жизни.

В современных условиях важность христианского воспитания подрастающего поколения, которое уже через несколько лет начнет реально участвовать в созидании нашей истории, переоценить невозможно. Церковь всегда обращала особое внимание на проповедь, обращенную к детям, души которых столь восприимчивы к добру и правде. Поэтому забота о детях в приходе не может ограничиваться только воскресной школой. Приходская жизнь должна охватывать все стороны жизни ребенка.

Необходимо наладить регулярную помощь многодетным семьям – этим настоящим подвижникам сегодняшнего дня. Эта помощь может быть и материальной, и патронажной, так как каждая многодетная семья нуждается в помощниках и по дому, и в уходе за малыми детьми. Следует помнить, что от усердия всех церковных людей зависит воспитание нового поколения христиан и что любое наше дело, пусть самое незначительное, но служащее воспитанию детей, не напрасно, оно принесет свои плоды. Время, отданное детям, никогда не бывает потраченным впустую.

Священнослужителям, имеющим постоянное общение с молодым поколением, необходимо иметь в виду, что наступила совершенно другая, не похожая ни на какие прежние времена эпоха, когда от нас требуется отдать все силы именно заботе о воспитании. Молодой человек, а тем более ребенок, очень восприимчив и гибок. Нам нужно довести до сознания каждого ребенка, что человек несет в себе образ Божий, нужно воспитывать в детях уважение к семейным ценностям, любовь к родителям, отчизне, своему народу. Надо сделать своеобразную прививку душе ребенка, чтобы создать иммунитет к «массовой» культуре, на которую так падок духовно незрелый человек, создать в сердце и уме ребенка защиту от того,  что нередко несут средства массовой информации.

Сегодня через средства массовой информации, Интернет, компьютерные игры в мир приходит множество соблазнов, которым трудно противостоять не только детям, но порой и взрослым. Людей приучают к мысли, что человеческая жизнь ничего не стоит. В сериалах, которые демонстрируются по телевидению, рекой льется кровь, пропагандируется насилие, жестокость и безнравственность.

Мы должны утвердить в душах детей христианский идеал, причем не теоретический, отвлеченный, а практический, то есть свидетельствовать им своей жизнью о том, что есть христианство. Если папа и мама – настоящие христиане, то их ребенок не может поддаться никакому дурному влиянию.

Необходимо распространять накопленный Церковью опыт воспитания молодежи, обобщать и делать общедоступной информацию о современной практике общения с детьми в епархиях и приходах. Для этого очень полезно выпускать как труды отцов и учителей Церкви, так и работы богословов, педагогов, социологов, психологов – специалистов в данной области. Полезным представляется проведение семинаров для тех, кто непосредственно занимается воспитанием, то есть для родителей, педагогов и пастырей, которым следует не только проявлять заботу о возрождении и укреплении семьи, но и противостоять ее распаду, начавшемуся в годы государственного атеизма и продолжающемуся ныне под воздействием культа эгоизма, потребительства и безответственности.

 

О патриотизме

 

Начало ХХI века ознаменовано всеобщим распространением коммуникативных технологий, способных практически мгновенно обеспечивать контакты людей, находящихся в самых разных точках нашей планеты. На наших глазах новой сферой жизни огромного количества людей, число которых возрастает с каждым днем, стал Интернет. Так называемый процесс глобализации все быстрее охватывает мир. В нем есть свои положительные стороны: современные коммуникационные системы позволяют людям из разных государств, принадлежащих к различным национальным, образовательным, культурным, религиозным общностям, легче узнавать друг друга, быстрее и эффективнее общаться и таким образом преодолевать узость кругозора, самодовольство, национальную гордыню и т.п. Но есть и грозные признаки приближающихся последних времен, которые апостол Павел характеризует такими словами: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1–5).

У людей, пресыщенных все возрастающим потоком информации, притупляются чувства, способность реагировать, воспринимать, переживать. У человека возникает желание закрыться от всех и всего, почувствовать себя личностью, а не частичкой унифицированной массы. Как всегда, диалектические противоположности сходятся: всеобщая глобализация стимулирует развитие крайнего индивидуализма и эгоизма. Можем ли мы не сказать решительное «нет» тенденции лишить людей своей точки зрения, веры, любви? Разве можно равнодушно относиться к стремлению смешать порок и добродетель, мужской пол и женский, семейную жизнь и блуд, и т.д.?

Святая Церковь Христова остается единственной силой, не изменяющей замыслу Божию о человеке, сохраняющей знание о смысле и цели человеческой жизни. Именно она возгревает в наших сердцах любовь к Богу и друг к другу. Церковь дорожит народной самоидентификацией, традиционной национальной культурой, религиозной самобытностью. Это заставляет нас с особым вниманием относиться к теме патриотизма, любви к отечеству земному и Небесному.

Если человек забывает свою семью, своих родителей и родственников, мы называем его «иваном, не помнящим родства». Он теряет связь с традицией предков, жизнь его становится бесплодной. Духовные, культурные богатства накапливаются там, где жива традиция, где знают, любят, берегут свое прошлое, где молодая жизнь верна своим истокам. Патриотизм не следует путать с национализмом, шовинизмом, как это часто стараются представить современные СМИ. Патриотизм – это любовь к отечеству, но не ненависть к врагам. Всякая ксенофобия настоящему патриотизму совершенно чужда. Очевидно, что только патриоты могут впитать, хранить и передать следующим поколениям отечественную культуру, духовные представления о доблести и чести, любовь к своей родине, которая вдохновляет человека на ее защиту.

Каждый священнослужитель, особенно в наше время, должен быть убежденным патриотом, должен всем сердцем любить свое отечество, быть преданным своей родине. Мы должны с Божией помощью победить в войне, начатой против православной Руси, мы должны воспитать новое поколение православных россиян, любящих Россию, дорожащих ее наследием, по-хорошему гордящихся тем, что они ее дети. Православный священник, который постоянно общается со своей паствой, воспитывает молодое поколение своих прихожан, должен знать и любить отечественную историю, родную православную культуру. Священнику необходимо соответствующее образование – не просто диплом об окончании вуза, а именно живые знания. Он должен быть воспитан в российской духовной и культурной традиции, должен являть ее всей своей жизнью.

Долгий период гонений на веру в России многое поколебал, даже разрушил в преемственности поколений. Наша обязанность – восстановить это преемство. Как радостно видеть православного священника, живого носителя высокой православной культуры и церковной традиции! Он вызывает у прихожан интерес и уважение, желание общаться с ним, учиться у него, идти за ним. Такой образ – образ доброго пастыря нашей Церкви – мы должны возродить, сохранить, сделать нормой нашей церковной жизни.

Сегодня нам стараются навязать нормы жизни, декларируемые западным либерализмом, провозглашающие свободу прежде всего для греха, для всевозможных пороков. Если мы не будем защищать свою страну, свой народ, свое право жить в соответствии с нашей традицией, то завтрашнего дня у нас не будет.

Слава Богу, что сегодня в нашем обществе стало больше уделяться внимания воспитанию патриотизма. Понятно, что самый интенсивный и глубокий процесс воспитания происходит в детстве. Возможности детского сознания ограничены масштабом личности юного создания и его малым жизненным опытом. Сначала у ребенка воспитывается любовь к матери и отцу, далее к братьям и сестрам, потом к своей семье, роду и народу и, наконец, ко всему человечеству. В такой же последовательности ребенок учится любить свой дом, потом улицу, район, город, затем свою страну и в конце концов всю планету. С ростом умственного кругозора должна расти и жертвенная христианская любовь. В этом целенаправленном процессе воспитания важны все звенья, и нельзя пренебрегать ни одним.

Подростковый и юношеский периоды жизни человека в силу своей специфики – наиболее удобное время для воспитания гражданственности и патриотизма. Восприятие гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей родной культуры в детском и подростковом возрасте является наиболее естественным и эффективным способом гражданско-патриотического воспитания.

В основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить лишь в той душе, для которой на земле есть нечто священное, которая на своем живом опыте узнала объективность и безусловное достоинство этого священного и увидела его в святынях своего народа. Система ценностей Святой Руси создавала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа.

Великий русский мыслитель И.А. Ильин, размышляя о национальном воспитании, писал: «Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что “наш народ оправдался перед лицом Божиим”, что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое есть настоящая школа русского национального характера».

Неотъемлемыми чертами подлинного патриотизма являются долг, верность, честь, жертвенность, самоотверженность, достоинство.

Для того чтобы патриотизм мог стать нормой жизни нашего общества, чтобы традиционные понятия чести возобладали в душе большинства граждан, необходимо строить воспитание детей и молодежи на лучших образцах и примерах, приобщая ребенка к опыту предшествующих поколений, напоминая при этом, что именно Россия в течение многих веков была главной хранительницей Православия, именно Россия дала миру великое множество святых, а в тяжкую годину гонений на веру – целый сонм новомучеников и исповедников. Именно Россия создала удивительно высокую духовную культуру, родила и воспитала величайших мыслителей, ученых, писателей, иконописцев и художников, музыкантов и архитекторов.

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи является залогом построения и развития жизнеспособного, демографически устойчивого и динамично развивающегося цивилизованного демократического государства, даже существующего в условиях глобализующегося мира, обеспечения исторической и культурной преемственности поколений, национальной безопасности страны, межнационального и межрелигиозного мира, профилактики экстремизма и молодежной преступности.

Патриотизм в России может и должен питаться традиционной церковностью, ибо Церковь – хранительница и народных святынь, и языка, и истории, созидательница души народной и духовной красоты нашего мира. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), – учит Христос. Поэтому именно Церковь может говорить о патриотизме, этом жертвенном служении отчизне, воинам, ибо путь воина – одно из славнейших с точки зрения христианского учения поприщ, которое дает возможность явить наивысшую любовь к ближнему. Жизнь воина, исполненная лишений и невзгод, имеет высшей целью жертву собой для защиты слабого, и потому его мировоззрению должны быть особенно близки христианские ценности.

Чтобы воспитать наших детей патриотами, нужно в дополнение к семейному воспитанию использовать различные формы общественного воспитания: паломничество, экскурсии краеведческого характера, разнообразные кружки, спорт. В общении друг с другом юные учатся у взрослых христианским взаимоотношениям – той любви, без которой невозможно угодить Богу. Поэтому воспитание патриотов это есть и воспитание христиан.

Задача Церкви и всех ее священнослужителей заключается в том, чтобы помочь нашему народу вернуться к традиционному православному образу жизни. Мы должны помочь нашим соотечественникам возродить семейную жизнь, с радостью растить и воспитывать детей, а не уклоняться от их воспитания, должны решительно противостоять всем соблазнам, развращающим наше молодое поколение, звать людей к целомудрию, трудолюбию, трезвости, честности. Любовь к православной вере, своей культуре и традиции, своей вековой нравственности, основанной на заповедях Божиих, к своему народу, который наша Церковь призвана спасать от гибели, – вот на чем должен быть основан наш патриотизм.

 

О лжепатриотизме

 

Однако боль за свою родину, за народ, стремление к покаянию и исправлению может вызывать к жизни уродливые духовно-опасные формы патриотизма. Примером неверно понятого покаяния является проведение так называемого чина всенародного покаяния около памятника святому страстотерпцу царю Николаю в селе Тайнинском, на территории города Мытищи Московской области. Сам этот чин, по словам его организаторов, является ответом на Наши послания к 75-летию и 80-летию убиения святых царственных страстотерпцев Императора Николая и его Семьи. В этих посланиях действительно содержится призыв к покаянию русского народа в грехе вероотступничества и цареубийства, которое стало возможным благодаря прямому участию, одобрению или безгласному попустительству многих наших соотечественников. От лица всей Церкви и всех верных ее чад мы принесли тогда пред Богом и людьми покаяние за этот грех. На Архиерейском Соборе 2000 года состоялась канонизация Императора Николая и всех членов Императорской Семьи как царственных страстотерпцев.

Организацию «чина всенародного покаяния» нельзя считать адекватным ответом на те призывы к покаянию, которые содержатся в Наших посланиях, и тем более подлинно церковным движением православного народа, поскольку он носит митинговый, а не церковно-покаянный характер. Кроме того, он антиканоничен.

Ни в Задонске, ни в Боголюбове, ни в Мытищах, где предпринимались попытки организовать это движение, организаторы не получали благословения правящих архиереев. Так что духовенство, принимавшее участие в этом чине, действовало антиканонично, без благословения или вопреки прямому запрету своих архипастырей.

Кроме того, сам текст «чина» содержит положения, неприемлемые и прямо противоречащие решениям Священного Синода и Соборов Русской Православной Церкви. Верующих призывают каяться в том, что они приняли ИНН, российские паспорта, медицинские полисы, страховые пенсионные карты, то есть безответственно толкают чад Церкви к сектантству и асоциальному существованию. При этом никто из организаторов «чина» не несет никакой ответственности за те бессмысленные страдания, в которые они часто ввергают пожилых и одиноких людей, оставшихся без пенсии, без медицинской помощи, без другой поддержки государства. И это несмотря на то, что священноначалие Русской Церкви прямо разъяснило, что принятие ИНН и других документов со штрих-кодом ни в коей мере не является принятием антихристовой печати, а потому сам факт пользования перечисленными документами со штрих-кодом или отказа от них не играет никакой роли в деле спасения. Конечно же мы не можем согласиться с текстом «мытищинского чина», резко осуждающим тех священнослужителей, которые разделяют точку зрения своего Патриарха и Священного Синода в оценке этих явлений и соответственно направляют свою паству.

Особое место в этом перечне занимает требование каяться за недостаточное и половинчатое прославление «царственных великомучеников... в лике одних лишь страстотерпцев, что обезличивает и умаляет достоинство их великого жертвенного подвига». Этот пункт не только входит в открытое противоречие с постановлением Архиерейского Собора, прославившего новомучеников Российских, но и в скрытой форме возрождает еретическое учение об «искупительном подвиге царя». Трезвый разум и здоровое духовное чувство не могут откликнуться на призывы каяться «за непротивление и поддержку привилегированными слоями населения реформ Петра I», восхваляя при этом правление «благочестивого царя Иоанна Грозного», за участие в восстании декабристов в 1825 году, в убийствах православных царей, за нарушение клятвы о соборном единстве русского народа 1654 года, за церковный раскол XVII века и т.п. Все это есть в этом «чине».

Всем нам нужно совершенно четко представлять, что Искупительный Подвиг один и совершен он Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Сравнивать мученичество и расстрел российского императора с Искупительным Подвигом Спасителя невозможно.

О редком самомнении составителей так называемого «чина покаяния» говорят их обвинения в адрес священнослужителей, а по сути, и в адрес священноначалия, за неучастие в чине покаяния или «искажении Тайнинского чина всенародного покаяния». Такие священнослужители названы лжепастырями и противниками спасения русского народа. Каким лукавством, почти насмешкой после этого звучат слова о преданности Патриарху, сказанные только для того, чтобы уловить простодушных. Я хочу со всей ответственностью заявить, что считаю недопустимым, душепагубным, ведущим к разделению в Церкви и обществе участие священнослужителей и православных мирян в «чинах покаяния», подобных Тайнинскому.

Составители этого псевдоцерковного чина утверждают, что взяли за образец покаянный чин 1607 года, написанный святыми Патриархами Иовом и Гермогеном. Но по содержанию и по обстоятельствам составления разница между этими двумя текстами очень велика. События избрания Бориса Годунова на царство, присяга ему и его сыну, а затем измена и воцарение Лжедмитрия являлись событиям, в которых многие из современников участвовали, и поэтому покаяние 1607 года было покаянием в личных грехах.

Печально, что покаянный порыв людей может быть направлен по ложному пути. Именно поэтому, когда мы зовем людей к покаянию, важно говорить о реальных грехах, за которые мы действительно несем ответственность перед Богом и в которых должны каяться. Освобождение от таких грехов ведет к изменению жизни, оздоровлению души и тела. А неудобовразумительная мешанина из реальных тяжелых грехов, которые разрушают нашу жизнь, и идеологических заблуждений авторов «Тайнинского чина» только создает людям препятствия в деле духовного возрождения нашего отечества.

К сожалению, мы все чаще слышим о людях, зачастую и о малограмотных священнослужителях, которые запугивают паству и из необразованных в религиозном смысле прихожан создают общества, подобные сектантским, которые компрометируют Церковь. Не понимая благодатной силы церковных Таинств, они постоянно хотят дополнить церковные богослужения чем-то своим. Если этим пастырям недостаточно Таинств Церкви, того покаяния, которое совершается в храмах, то, видимо, надо лишать их привилегии быть священниками. Несведущие в учении Церкви и не знающие ни догматов, ни канонов церковных, они распространяют нелепые и ложные предсказания, тем самым сея панику среди верующего народа и среди тех, кто только пришел к вере после долгих десятилетий атеизма. Такие «ревнители», например, рекомендуют людям избавляться от светских вещей, литературы, не лечиться у врачей, а полагаться «только на волю Божию», распространяют страхи в отношении ИНН, российских паспортов, призывают срочно менять место жительства и уезжать подальше от городов или поселяться в пещерах и катакомбах в связи с приближающимся концом света. Видимо, они полагают, что в другом месте конца света не будет. Недавний случай в Пензенской области является ярким тому примером.

Причем выступают псевдоревнители именно против российских паспортов. Наверное, им дороже советские паспорта, с красной звездой и серпом и молотом, а двуглавый орел и изображение Георгия Победоносца – не по душе. Что же касается конца света, все мы должны твердо помнить слова Христа Спасителя: «О дни же том или о часе никтоже весть» (Мк. 13, 32). Поэтому любые страхи насчет конца света и призывы уходить в пещеры, подальше от городов, не имеют под собой никакого основания. Людей просто пытаются запугать и вытолкнуть из реальной жизни.

Кроме того, Мы имеем информацию из Челябинской епархии об участившихся случаях паломничества духовенства и мирян в город Чебаркуль для поклонения так называемому отроку Вячеславу Чебаркульскому. Религиозное почитание скончавшегося 15 лет назад чебаркульского школьника Вячеслава Крашенинникова (1982–1993), объявленного некоторыми средствами массовой информации «пророком», «святым» и «блаженным», началось вскоре после издания его матерью ряда книг с воспоминаниями о сыне, в том числе книги «Чудеса и предсказания отрока Славика». После этого начали совершаться паломничества к могиле мальчика, причем земля с его могилы используется в магических целях – в отвергаемых Православной Церковью ритуалах. Кроме того, написаны акафист ему и его икона. Тем самым создаются предпосылки формирования в Челябинской области нового культа, причем кощунственно используется православная обрядность, эксплуатируется естественное человеческое стремление к надмирному, горнему.

Нам понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но, понимая и разделяя эту скорбь, мы с горечью констатируем, что последующие ее действия, направленные на возбуждение в обществе интереса к покойному ребенку и создание культа его почитания как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых. Не в религиозном поклонении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве, прежде всего в молитве о нем матери. Создаваемый же культ поклонения «отроку Вячеславу» является самоизмышлением, содержит в себе элементы заурядного суеверия, кощунственного посягательства на учение Церкви и насаждается организованной группой антицерковно настроенных людей.

Тщеславное желание быть не такими, как прочие люди, не подчиняться священноначалию, а иногда и денежный расчет, вызывают к жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев и младостарцев, которые под видом духовного ведения и благодатной прозорливости отравляют души людей религиозным экстремизмом и фанатизмом, всевозможными запретами, не имеющими разумных оснований в церковной традиции. В этих случаях православное благодатное духовничество подменяется психологическим давлением на пасомых. Духовное руководство – это не манипулирование сознанием людей, а власть, данная священнику Святым Духом, власть любви, а не духовного насилия.

Если пастырь всегда будет стремиться помочь страждущему, забывая себя и свои земные выгоды и интересы, то Господь будет видимо содействовать ему, являя через него Свою милость.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 18(391) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008








ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика