Из обращения всезарубежного пастырского совещания
Мы, участники Всезарубежного пастырского совещания, собравшиеся со всего мира под Покровом Пресвятой Богородицы, первым долгом желаем возблагодарить Господа Бога за все Его милости к нам. Когда мы в синодальном соборе вместе совершили Божественную литургию в день праздника Одигитрии русского рассеяния, Курской-Коренной иконы Божией Матери, мы вспомнили слова всероссийского пастыря, св. праведного Иоанна Кронштадтского: «Если собрать все драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую — Божественную литургию, то чаша Божественной литургии перевесит». Мы благодарим Господа за то, что, несмотря на наше недостоинство, Он нам дал дар священства и возможность участвовать в Таинстве таинств и Чуде из чудес — в Божественной литургии.
Мы благодарим Господа за принадлежность к Его Святой Церкви в лице Русской Православной Церкви Заграницей, прошедшей славный, и нередко тернистый, путь. Мы Церковь любим и дорожим той духовной свободой, которую Бог ей даровал как заграничной части великой Русской Церкви. Главная задача для христиан — спасение души, а задача Церкви Христовой — приводить пасомых ко спасению.
Мы также благодарим Господа за наших архипастырей и за возможность участия в деле созидания церковного. Мы участвуем в обсуждении важных церковных вопросов не по праву, основанному на демократических началах, а по послушанию нашей Церкви.
Наша Церковь внешне малочисленна, но в этой кажущейся слабости — и наша надежда. Святой апостол Павел говорит: «Когда я немощен, тогда я и силен» (II Кор. 12, 10). Сила нашей Зарубежной Церкви всегда была в немощи и, когда мы эту немощь сознавали, Господь нас направлял и ограждал. Если мы будем каяться в своих собственных грехах, молиться о пополнении жатвы и трудиться на ниве Христовой, то Господь, как раньше, так и теперь, не оставит Свою Церковь. Мы твердо помним, что в немощи совершается сила Божия.
Наши архипастыри нас созвали в преддверии Архиерейского Собора для обсуждения вопроса взаимоотношений с Церковью в России. В течение более 70 лет во всех храмах нашей Зарубежной Церкви за Божественной литургией возносились молитвы, которые имели для чад Русской Церкви особое значение: прошение на Великой ектеньи «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся» и Молитва о спасении России: «Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею кровию искупил еси. Но и отступившим от Тебе и Тебе не ищущим явлен буди, во еже ни единому от них погибнути, но всем им спастися и в разум истины приити, да вси в согласном единомыслии и в непрестанной любви прославят пречестное имя Господа Иисуса Христа...» В этих словах выражались и наше желание, и наше молитвенное упование, да и наша боль.
Можно ли говорить о полном единомыслии на нашем Совещании? Были разные мнения, разные опасения. В начале Совещания мы не знали чего ожидать, многие приехали с определенными сложившимися мнениями, ощущалась напряженность. Постепенно мы начали друг друга более внимательно слушать, а если выражали несогласие, то это делалось большей частью с болью и любовью к Церкви Христовой, к правде.
Мы с большим интересом выслушали и оценили все доклады и узнали много нового о трагической истории Русской Церкви в ХХ веке. Особое внимание было уделено взглядам Блаженнейших митрополитов Антония и Анастасия, а также святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, на церковное разделение. Мы постарались проникнуться не только их словами, но и их духом. Мы можем единодушно заявить, что единство двух частей Русской Церкви, в России и за рубежом, — наше желание. Собеседования и общение на уровне архиереев, духовенства и мирян, которые уже в какой-то степени происходят, могут и должны продолжаться.
Есть ли в настоящее время препятствия к этому единству? На совещании были высказаны разные мнения по этому вопросу. Главные два препятствия: т.н. «сергианство» и экуменизм. В отношении первого Церковью в России сделаны большие сдвиги. Истинность церковного пути Русской Зарубежной Церкви и Катакомбной Церкви признаны, ибо противники пути митрополита Сергия в России были причислены к лику святых. Прославление этих святых в 2000 году является поворотным пунктом в экклезиологии Церкви в России, хотя до сих пор есть лица, внутренне сопротивляющиеся этому.
На Соборе 2000 года также был принят документ, где речь идет о том, что государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, и, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, Церковь должна отказать государству в повиновении. Это возврат к церковному святоотеческому учению, в отличие от ложного толкования слова апостола Павла о «власти от Бога» (Рим. 13, 1—7).
По вопросу экуменизма нами было признано, что Церковь в России, в лице значительной части духовенства и верующих, относится к этому явлению отрицательно. Продолжает вызывать сожаление членство Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей. <...>
Помимо двух вышеупомянутых вопросов, окончательно не преодоленных, некоторым участникам нашего Совещания не легко относиться с доверием к некоторым представителям Церкви в России. Это недоверие, а временами и страх, отчасти обусловлены отсутствием реального контакта с Церковью в России, а отчасти — действиями представителей Московского Патриархата. Однако недоверие может быть преодолено как личными контактами, так и доброжелательными действиями со стороны представителей Церкви в России.
Мы, участники Всезарубежного пастырского совещания, сознаем, что наши прихожане неоднозначно относятся к вопросу взаимоотношений двух частей Русской Церкви. Мы, будучи пастырями душ человеческих, не можем этого не учитывать и обязаны с любовью и терпением относится ко всем вверенным нам душам человеческим. Враг рода человеческого желает нас разделить, и мы должны всеми силами сохранить свое внутреннее единство.
На Совещании было прочитано письмо Святейшего Патриарха Алексия, обращенное к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей. В этом письме нас обнадеживают слова, свидетельствующие о понимании Русской Зарубежной Церкви как части Русской Церкви, а также взаимно выраженное Патриархом покаяние за все те слова и действия, которые не содействовали примирению двух частей Русской Церкви. <...>
Согласно Блаженнейшему митрополиту Анастасию, святителю Иоанну и целому ряду Соборных Посланий нашей Церкви, окончательное разрешение взаимоотношений двух частей Русской Церкви должно иметь место исключительно на Всероссийском Поместном Соборе. Нам кажется, что мы должны стремиться именно к созыву подобного Собора и быть готовыми включиться в процесс его подготовки, вплоть до участия в предсоборной комиссии. Мы уверяем Вас, наших архипастырей, в нашей поддержке, в наших молитвах и умоляем Вас говорить одним голосом.
Особое место среди нашего епископата занимает наш Первоиерарх, Высокопреосвященнейший митрополит Лавр. Будучи учеником Блаженнейшего митрополита Анастасия и приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко), Владыка Лавр является живым носителем традиционного духа нашей Зарубежной Церкви и идеи церковного единства и служения России, и мы питаем к нему особые любовь и доверие.
Мы надеемся на милость Божию и желаем только исполнения Его воли. Неслучайно наше Совещание проходило в дни празднования Курско-Коренной иконы Божией Матери. На новонаписанной иконе исцеления отрока Прохора перед Курско-Коренным образом изображены священнослужители, несущие в своих руках нашу Одигитрию. Эта икона — с нами. Перед святым образом стоит болящий Прохор, будущий великий угодник Божий преподобный Серафим. Его мощи — в России. И когда священники с Курской иконой прикоснулись к болящему Прохору, произошло чудо исцеления.
Можем ли мы не надеяться на чудо духовного исцеления для всего исстрадавшегося русского народа, во Отечестве и рассеянии сущего?
Пресвятая Богородица спаси нас! Преподобне отче Серафиме моли Бога о нас!
Участники Всезарубежного совещания
29 ноября/12 декабря 2003 года
г. Наяк, США
|