Исполнить благую волю Божию
Воронеж — это развивающаяся епархия, и я с удовольствием отмечаю у населения живой интерес к Православию. Сегодня в епархии 350 храмов, 6 монастырей, семинария и гимназия. Какие задачи я ставлю перед духовенством и верующими людьми? Прежде всего наше внимание должно быть обращено к духовной жизни. Важно осознать, что мы пришли в этот мир исполнить благую волю Божью. Священник не должен господствовать над наследием Божиим, но быть во всем добрым примером. Это работа трудная, не все священники понимают, чего ждет от них народ Божий и как развивать церковную жизнь.
Необходимо, чтобы священник знал всех прихожан в лицо, знал их нужды и радости. Я настаиваю, чтобы Литургия не заканчивалась с окончанием богослужения в храме, чтобы она продолжалась как миссионерское и социальное служение вне стен храма. В этом отношении у нас в епархии есть прекрасный опыт: мы организовали наших матушек, жен священнослужителей, в общеепархиальное движение — Женсовет.
Православный
женсовет
Матушки объединяют вокруг себя и других женщин-христианок. Главный плод их трудов — это отклик в сердцах людей. Да и священникам стало полегче, супруги стали их лучше понимать. Не секрет, что матушки порой ропщут, что священник не обращает внимания ни на них, ни на детей. Слава Богу, меньше возникает недоразумений в их семейных взаимоотношениях.
Активные участники движения, в основном жительницы Воронежья, ведут проекты в благочиниях. При финансовой поддержке Епархиального управления Женсовет участвует в ярмарках, и от реализации выпечки, всевозможных поделок и сувениров получает дополнительные средства, которые идут на благотворительность.
В нашей епархии немало вдов священников или матерей-одиночек, оставленных священником. Да, есть и такие. Члены Женсовета навещают их, оказывают им помощь в ремонте жилья. Это большое дело — люди не чувствуют себя оставленными и забытыми. Работа не замыкается только на епархиальных сообществах, если мы получаем информацию о чьем-то горе — болезни ребенка или необходимости срочной дорогостоящей операции, — то именно благодаря женам священников удается разрешить проблему.
Раз в год мы проводим День православной женщины. Обычно это бывает в Неделю жен-мироносиц. Все матушки собираются в храме на Литургию, причащаются, потом мы приглашаем их в областной театр, где проходит основная программа праздника. Эти собрания всегда открытые, и на них приходит много людей светских, маловоцерковленных. Мы открыто обсуждаем все вопросы, которые волнуют не только людей церковных, но и всех собравшихся. Обычно программа состоит из тематического доклада, живого общения в форме вопросов и ответов и музыкальной части. В ноябре мы особо отмечаем День многодетной матери.
Новые храмы
Воронежа
Мы стремимся к тому, чтобы в каждом новом районе города был построен храм. Как правило, застройщики обращаются в епархию, чтобы мы предложили свое решение, и оно заносится в план. Часто это остается только планом, а инициативная группа прихожан ищет благотворителей, которые помогают в строительстве новых храмов. Больших храмов у нас мало, они могут быть высокими и величественными, но сравнительно небольшими по вместимости. Сейчас в Воронеже 47 храмов.
Воронеж — уникальный город. Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила по городу 212 дней. Воронеж был разрушен на 90%, и храмы не стали исключением. Самый главный — монастырь свт. Митрофана Воронежского — был разрушен, его остатки уже 1970-е годы разобрали, и на этом месте построили университет. Сохранились только Никольский храм, Казанский храм XIX века, Покровский храм — нынешний кафедральный собор. Сохранилась и Адмиралтейская церковь, которую повредили в 1960-х годах, когда строили водохранилище, и храм оказался ниже уровня воды. Долгое время служили только в Никольском храме, потом открыли Покровский. Акатов монастырь тоже был в руинах, а среди них — городская свалка. Когда владыка Мефодий восстанавливал монастырь, сотни машин мусора были вывезены и расчищено братское кладбище. Университет тогда еще только строился, и остатки архиерейского кладбища удалось перенести в Акатов монастырь.
Церковь, власть
и образование
Со светской властью у епархии сложились хорошие рабочие отношения. Прежде всего, власть не препятствует, когда мы открываем приходские и домовые храмы. На совещаниях, которые проводит губернатор, у меня есть возможность представить позицию Церкви. Если губернатор выезжает в села или на предприятия, я получаю приглашение в поездку и могу участвовать в обсуждении широкого круга проблем.
Именно поэтому мы не форсировали вопрос о преподавания «Основ православной культуры». Мы пошли путем создания экспериментальных площадок, на которых обкатываются программы, обсуждаются результаты. В вопросах подготовки учителей ОПК епархии помогает Институт повышения квалификации учителей. В начале 2007 года мы подписали соглашение с департаментом образования, о том что во всей области преподавание ОПК проводится на факультативной основе. Идет спокойная планомерная работа. Конечно, некоторый всплеск эмоций после подписания соглашения возник, но это было всего несколько десятков людей. Тем не менее мы с уважением отнеслись к их точке зрения, собирали комиссию, которая изучила все возникшие вопросы и дала на них убедительные ответы.
Никаких претензий со стороны других религиозных организаций Воронежской области к нам никогда не было. У нас действует Межрелигиозный совет при Областной думе. Этот совет очень эффективно работает, возглавляет его один из заместителей председателя Думы, а сопредседателем является секретарь Епархиального управления. Именно совет обсуждает все острые вопросы межрелигиозных и межконфессиональных отношений.
Особую остроту получают те вопросы, которые подхватывают СМИ. Однако отмечу, что и со СМИ у нас очень ровные и уважительные отношения. Невозможно представить, чтобы журналисты рвались к нам и говорили: «Вы скрываете информацию, не говорите правду». Мы открыты к журналистам, проводим несколько раз в году специальные встречи.
Вернусь к вопросу о преподавании ОПК. На встрече в дни празднования восстановления Патриаршества Владимир Владимирович Путин заверил епархиальных архиереев, что там, где преподается ОПК, такая практика сохранится, и никто ее отменять не будет.
В Воронеже мы определились — предмет востребован, отменять его не предполагается. Мы совместно с департаментом образования ищем общие пути, каким образом с 2009 года начать осваивать новую образовательную программу.
Управляющий делами
Во второй половине 1990-х годов и до 2003 года я трудился в должности управляющего делами Московской Патриархии. Государство переживало сложный период, который не обошел и Церковь. Я помню, самая большая трудность была в том, что люди не знали что делать. Это были годы непосредственно перед принятием федерального Закона о свободе совести и первые годы его применения. Государственные учреждения с громадным трудом преодолевали советский стереотип восприятия Церкви. Я прекрасно помню поездки по епархиям: даже в Центральной России многим архиереям было крайне трудно устанавливать контакты с местной властью. Они были напуганы советской властью и не верили, что что-то в жизни страны может измениться. И в этом отношении Управление делами Московской Патриархии помогало епархиям. Благодаря авторитету Святейшего Патриарха мы всегда чувствовали помощь и поддержку полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и его аппарата. Помогали нам Администрация Президента и правительственные структуры.
С другой стороны, нам пришлось пережить испытание свободой. Субъекты федерации получили свободу, шел «парад суверенитетов». Но свободу получили и епархиальные управления. Далеко не всегда складывались хорошие отношения между почувствовавшим свободу губернатором и епархиальным управлением. Губернатор чувствовал себя порой чуть ли не обер-прокурором Святейшего правительствующего Синода, желал понукать епископом, как своим подчиненным. Приходилось участвовать в разрешении таких конфликтов. И приходилось отмечать, что и со стороны епископов не всегда можно было встретить понимание. Не всегда они могли проявить необходимую гибкость и дипломатичность в отношениях с местной властью.
Были проблемы с созданием воскресных школ и преподаванием ОПК, были проблемы с церковным имуществом и содержанием духовных школ. Сегодня многие из них нашли разрешение, а в те годы они стояли остро и требовали постоянного внимания.
Зарубежная Церковь
В 1985–91 годах я был представителем Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей в Женеве. Это мне позволило не только увидеть жизнь других христианские деноминаций и мировых религий, но и ближе познакомиться с Русской Зарубежной Церковью.
Зарубежной епархией в Женеве управлял в те годы архиепископ Антоний (Бартошевич). Но сам он уклонялся от общения не только со мной, но и со всеми моими предшественниками. Тем не менее духовенство Зарубежной Церкви в Рождество Христово и на Пасху было нашими всегдашними гостями. С прихожанами зарубежных храмов также установились добрые отношения. Однако наши прихожане редко ходили в зарубежные храмы, хотя у них там было очень много друзей. Дело в том, что женевский приход особенный. Он сформировался и вышел из зарубежного прихода в годы Второй мировой войны на волне патриотических чувств. На зарубежном приходе служились молебны за победу германского оружия, составлялись списки изъятого имущества и земель, возвращения которых необходимо было требовать после оккупации Советского Союза. Часть прихожан отказалась поддержать эти настроения, и они вышли из состава Зарубежной Церкви. С тех самых пор и существует наш приход.
Было даже такое, что когда владыка Антоний был ветхий днями и больной, зарубежное духовенство всерьез обсуждало вопрос, не попросить ли у Святейшего Патриарха, чтобы архиепископа Сергия оставили в Женеве в качестве Женевского. Тогда они были готовы перейти под омофор Московского Патриарха. Это было именно желание духовенства и прихожан. Конечно, руководство Зарубежной Церкви этот вопрос даже и не думало обсуждать. Однако это живо и ярко характеризует наши настроения и взаимоотношения с зарубежной общиной тех лет.
О Чтении
К сожалению, у меня нет времени ходить по книжным магазинам, но недавно я с удовольствием прочел книгу рассказов протоиерея Николая Агафонова. Сейчас удобно пользоваться маленьким компьютером-наладонником, который способен вместить огромную электронную библиотеку. Дорога у меня до Москвы длинная, в столице приходится бывать часто. В пути такой компьютер удобная вещь, нажал кнопочку — тут и Псалтирь, и святоотеческое наследие, и классика в звуковом формате.
Тексты из Интернета и с дисков мне подбирают помощники. Они время от времени показывают список обновлений, и я отмечаю то, что меня интересует. Кстати, на Рождественских чтениях я купил очень много дисков. В частности, игумена Никона (Воробьева), Ивана Ильина, Льюиса. Очень много полезного.
О встречах
В годы моего детства и юности на меня большое впечатление произвел будущий патриарх Пимен, который в то время был наместником Троице-Сергиевой лавры. Особо надо отметить архиепископа Саратовского Пимена (Хмелевского), отца Константина Ружицкого… Я воспитывался в Лавре, каждое воскресенье и несколько раз на неделе бывал на службах.
Когда я подрос, то огромное впечатление и влияние на меня оказал митрополит Филарет, нынешний Минский и Слуцкий. Я был его иподьяконом, и всю свою жизнь с благодарностью вспоминаю наше общение.
В Женеве я получил уникальную возможность в неофициальной обстановке общаться с нашими членами Синода. Мы разговаривали часами, обсуждая все, чем жила наша Церковь. Здесь моими учителями были митрополит Таллинский Алексий, управделами Московской Патриархии, и митрополит Ювеналий. В те годы подружились мы и с митрополитом Кириллом. Все, что было у нас, молодых, на душе, мы открыто обсуждали, вдохновляя и укрепляя друг друга. Здесь же хочу отметить митрополита Владимира, нынешнего Санкт-Петербургского и Ладожского, и Митрополита Киевского и всей Украины Владимира. Я благодарен Богу за эти встречи.
Записал Сергей Чапнин
|