В родовом имении Салтыковых
Старинное русское село Спас-Угол впервые упоминается в писцовой книге в начале XVII века. Необычное название оно получило из-за своего расположения на пересечении («на углу») трех губерний: Московской, Тверской и Ярославской. На окраине села, прямо у дороги стоит красивейший Спасо-Преображенский храм. Когда-то здесь находилась родовая вотчина Салтыковых. В 1826 году в Спас-Угле родился великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Здесь он был крещен и получил первые уроки житейской мудрости. Его учителями были сестра и соседский священник. «Ежели я что-нибудь вынес из жизни, то все-таки оттуда, из десятилетнего деревенского детства», — писал впоследствии Салтыков-Щедрин. В родовое имение он приезжал не раз и в зрелом возрасте, а последний роман писателя «Пошехонская старина» стал топонимическим и литературным памятником Спас-Углу. Каменная Спасо-Преображенская церковь, заключенная в ограду с двумя воротами и башней и построенная по традиционной схеме «восьмерик в четверике», появилась благодаря стараниям бабушки писателя Надежды Ивановны Нечаевой еще до его рождения — в 1796 году. В 20-е годы XIX века к храму была пристроена одноэтажная трапезная и трехъярусная колокольня с высоким шпилем. В XIX веке спасская усадьба процветала, а Салтыковы были богатейшими помещиками. Однако XX век безжалостно изменил облик родового имения Салтыковых. В 1918 году усадьба была конфискована и занята под школу, а в марте 1919 года она сгорела. Не уцелел и родной дом писателя. В здании храма местный совхоз долгое время хранил семенной картофель. В конце 80-х годов прошлого века в бывшей трапезной храма Спаса-Преображения открылся музей Салтыкова-Щедрина. А в начале 90-х годов в его алтарной части возобновились богослужения. Работники музея, понимая абсурдность и нелепость своего вынужденного соседства, стараются не мешать службам. Во время праздничных богослужений музейные стенды убирают, давая дорогу крестным ходам. На службы в эту небольшую сельскую церковь, стоящую вдалеке от проезжих дорог, приходят в основном немногочисленные жители окрестных деревень. Они-то и стали свидетелями чуда, произошедшего в Спасо-Преображенском храме. Во время литургии прихожане вдруг увидели, как на полустертой от времени подкупольной фреске проявился образ Богородицы с Младенцем. В течение 30—40 минут в храме обновилось более 20 старинных икон и фресок, в том числе и в алтаре, прояснился и замироточил образ Христа с апостолами. На некоторых старых, осыпавшихся от времени фресках проявились даже незначительные детали облачения изображенных на них святых. Священник Сергий Журавлев, вспоминая об этом событии, говорит, что был настолько поглощен службой, что не сразу понял суть происходящего. Сначала он боковым зрением уловил цветовые изменения на серых и нечетких от времени иконах и фресках, затем обратил внимание на взволнованную реакцию прихожан и только потом реально увидел произошедшие перемены. Икона — это живое окно в духовный мир. Когда мы занавешиваем окно или долго не протираем его, оно мутнеет, тускнеет, и свет перестает поступать в нашу комнату. Если же мы снимем занавеску, то окно опять «оживает» и светлеет. Так бывает и с иконами. Когда мы своими молитвами и благоговейным отношением как бы промываем и очищаем для себя икону, она и сама от этого начинает светлеть под действием благодати. Присутствовала в храме во время обновления икон и смотритель музея Татьяна Михайловна Гущина. «Я дежурила в музее, сидела тихо и слушала службу, — рассказывает она. — Вдруг в храме стало происходить какое-то движение, люди заволновались, зашептались. Те, кто были на литургии, стали очевидцами этого чуда. А потом верующие ходили от образа к образу и плакали от волнения и радости». Случаи чудесного самопроизвольного прояснения изображения на иконах известны в Православной Церкви с давних пор. Однако вплоть до XX века обновления икон были редкими, одиночными явлениями. Массовые знамения наблюдались в России в начале XX века. Тогда были зафиксированы многочисленные случаи обновления икон и в храмах, и в домах мирян. Как правило, это были иконы простой работы, из недорогого материала, а их владельцы — обыкновенные люди, встречавшие чудо с чистосердечной молитвой. Большинство таких икон были родительским благословением и почитались потомками как родовые реликвии. В 90-х годах XX века из разных уголков России снова стали поступать сведения об обновлении и мироточении икон. Известны сотни официально засвидетельствованных случаев. Обновление иконы Церковь воспринимает как знак милости Божией, как призыв к покаянию и усердной молитве. В Спас-Угол в последнее время приезжают со всей России и даже из зарубежных стран. Недавно здесь побывал японский режиссер, решивший поставить одну из пьес Салтыкова-Щедрина у себя на родине. Музейные работники с удивлением наблюдали, как привыкшие к суперсовременным технологиям японцы долго ходили по старинным аллеям, прикасались к могильным плитам на родовом салтыковском кладбище, жадно глотая воздух русской провинции. Здесь действительно особая атмосфера, которую сложно передать словами. Лучше приехать в Спас-Угол, постоять в Преображенском храме, посмотреть на явленное Господом чудо и заново осмыслить написанные именно здесь Салтыковым-Щедриным слова: «Люблю я Бога — ибо он жизнодавец и человеколюбец, ибо в нем источник добра, нравственной красоты и истины. В нем — Правда».
|