Особый мир монашеского труда
В последние два года в Москве сложилась целая система выставок-ярмарок, на которых можно приобрести практически все, что производится сегодня на приходах, в монастырях и церковных мастерских. Одни стремятся сюда, чтобы купить свечи, лампадное масло и церковную утварь по цене производителей, другие — за экологически чистыми продуктами, третьи — за одеждой и предметами обихода. Вся продукция соответствует стандартам качества и уже имеет постоянного потребителя.
Для церковного народа нет ничего странного в том, что в монастырях имеется собственное большое хозяйство и даже целые производства. Так это было и в прошлом. А вот люди нецерковные очень удивляются, услышав, что подворье Троице-Сергиевой лавры заключило договор с компанией «Вимм-Билль-Данн» о поставке молока, получив при этом новейшую сельскохозяйственную технику. Удивляются, когда узнают, что настоятеля монастыря выбрали председателем колхоза в одной из центральных областей России. Первые правила монашеской жизни, написанные в IV веке святителем Василием Великим, предписывали иноку наравне с молитвой и труд. Этот монашеские труд — особый, его цель не доход, не «бизнес». Он включен в систему духовного руководства, которая преображает личность. В основе этого труда — любовь к ближнему и послушание.
История монастырского хозяйства на Руси плотно вплетена в историю становления российской государственности, экономики, права и культуры. Продвижение монахов-подвижников на Север в XIII—XIV веках, освоение ими пустынных мест привело к тому, что огромные территории оказались включены в зону формирования молодого русского государства. В этот период монастырская экономика основывалась в основном на «вкладах», то есть на добровольных пожертвованиях монастырю от богатых князей и бояр. Зачастую вклады делались не деньгами, а земельными наделами. В результате за три столетия у монастырей оказались большие владения — ими надо было эффективно управлять, перерабатывать и продавать или обменивать произведенную продукцию. В эти столетия хозяйственная деятельность монастырей стала крупной составляющей национальной экономики. Петр I резко изменил весь уклад жизни в России, в том числе и церковной. Монастыри были лишены собственности и переведены на «госбюджетное» финансирование. Почти полтора столетия монастырское хозяйство приходило в упадок. Лишь при Павле I монастырям дали немного земли в обработку и предоставили право рубить лес на собственные строительные нужды.
Новый — третий — этап истории монастырской экономики приходится на вторую половину XIX — начало ХХ веков. В эти десятилетия власть вновь стала смотреть на Церковь как на своего союзника, и крупные монастыри — как, например, Спасо-Преображенский Валаамский при игумене Дамаскине Кононове — создают современные хозяйства и осваивают самые передовые сельскохозяйственные технологии.
Четвертый этап — советский. Власть ставила своей целью полностью ликвидировать монашество. К концу 80-х годов на территории СССР оставался лишь 21 действующий монастырь. И наконец, нынешний период. Его черты еще не до конца определены. Больше десятилетия наместники и настоятели отдавали большую часть сил и времени восстановительной работе. На остальное не хватало сил и средств. Как будут развиваться монастыри в ближайшие десятилетия? Будет ли их деятельность обеспечена законодательно? Могут ли они участвовать в социальной работе и в каких формах? Именно эти вопросы являются контекстом выставки «Монастырская экономика в прошлом и настоящем».
Патриарх Алексий, открывая выставку, сделал в своем выступлении акцент на правовом положении монастырей. «К сожалению в тех вариантах Земельного кодекса, которые сейчас предлагаются для утверждения, не все запросы Русской Православной Церкви и монастырей учтены. Во время принятия налогового кодекса РФ Русской Православной Церкви пришлось доказывать, что нельзя рассматривать хозяйственную монастырскую деятельность как способ извлечения прибыли и изымать налог с продажи свечей, которые являются добровольной жертвой прихожан Богу».
Выставка «Монастырская экономика в прошлом и настоящем» в этом отношении очень поучительна. Она невелика по объему, здесь выставлено 70 дореволюционных и 80 современных фотографий, несколько средневековых документов. Но у устроителей выставки была очень четкая концепция: показать монастырское хозяйство не через его результаты — продукты монашеского труда, а через самих людей, которые заняты этим трудом и несут свои послушания. И старая, и современная жанровая фотография очень ясно передают саму суть монашеского труда как некой формы молитвы, которая одухотворяет и преобразует личность человека. Отсюда — неожиданный эффект, когда даже современные портретные фотографии воспринимаются как «ретро», словно бы из прошлого. Весь мир монашества, монашеского быта как будто относится не к сегодняшнему дню, но это лишь потому, что этот мир в его духовном измерении действительно — вне времени.
По словам куратора выставки Ольги Чапниной, в поисках материалов организаторам пришлось просмотреть архивы главных фотохранилищ Москвы и Петербурга. Судя по экспозиции, обнаружилось не так уж и много фотоматериалов конца XIX — начала XX веков. Что-то оказалось вывезенным за рубеж (как, например, знаменитый фотоархив Валаамского монастыря, который теперь находится в Финляндии), что-то погибло в годы войны, а многие материалы рассеяны по областным краеведческим музеям, и их не просто собрать. В результате на выставке оказались очень интересно представлены Коневецкий Рождественский монастырь (Центральный архив кинофотодокументов, Санкт-Петербург), хозяйственные постройки Соловков и Валаама начала XX века (музей Щусева), Смоленская Зосимова пустынь (материалы из частного собрания историка Алексея Беглова).
В экспозиции впервые были выставлены 40 фотографий середины 1980-х годов, то есть еще советского времени, из Архива церковных фотодокументов при Издательском Совете Русской Православной Церкви. «Издательский Совет обладает уникальной коллекцией фотографий и негативов 60-х — 90-х годов XX века, — говорит председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев. — Мы сейчас ведем большую работу по систематизации этого архива. И хотя в те времена в Советском Союзе оставалось не более 20 действующих монастырей, у нас сохранились негативы профессиональной фотосъемки в Пюхтицком и Псково-Печерском монастырях. К нам часто обращаются издатели за фотоматериалами по современной церковной истории. Мы пополняем Архив церковных фотодокументов и готовы участвовать в выставках».
Специально для выставки сделали фоторепортажи Сергей Власов и Владимир Ходаков. Оба они многие годы ведут ежедневную летопись православной жизни: Сергей Власов — для «Журнала Московской Патриархии», а Владимир Ходаков — для газеты «Православная Москва».
«На выставке были представлены очень редкие экспонаты — результаты труда насельников монастырей дореволюционного периода и времени гонений, — рассказывает Ольга Чапнина. — Среди них шугайчик (пальто), сшитый монахиней Антониной, насельницей Зачатьевского монастыря в 30-е годы, когда монастырь был закрыт и разграблен и чудом оставшиеся на свободе сестры в тяжелейших условиях продолжали выполнять свое послушание — шить. Сейчас этот шугайчик носит нынешняя настоятельница Зачатьевского монастыря матушка Иулиания (Каледа). Здесь же — саккос, по преданию, подаренный патриархом Тихоном архимандриту Феодору (Позднеевскому), последнему настоятелю Свято-Данилового монастыря до его закрытия».
Известно, что традиционно монахи, особенно старцы и духовники, занимались мелкой пластикой — лепили или вырезали из дерева в подарок своим духовным чадам вещички, которые можно сравнить с народной игрушкой. На выставке были представлены птички из пластилина, сделанные руками архимандрита Тихона (Баляева) в 20-е годы XX века для своих духовных детей.
«Для нас эта выставка важна, поскольку она дает возможность привлечь внимание к тем проблемам, которые стоят перед Церковью в связи с новым налоговым законодательством, законами о землепользовании и прочими подобными вещами, — говорит главный редактор журнала “Приход” Елена Соболевская. — Наш журнал — единственное издание в России, которое стремится сегодня оказать юридическую поддержку монастырям и приходам. И эта выставка — плод нашего самого тесного сотрудничества с Издательским Советом и Макариевским фондом. Хочу особенно отметить огромную работу, которую провел священник Валерий Степанов. Он консультировал нас с первого дня подготовки этого проекта. Кстати, и “Московский церковный вестник” накануне выставки совместно с нами сделал несколько интересных публикаций на тему монастырской экономики».
В день открытия выставки в Сретенском монастыре в рамках нашего проекта состоялся «круглый стол» о современном монастырском хозяйстве и о правовых основах хозяйственной деятельности Церкви.
На «круглом столе» в Сретенском монастыре подробно обсуждались проблемы, связанные с церковной собственностью на землю. Новый Земельный кодекс требует, чтобы религиозные организации до 1 января 2004 года либо переоформили имеющиеся у них документы на право безвозмездного и бессрочного пользования земельными участками на договоры аренды, либо приобрели эти участки в собственность. В докладе Генриха Михайлова было показано, что в настоящее время ни один из монастырей не обладает собственностью на землю, на которой он располагается; это же касается и приходских храмов. К 2004 году, согласно закону, они будут вынуждены или платить арендную плату, размер которой любого может привести в шок, особенно в Москве, или выкупить землю — что в настоящее время не под силу практически ни одному приходу или монастырю.
Этот вопрос, который в настоящее время волнует лишь немногих иерархов и настоятелей монастырей, в скором времени превратится в острейшую проблему. Генрих Михайлов призвал к тому, чтобы уже сейчас объединить усилия Церкви и общественности в решении этой проблемы.
Патриарх Алексий сказал, что удовлетворен принятыми поправками. По его словам, «насельники монастырей гармонично сочетают молитвенный подвиг и хозяйственную деятельность. Сегодня, когда многие исторические промысловые и сельскохозяйственные навыки утеряны, монастыри являют собой пример доброго хозяйствования на земле».
Оценки и Мнения
Андрей Себенцов, заместитель председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ
Тема выставки весьма интересная, важная и современная. Монастыри для России всегда были значимы. В свое время они выполняли роль и фортификационных оборонительных сооружений, и научных учреждений, в которых совершенствовалась тогдашняя наука, а кроме того, монастыри давали замечательные примеры экономической деятельности. Выставка позволяет увидеть, какой была монастырская экономика в начале прошлого века. Сравнивая с сегодняшним состоянием, понимаешь, сколько было вложено труда и сколько было утрачено, и какой колоссальный труд потребуется, чтобы восстановить утраченное. Сегодня у большинства населения понимание отношений Церкви и государства в области экономики, пожалуй, еще не вполне сложилось. Не секрет, что на первой стадии работы над новым Налоговым кодексом понимание со стороны государственных органов было минимальное, но благодаря встречным усилиям Церкви и правительства соглашение было достигнуто. И это отразилось на Налоговом кодексе.
Александр Кудрявцев, заместитель начальника отдела по взаимодействию с религиозными организациями Администрации Президента
Выставка замечательная. Хочется надеяться, что организаторы не ограничатся рамками Москвы, а покажут эту экспозицию и в других городах. Думаю, что сегодня ее было бы очень актуально показать, например, в Калининграде.
Архимандрит Закхей (Вуд), исполняющий обязанности настоятеля подворья Православной Церкви в Америке
Я очень рад, что побывал на открытии этой выставки, потому что русские монастыри играют очень важную роль в жизни Православной Церкви в Америке. Православная Церковь в Америке была рождена монастырями Русской Православной Церкви. И православная миссия на Американскую Землю пришла из Валаамского монастыря. Святой преподобный Герман, который был монахом Валаамского монастыря и прибыл с миссией в Америку, — самый почитаемый в Америке святой. Монастырская жизнь — это звено, которое соединяет русские монастыри и американские монастыри, Русскую Православную Церковь и Американскую Православную Церковь.
Сергей Шахиджанян, бильд-редактор газеты «Коммерсант»
Можно высоко оценить работу куратора выставки. Очевидно, что собрать материал для этой замечательной выставки, приоткрывающей завесу над монастырской жизнью, было очень непросто. Видно, что отбор материала был основательным и тщательным.
Архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря
Очень интересная выставка, особенно в том разделе, где представлена история монастырского хозяйствования. Конечно, дореволюционные Валаам и Соловки для нас являются учителями в первую очередь духовной жизни. А во-вторых, их деятельность — урок того, с какой любовью мы должны относиться к Богу, к ближнему, к земле, на которой мы живем.
Павел Зырянов, автор книги «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века»
Работая над своей книгой, я просматривал и большой фотоматериал, но, честно говоря, большую часть фотографий, представленных на этой выставке, я ранее не видел. Здесь, конечно, проведена очень большая работа, и дело, я считаю, удалось. Фотографии настолько хорошо поданы, что действительно видишь живых людей. Они словно бы восстают из прошлого, из церковной истории. Это очень ценно.
Архимандрит Иероним (Тестин), Санкт-Петербургская духовная академия
Нынешний период истории можно назвать особенным в том смысле, что перед нами встают задачи, которые раньше Церкви не приходилось решать. Это не только восстановление, реставрация храмов и монастырей, но и организация социальной поддержки, в которой нуждается огромное количество людей в нашей стране. Я думаю что эта выставка — результат очень тонкого и глубокого анализа, который позволил охватить важную для всех нас проблему и собрать всех тех, кто заинтересован сегодня в ее решении.
|