Какой музей нужен Соловкам
Дорогая редакция газеты «Церковный вестник»!
Обращаются к Вам паломники, побывавшие на Соловецких островах. Мы — люди самых разных профессий и слоев общества, от рабочего и домохозяйки до ученых, докторов наук. Нас объединяет то, что мы принадлежим к Русской Православной Церкви и интересуемся историей нашего Отечества.
Покой, умиротворение, благость, которыми одарили нас Соловки, ни с чем не сравнимы. На этой земле, пропитанной потом и кровью наших предков, как нигде в другом месте, мы ощутили себя русскими православными людьми, частью прошлого, настоящего и будущего великой России.
Мы прибыли на Соловки по приглашению наместника монастыря архимандрита Иосифа. Встретили нас радушно и помогли всеми возможными, хотя и весьма небольшими силами. Скромность общежития для паломников, простой стол без кулинарных изысков только усиливали впечатление от этих святых мест.
Но каким вызывающим диссонансом оказалось предложение «услуг» музеем-заповедником! За вход на территорию монастыря с нас взяли по 75 рублей — плату, в пять раз большую, чем при посещении Эрмитажа! Складывается нелепая ситуация: музей, почти целиком занявший территорию обители, откровенно паразитирует на имени «Соловецкий монастырь». Любопытства ради заглянули в музейную гостиницу, напоминающую барак. Стоимость койко-места в трехместном номере — 250 рублей за ночь с человека. Почти как в питерском отеле, только «удобства» здесь в конце коридора и горячей воды едва хватает на одного постояльца.
Недавно построена на острове новая гостиница «Соловки-отель» на сто мест со всеми удобствами, минимальная стоимость одного места — 112 долларов. Кому же по карману будет ночь там? Паломнику из России, приехавшему поклониться святым местам? Вряд ли.
Слезы выступили на глазах, когда мы увидели на берегу моря, на месте рощи танцующих березок, вырубленный участок для строительства дачи архангельского губернатора. Местным жителям удалось отстоять это заповедное место от дальнейших разрушений. Теперь фешенебельная резиденция для губернатора и его гостей строится прямо на берегу Святого озера, в прямой видимости монастыря.
Но где же те люди, которые по должности должны защищать Соловки, беречь национальное достояние от разграбления? Вряд ли директор Соловецкого музея будет останавливать вырубки в самых красивых местах архипелага, если назначен представителем губернатора Архангельской области на Соловках (подобной должности мы больше нигде не встречали).
Были мы на Секирной горе, где в Спасо-Преображенском скиту в советское время размещался штрафной изолятор. Помянули в церкви всех православных и новомучеников, пострадавших на этой святой земле. Обратили внимание, что реставрируется бывшая баня у подножия горы. Именно здесь в годы лихолетья расстреливали заключенных. Оказалось, музей планирует тут организацию туристического приюта. И это — на территории монастырского скита, который уже начинает возрождаться. К чему туристам отдыхать и развлекаться на кладбище? Приехали, посмотрели и уехали. А монахи пусть молятся и охраняют это святое место, залитое кровью.
Зайдя в музей, мы испытали новое разочарование. Замшелая экспозиция не отражала ни многовековой истории Соловков, ни богатейшего духовного наследства Соловецкого монастыря. Зато с древних стен обители за нами внимательно наблюдали многочисленные видеокамеры, заглядывающие и в окна монашеских келий.
Многое показалось нам странным на сегодняшних Соловецких островах. Особенно поразил нас рассказ местных жителей о том, как в стенах монастыря прямо в Страстную пятницу музей устроил просмотр фильмов Чарли Чаплина. Вспоминали соловчане и порнографические фильмы, которые демонстрировались несколько лет назад в одном из зданий музея на семинаре, организованном фондом Сороса. «Так они нас к мировой культуре приобщают», — возмущались старожилы.
Мы услышали, что план развития Соловецкого музея-заповедника разрабатывался при участии экспертов фонда Сороса, который и сейчас финансирует на Соловках разнообразные программы. Каковы истинные цели и задачи сего фонда — судить не беремся. Но не повторяется ли в нашем Отечестве история освоения Америки, когда коренное население будет смотреть на благополучных переселенцев сквозь решетки резервации? Не станут ли наши дети неблагодарными Иванами, родства не помнящими, если мы позволим лишить их наших святых мест?
Мы вовсе не требуем закрытия музея-заповедника, он здесь необходим. Один вопрос: какой музей здесь нужен? Вряд ли в интересах государства содержать на государственные деньги предприятие, ставящее главной целью одно лишь получение прибыли — даже ценой разрушения духовного мира Соловков.
Мы считаем, что имеющий пятисотлетнюю историю Соловецкий монастырь, по меньшей мере, должен обрести на Соловецких островах свое законное право голоса, чтобы многочисленные проекты и мероприятия, реализующиеся на Соловках, не оскорбляли бы православных людей и не позорили бы нашу государственную власть, от имени которой действует музей-заповедник.
Мы уверены, что будущее России, которое невозможно измерять деньгами и продавать как товар, пока еще не попало целиком в руки «операторов туристических потоков». Будущее России зависит и от того, как поведет себя церковный народ, от нашей с вами решимости возвысить свое слово в защиту родных святынь.
Голос в защиту Соловков должен раздаться с разных концов России. Поэтому мы просим вас донести нашу тревогу до всех тех, от кого сегодня зависит судьба Соловков.
Мы надеемся, что чиновники услышат наш голос. Мы верим, что с нашей общей помощью Соловецкая святыня может возродиться на благо Церкви и Отечества.
От имени соловецких паломников:
Г.К. Крылов (директор Института океанологии РАН), С.Н. Мокровский (доцент Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета), О.А. Трапезникова (руководитель детского клуба),
Н.И. Митрофанова (врач) — и еще более тысячи подписей жителей Санкт-Петербурга.
|