Русская миссия в Харбине
В конце XIX века политическая обстановка требовала скорейшего окончания строительства транссибирской магистрали. Чтобы не делать крюк по территории России, граф Витте предложил построить дорогу через китайскую Маньчжурию. В результате российско-китайских переговоров, 22 мая 1896 г. в Москве был заключен секретный договор о постройке Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). Земляные работы на главной линии КВЖД начались 16 августа 1898 г. По плану строительные работы должны были завершиться в 1902 г. Но весной 1900 г. в Маньчжурии вспыхнуло восстание, известное у нас под именем «боксерского» и направленное против иностранцев. Во время восстания по всему Китаю уничтожались православные храмы, мученический венец приняли 222 православных китайца, тела некоторых из них были сброшены в колодец на территории Русской духовной миссии. Ущерб, понесенный самой Миссией, был настолько велик, что дальнейшее ее существование оказалось под вопросом. Восставшие разрушили и почти готовое железнодорожное полотно. После подавления восстания для охраны КВЖД был сформирован Особый Заамурский военный округ Пограничной стражи. Штат округа состоял из 500 офицеров и 25 000 солдат всех родов войск (пехота, конница, артиллерия). После окончания службы многие казаки оставались в Маньчжурии, селились вдоль железной дороги и обзаводились хозяйством. Распорядок их жизни оставался таким же, как и на родине: казаки распахивали землю, сеяли и убирали хлеб, держали большие стада. Стоит сказать, что в частях Заамурского округа проходили службу многие известные впоследствии военные, государственные и общественные деятели России. Если раньше Русская духовная миссия в Пекине окормляла в основном местных потомков албазинцев, то с развитием железной дороги все изменилось. Уже к концу 1898 г. православная паства в Китае состояла из 120 русских, живших в Пекине, Тяньцзине и Калгане, и 458 китайцев. В 1902 г. Святейший Синод постановил учредить в Китае самостоятельную епископию, возложив на нее задачу активизировать миссионерскую деятельность. Глава Миссии, архимандрит Иннокентий (Фигуровский), был возведен в сан епископа. Улучшение жизни строителей дороги и их духовное окормление стали важнейшими задачами Миссии. Когда в 1907 г. храмы, расположенные на территории Маньчжурии, перешли в ведение Владивостокской епархии, подворья в Харбине продолжали оставаться в ведении Пекинской миссии. Для железной дороги был необходим административный центр. Место для будущего города определили в треугольнике между трассой КВЖД, рекой Сунгари и ее притоком Ашихэ. Первоначальное название нового поселения — Сунгари — не прижилось. Сами местные жители называли его Харбином, и уже в 1901 г. поселок Сунгари был официально переименован в город Харбин. Происхождение этого названия не выяснено до сих пор, хотя версий и предположений существует множество. Географическое положение Харбина — в самом центре богатой черноземной равнины, на скрещении большого водного пути и железной дороги — оказалось необыкновенно удачным, и город стал развиваться со сказочной быстротой. Труд здесь оплачивался довольно высоко, а руководство КВЖД не жалело денег на строительство новых жилых зданий, школ, больниц и средств связи. Со временем Харбин стал не только форпостом российской восточной политики, армейским и техническим центром, но и проводником русской культуры в Маньчжурии. Здесь давали представления оперный и драматический театры, гастролировали многие знаменитости. Город застраивался по проектам столичных архитекторов и в соответствии с утвержденным в Петербурге планом. По окраинам Харбина селился небогатый люд: в Мостовом поселке — строители Сунгарийского моста, в Алексеевке — извозчики и ремесленники. Для высших чинов администрации дороги возводились особняки. Большая часть жилых домов строилась в Новом Городе. В основном это были двухквартирные одноэтажные дома и двухэтажные здания на 4—6 квартир. Рабочие и служащие окружали свои дома садами и цветниками, стараясь по возможности не вырубать уже растущие деревья. Во многих воспоминаниях встречаются «погреб-ледник во дворе, и сараи-коровники, и, конечно, веранда, на которой при медлительных маньчжурских закатах можно было пить чай с вареньем из всего ягодного, растущего рядом в тайге и малиново-смородиновых палисадниках». По данным первой переписи населения, проведенной 15 мая 1903 г., в Харбине жили 15579 русских подданных и 28338 китайцев. 18 декабря 1900 г. был торжественно освящен Свято-Николаевский собор — первый православный храм в Харбине и во всем Северо-Восточном Китае. Храм, ставший географическим и духовным центром нового города, был заложен весной 1899 г. по проекту петербургского архитектора И.В. Подлевского. «Жемчужиной Харбина» называли его местные жители, считая самой дорогой достопримечательностью города. По легенде, русские мастера построили этот собор на Вологодчине, а затем перевезли в Харбин. Храм был деревянным, из-за темного цвета бревенчатых стен его часто называли «шоколадным». В плане он имел форму креста, его звонница была украшена главами с шашечным покрытием вологодского типа и резными колонками в древнерусском стиле. Строительство КВЖД привело к результатам, неожиданным даже для авторов ее проекта. На пустынных китайских землях возникло «государство в государстве». Приток российского населения, русская духовная и культурная жизнь, стремление наладить русский быт на чужой земле — все это создало феномен Харбина — уникального города, не имевшего тогда аналогов в мире. Во время войны Русско-японской войны (1904—1905 гг.) Харбин оказался ближе всего к передовым позициям. Сюда стекались не только войска. Множество сестер милосердия приезжали в город во исполнение послушания. 23 февраля 1904 г. в Харбине, на квартире епископа Иннокентия, состоялось совещание. Обсуждался вопрос о тяжелом положении раненых и их семей, оставшихся без поддержки. Для оказания помощи было решено учредить «Братство Православной Церкви в Китае» и при нем комитет «для попечения о больных и раненых и нуждающихся воинах и их семей». Возглавил Братство епископ Иннокентий. Был избран строительный комитет для строительства больницы, а через несколько дней утвержден устав Братства. Помимо благотворительной деятельности, которая не ограничивалась помощью русским воинам, а распространялась и на местное население, в задачи Братства входили: организация жизнедеятельности православной общины в Китае, объединение всех православных христиан, живущих в пределах этой страны, а также борьба с нравственными пороками. Решено было издавать свой печатный орган — «Известия Братства Православной Церкви в Китае». Это был самый ранний по времени основания русский журнал, издававшийся в Китае. Его первый номер вышел 25 марта 1904 г. Журнал открывался воззванием епископа Иннокентия. Поредевшее в результате двух войн — Русско-японской и Первой мировой — население Харбина вновь пополнилось после революции и Гражданской войны. Большевистское движение и раньше не находило поддержки в Харбине, но теперь он стал центром активного сопротивления Советам. На Харбинский вокзал приходили эшелоны с остатками колчаковской армии и тысячами русских беженцев. Некоторое время во всех городах и поселках на КВЖД жизнь шла по тем же законам, что и в Российской империи. В Харбине продолжали действовать военные организации, в том числе и казачьи, возглавляемые атаманом Григорием Семеновым, сюда приезжал адмирал Александр Колчак. Здесь выходили русские газеты, действовали русские партии, были русские театры, учебные заведения. Изгнанники чувствовали себя здесь как дома гораздо в большей степени, чем в Париже или Берлине — других центрах русской эмиграции. Но и этой жизни пришел конец. Два страшных удара — сначала японская оккупация, а затем китайская «культурная революция» полностью изменили облик Харбина. Свято-Николаевский собор в ночь с 22 на 23 августа 1966 г. был сожжен хунвейбинами. На его месте в центре Соборной площади сначала был сооружен памятник «героям культурной революции», а в более поздние времена — разбит небольшой скверик с цветочными клумбами. Сегодня русских в Харбине практически нет. Это крупный город Северо-восточного Китая с населением 5,4 миллиона человек. Но и до сих пор этот город называют «Восточной Москвой», а многие его улицы напоминают улицы старинных российских городов.
|