Академик Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН: Пособие "Религии мира" не является альтернативной курсу ОПК
Новое учебное пособие «Религии мира: история, культура, вероучение» подготовлено в конце 2006 года для российских школ. Коллективом авторов руководили академики Александр Чубарьян и Григорий Бонгард-Левин. Ожидается, что в феврале будет напечатан первый тираж учебного пособия. В начале декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий вручил академику Чубарьяну орден святителя Макария, митрополита Московского (II степени), за плодотворную деятельность в качестве члена Научно-церковного совета по изданию «Православной энциклопедии». Первое интервью, в котором Александр Чубарьян рассказал о работе над учебником, он дал газете «Церковный вестник». — Уважаемый Александр Оганович! Прежде всего, разрешите поздравить вас с высокой церковной наградой и поблагодарить за согласие рассказать о новом учебнике. Как вы знаете, эта тема вызывает живой интерес и в то же время некоторую настороженность у читателей «Церковного вестника». Расскажите о том, как возник замысел этого учебника. — Работа над учебником, вернее, учебным пособием, началась еще в 2005 году и шла в течение всего прошлого года. Сейчас эта работа успешно завершена, и буквально в ближайшие дни издательство «ОЛМА-Пресс» выпустит первый тираж нашего пособия. В окончательном виде оно называется «Религии мира: история, культура, вероучение». Началась эта работа по заказу Министерства образования и науки РФ. Перед нами была поставлена задача написать учебник, базирующийся на современных научных знаниях, и при этом построенный на уважении религиозных и этнических традиций нашей страны, написанный уважительно по отношению ко всем нашим религиозным традициям. Религия рассматривалась нами как органическая часть истории и культуры человечества. Это была новая, интересная и не всегда простая задача. Мы не могли опираться на разработки советского времени, в которых доминировал откровенно идеологический подход. С другой стороны, мы не могли ориентироваться на учебные пособия, написанные внутри религиозных объединений. В то же время, в последние годы вышел ряд книг по религиозной проблематике, в том числе и рассчитанных на высшее образование. Наш авторский коллектив стремился учесть и использовать все изданные труды. Авторы должны были использовать новый язык — светский, научный, благожелательный по отношению к разным религиозным традициям, — на котором российские школьники повели бы разговор о религиях мира. — Кто входил в авторский коллектив? — В авторский коллектив входили, во-первых, сотрудники Института всеобщей истории и Института этнологии Российской академии наук, которые профессионально многие годы занимаются изучением различных религиозных традиций, их места в мировой и отечественной истории; во-вторых, сотрудники Российского государственного гуманитарного университета. Кроме того, с нашими авторами работали методисты. Они обеспечивали соответствие нашего пособия современным стандартам, принятым в педагогической практике. В частности, они участвовали в составлении вопросов и заданий к разделам учебника. — Какое место в учебном пособии занимает рассказ о традиционных для России религиях? — Мы стремились максимально учесть конфессиональные традиции нашей страны. Именно поэтому традиционным для России религиям уделено главное место в нашем учебном пособии. Так, глава, посвященная христианству, без преувеличения — самая большая в учебнике, она занимает почти половину его объема. Треть этой главы посвящена истории, культуре, богословию христианства первого тысячелетия нашей эры и еще треть — православию в Византии и на Руси. Причем, раздел о православии в Византии впервые для учебников такого типа введен именно в нашем пособии. Особое внимание уделено нами тому, чтобы раскрыть роль православия в истории и культуре нашей страны. Должен сказать, что мы стремились не просто рассказывать исторические факты, которые, в принципе, школьники знают из других учебных курсов — например, из истории России и Средних веков, — а показать, как религия влияла на ход исторических событий, на культуру нашей Родины в прошлом и настоящем. Отдельные разделы в каждой из глав посвящены изложению основ вероучения соответствующей религии. — В написании этих разделов как-то участвовали представители религиозных организаций? — На протяжении всей работы мы поддерживали самые тесные творческие связи с конфессиональными научными центрами. И хотя напрямую их представители не участвовали в написании глав, мы консультировались с ними, отправляли отдельные главы им на рецензию. С удовлетворением могу отметить, что на окончательный текст нашего учебного пособия мы получили положительные отзывы от Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (на главу «Христианство»), от Совета муфтиев России (на главу «Ислам»), от «Католической энциклопедии» (на главу «Христианство»). — Как ваше учебное пособие и курс, который будет по нему читаться, соотносится с курсом основ православной культуры? — Мы изначально не рассматривали наше пособие как альтернативу курсу «Основы православной культуры». В наших школах всегда преподавалась история России и одновременно всемирная история, начиная с истории древнего мира и по новейшее время. Почему бы так же не преподавать историю и культуру религий мира и наших традиционных религий? С другой стороны, в каждом из курсов существует региональный компонент. Программа, которую наши авторы написали, как раз предусматривает значительное количество часов для регионального компонента, в котором может быть уделено внимание основам православной, исламской или буддистской культуры. Но окончательное решение этого вопроса остается за Министерством образования. — Как будет строиться дальнейшая работа по предмету «Религии мира» и когда предполагается его введение? — Выход в свет нашего учебного пособия не означает немедленного появления в школьной программе такого курса. Это разные, хотя и взаимосвязанные процессы. Сейчас достигнута договоренность с московским Департаментом образования об апробации пособия «Религии мира: история, культура, вероучение» в ряде московских школ, прежде всего гуманитарного профиля. Не исключено, что после этой апробации, после того, как учителя поработают с нашим пособием, возникнет необходимость внести в него какие-то изменения и выпустить второе издание. Что же касается введения соответствующего курса в школьную программу, то это прерогатива Министерства образования. Скорее всего, это будет происходить постепенно.
|