Как мы понимаем святость
С первых дней работы в Звенигороде я ощущал эту работу как свой долг и священную обязанность. Посмотрите, кто здесь трудился прежде нас! Это преподобный Андрей Рублев — крупнейшая фигура своей эпохи, потом «оруженосцы» — мастера Оружейной палаты. Тоже высочайший уровень своей эпохи. В-третьих, это мастера, расписавшие собор. Несмотря на разорение, которому подвергся монастырь в ХХ веке, несмотря на, быть может, поспешную реставрацию, эта роспись производит впечатление высочайшего уровня своей эпохи.
Сегодня Господь призвал потрудиться нас. Независимо от того, как мы относимся к тем или иным иконописным стилям и школам, очевидно, что нам нельзя не соответствовать этому высочайшему духовному и эстетическому уровню различных эпох русской жизни. Конечно, робость охватила нас, когда мы приступили к этой работе.
Но должен сказать, что и открытий на этом пути немало. Звенигород, великий иконописный чин Рублева да и сам монастырь для меня по-настоящему раскрылись только в последнее время, когда я получил возможность увидеть ту огромную просветительскую работу, которую сегодня ведет Саввино-Сторожевский монастырь.
Я не люблю выражение «новая иконография», оно, на мой взгляд, задает неверное направление. С одной стороны, мы работаем в каноне, с другой стороны, мы призваны выражать новые идеи, осмыслять изнутри традиции те духовные реалии, которые раскрываются в современном мире. Канон определяет конкретные особенности, базовые принципы, на которых стоит православная иконопись, но канон не исключает творчества. Иконопись — это визуальный ответ на то, как мы ощущаем Бога, Его присутствие здесь и сейчас. Иконописная программа торжеств — это наш ответ, ответ Церкви на вопрос о том, как мы любим святость, как видим, принимаем и храним благодать, изливающуюся, в том числе и через иконописный образ.
Наша иконографическая программа призвана языком иконы — как миниатюры, так и таких традиционных методов, как стенопись, — осмыслить жизнь преподобного Саввы, рассказать о нем и показать высокое значение его подвига для каждого из нас.
Сегодня мы уже не просто копируем иконы, а учимся мыслить так, как мыслили иконописцы. Только так возможны современные открытия в иконописи, дальнейшее развитие этого искусства. Поэтому большая часть наших работ, в которых мы будем использовать традиционные иконографические приемы, будет совершенно новой по осмыслению.
В рамках программы мы планируем создать более сорока иконографических произведений. В этой работе участвуют люди, живущие в разных городах, но объединенные общим пониманием наших задач и желанием посвятить оставшееся до юбилея время преподобному Савве Сторожевскому.
|