Итоговая декларация международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты -угроза религиозного экстремизма».
Мы, участники Международной научно-практической конференции “Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма”, собравшиеся под эгидой полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Латышева П.М., психологи, психиатры, юристы, богословы, сектоведы, сотрудники МВД РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования, Министерства юстиции, других государственных учреждений, вузов, общественных организаций, центров информирования о деструктивных культах и служители традиционных религий — граждане разных стран, люди разных национальностей, убеждений и вероисповеданий, констатируем угрозу нависшую над некоторыми странами Восточной Европы, и Россией в частности, угрозу правам человека и демократическим свободам, одним из главных источников которой являются тоталитарные секты (деструктивные культы). Бесконтрольная деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов) имеет характер неприкрытой экспансии и наносит непоправимый вред здоровью людей, попирает фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу и государству.
Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.
По мнению участников Конференции, опасность тоталитарных сект заключается, в частности, в том, что их авторитарная структура часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям, в том, что их основополагающая идеология и претензии на абсолютную правоту лидеров в вопросе о “пути к спасению души” соблазняют людей и полностью завладевают теми, кто ищет для себя перемен и новых ориентиров, а также в требовании безоговорочного подчинения своих членов, для чего порой применяются изощренные угрозы.
Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть; срыв школьного и профессионального образования их членов, коренные изменения личности и утрата восприятия действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми. Кроме того, в результате изменений в ориентирах и жизненной идеологии, а также в связи с использованием сектами методов воздействия на психику человека могут возникнуть психосоциальные проблемы.
Отчуждение членов секты от внешнего мира, направленность на внутренний мир, агрессивность против собственных членов и посторонних в фанатическом отстаивании идеологии о спасении души, а также отказ от рационального мышления при этом считаются опасными последствиями. Заложенная в личности человека склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость часто еще усиливаются за счет сплоченного характера такой группировки. Введение в заблуждение путем скрытых методов манипулирования и психологического насилия, а также преднамеренное проникновение этих сект в сферу политики и экономики показывают опасность тоталитарных организаций.
Практика психологического насилия, трудовая и финансовая эксплуатация адептов, их социальная изоляция и тотальные ограничения личной свободы посредством использования методов манипулирования и контроля сознания, нанесения вреда психике и здоровью, ряд смертных случаев заставляют сделать вывод: тоталитарные секты в своей деятельности систематически нарушают Всеобщую декларацию прав человека, в частности:
ст. 3, гласящую: “Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность”;
ст. 4: “Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии;
рабство и работорговля запрещаются во всех видах”, — фактически участвуя не только в преступной торговле людьми, но и часто создавая для своих адептов действительно рабские условия (например, секта “Церковь сайентологии” и др.).
В некоторых сектах практикуется нарушение ст. 5, гласящей: “Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию” (например, “Общество сознания Кришны”).
Нарушение ст. 12: “Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь” (например, неохаризматические секты и др.) — является постоянной практикой тоталитарных сект.
В некоторых же сектах (в частности, в секте Муна) нарушение п.п. 2,3, ст. 16 (“Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства”) получило статус культовой доктрины.
Нарушение ст. 17, гласящей, что “Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества”, является фактической целью создания большинства деструктивных культов. При этом использование методов манипуляций и насилия носит особо изощренный характер.
Используя методы обманной вербовки, информационной изоляции и контроля сознания, эксплуатацию фобий с целью удержания адептов, все тоталитарные секты нарушают ст. 18: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения”, ст. 19: “Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами”, а также п. 2 ст. 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (резолюция 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН): “Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору...”.
Использование психологического насилия при вербовке заставляет констатировать нарушение п. 2 ст. 20: “Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию”.
Социальная изоляция адептов, их абстрагирование от общественных процессов, практикуемое в ряде сект (например, у “Свидетелей Иеговы”), нарушает ст. 21:
“Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей”, а также ст. 29: “Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности” (например, помимо “Свидетелей Иеговы”, ряд неохаризматических сект, “Общество сознания Кришны” и др.).
Жесткая регламентация поведения, использование неоплачиваемого или слабо оплачиваемого труда посредством психологического принуждения нарушают ст. 2 3; “Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечиваю щее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения”, а также ст. 24 и 25.
Ст. 26: “Каждый человек имеет право на образование”, нарушается рядом тоталитарных сект, практикующих практическое лишение адептов и их детей данного права.
Для почти каждой из тоталитарных сект является характерным нарушение ст. 27: “Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами”.
Практика незаконного вовлечения несовершеннолетних прямо нарушает п. 2 ст. 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений: “Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка” и п. 5 той же статьи: “Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию”.
Также деятельность тоталитарных сект нарушает ряд других международных актов и положений национального законодательства Российской Федерации и других стран, цитирование которых не допускает объем данной Итоговой декларации.
Вышеизложенное стало причиной активной общественной и правительственной политики европейских стран и Совета Европы, направленных на защиту гражданских прав от угрозы тоталитарных сект. Осознав, что демократическим принципам угрожает новая опасность, во многом аналогичная, по сравнению немецких сектоведов, с нацизмом, Европа приняла ряд мер, ограничивающих деструктивную деятельность сект.
В связи с этим, а также в связи с более высоким уровнем информированности населения Западной Европы, эпицентр сектантской активности сместился в страны Восточной Европы.
Ошибочный стереотип, что любая культовая группа хороша, так как “несет веру в нечто хорошее”, получил в России и ряде других восточноевропейских стран незаслуженное распространение. Результатом этого стало возникновение очень большого числа деструктивных культов, превысившего их численность в странах Европейского Сообщества.
Исходя из вышеизложенного и на основании решения Ассамблеи Совета Европы от 22.06.1999 г., гласящего о необходимости создания европейской организации для наблюдения за группами религиозного, эзотерического или спиритического толка, что значительно облегчило бы обмен информацией между соответствующими центрами государств-членов, а также о том, что Совет Европы также должен предпринять действия для поощрения создания информационных центров в странах Центральной и Восточной Европы, мы обращаемся:
• К Совету Европы, депутатам Европейского Парламента и руководству FECRIS (Европейской федерации центров исследования и информирования о сектантстве) с ходатайством об активизации деятельности, направленной на защиту гражданских свобод от сектантского тоталитаризма в странах Восточной Европы, и оказании всесторонней помощи антисектантским восточноевропейским организациям, а также о проведении информационной политики,направленной на информирование властей восточноевропейских стран о европейской позиции в отношении опасности тоталитарных сект.
К государственным властям России и других стран Восточной Европы с предложением о принятии жестких мер (в том числе законодательных), по примеру цивилизованных европейских стран (например, Франции, Бельгии и Германии), по ограничению деструктивной деятельности сект. Мы настаиваем на верности позиции Совета Европы, что “реализация права на свободу совести не должно осуществляться за счет прав других граждан”.
К восточноевропейским организациям (общественным, религиозным, научным, частным), ведущим исследовательскую, информационную и реабилитационную деятельность в сфере защиты семьи и личности от тоталитарных сект и психологического насилия: давно назрела необходимость координационного взаимодействия восточноевропейских организаций, которое позволило бы более продуктивно обмениваться опытом, научными разработками, информацией и консолидировано взаимодействовать с национальными властями, Советом Европы и другими международными организациями в разрешении проблемы засилья тоталитарных сект в Восточной Европе. Участники Конференции поддерживают инициативу создания конфедеративной восточноевропейской организации, выдвинутую на Международной научно-практической конференции “Тоталитарные секты — угроза правам человека в Восточной Европе”, прошедшей 8-10 октября 2002 года в г. Винница (Украина), и предлагают своим коллегам в странах Восточной Европы присоединится к данной инициативе.
Мы призываем СМИ предупреждать граждан об опасности деструктивных культов. Только достоверная информация является надежной защитой от обмана и психологического насилия. Мы считаем необходимым более полно освещать на страницах газет, в теле— и радиоэфире не только информацию об опасности сект, но и методы психологических манипуляций и контроля сознания. В свою очередь, мы готовы всячески содействовать СМИ не только в подготовке материалов, но и в случае сектантских попыток задушить свободу слова.
Также мы призываем к сотрудничеству в решении этой острой социальной проблемы все конструктивные силы.
Принято 11 декабря 2002 г., единогласно 303 участниками Конференции, гражданами Российской Федерации, Украины, Федеративной Республики Германия, Канады, представителями 12 епархий Русской и Украинской Православных Церквей.
|