№ 1-2(374-375) январь 2008 / Выставки и конференции

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Старец архимандрит Софроний в России

Имя блаженного Старца архимандрита Софрония (Сахарова) стало известно в России после публикации в Париже книги «Старец Силуан» в середине ХХ века. Эта книга нелегальным путем попала в СССР и произвела потрясающее впечатление на верующий народ и, особенно, на молодежь, которая в середине 70-х годов потянулась в Церковь. Несмотря на то, что распространение духовной литературы было запрещено, книга отца Софрония тайно ксерокопировалась и тысячами экземпляров расходилась в православной среде. Не раз приходилось слышать, как люди, далекие от Церкви, прочитав книгу «Старец Силуан», меняли свою жизнь и становились ревностными христианами. Среди братии Лавры есть такие, которые под влиянием этой книги оставили мир с его суетой и приняли монашество.

Необыкновенный успех книги был обусловлен тем, что в ней рассказывалось не о древнем святом, а о нашем современнике и соотечественнике, который видел Христа и получил дары Святого Духа. Автору удалось создать достоверный духовный портрет старца Силуана, в прошлом простого, полуграмотного сельского мужика, который путем подвижнической жизни достиг духовного совершенства, приобрел великие добродетели смирения, духовной мудрости и любви к Богу и ближнему. У читателя не мог не возникнуть вопрос: кто такой отец Софроний? Как ему удалось так глубоко понять незаурядную личность старца Силуана? Откуда у отца Софрония такая свобода в изложении труднейших вопросов богословия и аскетики?

Если «подобное познается подобным» и только духовный может непогрешимо рассуждать о духовном, то очевидно, что автор книги был достойным учеником своего учителя и сам находился на высокой ступени духовной жизни. Но этим выводом верующие в СССР и должны были довольствоваться, находясь за «железным занавесом». Вплоть до начала 90-х годов невозможно было и мечтать о какой-либо личной встрече с архимандритом Софронием.

Он несколько раз приезжал в СССР, начиная с 1958 года, но общался с узким кругом лиц, которые собирались для духовных бесед на квартире его сестры Марии. Его уже знали в России как духовного писателя, но он оставался малоизвестным как старец и руководитель духовной жизни. Может быть, это обстоятельство и стало главной причиной того, что книга архимандрита Софрония «Видеть Бога как Он есть», с которой в конце 80-х годов познакомился русский читатель, была принята неоднозначно. Эта духовная автобиография Старца была высоко оценена прежде всего монашествующими, Так как в ней Старец со смирением и огромным доверием к читателю описал свой путь покаяния, очищения и освящения нетварным Божественным светом. В книге раскрываются важнейшие положения православной аскетики, указывается путь преображения человека «из тления в нетление, из временности в бессмертие».

Вместе с тем книга была рассчитана прежде всего на западного читателя и написана другим языком, нежели книга «Старец Силуан». Она гораздо сложнее и рациональнее по стилю и требует от читателя определенной богословской и духовной подготовки. Многим это сочинение Старца оказалось, как говорится, «не по зубам». Некоторые монашествующие рассказывали, что в начале иноческого пути приступали к чтению книги «Видеть Бога как Он есть», но, прочитав несколько страниц, закрывали ее, она казалась им слишком сложной. Через несколько лет они возвращались к чтению книги и уже не могли оторваться от нее, потому что как бы завеса спадала с их глаз, и их потрясала духовная сила этого сочинения.

К сожалению, некоторые читатели в России, в том числе известный профессор МДА А.И.Осипов и некоторые идейно близкие к нему священники, отнеслись с недоверием к духовным писаниям архимандрита Софрония и обрушились на него с критикой. Его обвиняли в гордости, тщеславии и даже в духовной прелести. Так, профессор А.И. Осипов писал: «У меня нет никаких сомнений, что этот человек находится в глубокой, причем в очень тонкой, духовной прелести. Для меня это стало очевидным после прочтения его книг “Видеть Бога как Он есть” и “О молитве”… Нужно быть в высшей степени осторожными к писаниям тех, кто пока еще не вошел в сонм бесспорных авторитетов в Церкви. Однако и тут не обходится без “но”. Сегодня наблюдается тенденция к канонизации людей сомнительных. Весь Афон почитает Сахарова как святого. Дух прелести пытаются узаконить подобно тому, как это сделали у себя католики, дойдя до почитания францисков, катарин, терез и так далее». Таким образом, профессор Осипов обвинял не только старца, но и весь Афон в распространении духа прелести. Никаких серьезных богословских аргументов в пользу своего мнения он не приводит. Ему вторил священник Михаил Ходанов, который пытался доказать, что архимандрит Софроний был заражен духом самомнения и мечтательности, свойственным католическим святым. (Впоследствии в студенческом журнале «Встреча» было показано, что Ходанов искажал текст книги старца и неверно перетолковывал ее духовный смысл.) Другой оппонент старца, игумен Игнатий (Душеин), якобы усмотрел догматическую ошибку в названии книги «Видеть Бога как Он есть». Он пишет: «Иоанн Богослов говорит: “Бога не видел никто никогда” (Ин. 1, 18). Увидеть Бога “как Он есть”, т.е. познать Его сущность, невозможно — это догмат Православной Церкви». Автор этой статьи приписал старцу Софронию то, чему он не учил. Старец нигде не писал, что он видел сущность Божию, но что он удостаивался видения Божественного света, Который, по определению Святителя Григория Паламы, есть тот же Бог, но не в Своей сущности, а в Своих энергиях. Старец всегда учил монашеской жизни, которая приводит человека к ведению Бога как Он есть, в то время как академическое богословие, не подкрепленное праведной жизнью, само по себе не приводит к истинному богопознанию, и человек остается с бесполезным для него багажом знаний. Обличителям Старца в духовной прелести можно было бы напомнить слова Святителя Игнатия Брянчанинова, на которого они любят ссылаться: «Прелесть есть повреждение ума человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы — в прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести». И далее: «Верный Слову Божию обуздывает страсти, отражает нападения врага: действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов, выходит из состояния прелести в область истины и свободы, полнота которых доставляется осенением Божественной благодати». Последние слова святителя справедливо отнести к архимандриту Софронию, который сподобился этого осенения, о святости жизни которого свидетельствуют подвижники Святой Горы и множество мирян, получивших от него помощь в трудных жизненных обстоятельствах, а также исцеления от неизлечимых болезней по молитвам блаженного старца.

Как написано у Апостола: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2-е послание к Тимофею, 3, 12). На архимандрите Софронии сбылись слова прп. Симеона Нового Богослова о том, что если кто «подвизаясь, как следует, в заповедях Господних, стал смирен в сердце и в мудровании своем, очистился от страстей и всем проповедует дивные милости Божии, какие явил над ним Бог по неложным обетованиям Своим, как удостоился он увидеть свет Божий и Самого Бога во свете и как разумно познал в себе присутствие и действие Духа Святого и стал одеян благодатью Духа Святого», то появятся восстающие на него, говоря ему: «престань, прельщенне и горделиве! Кто в теперешнее время может сделаться таким, каковы были древние отцы? Кто может видеть Бога?.. Кто может получить благодать Святого Духа в таком обилии, чтоб ради ее сподобиться увидеть Отца и Сына? Перестань, чтоб не быть тебе побиту камнями».

Выступления в церковной печати критиков внесли смущение в церковную среду и замедлили распространение книги в России. Так, игумен одного известного монастыря решил, видимо, что книга содержит какую-то страшную ересь, и повелел братии предать ее огню на монастырском дворе... Но теперь вся эта полемика ушла в прошлое. В 2006 году Свято-Троицкая Сергиева лавра издала книгу «Видеть Бога как Он есть» 10-тысячным тиражом, и никаких новых недоразумений по этому поводу не возникало.

В настоящее время в России изданы все известные на Западе сочинения старца Софрония, которые пользуются спросом, постоянно переиздаются и приобретают все большую популярность. Основными издателями его книг в России отца Софрония являются Свято-Троицкая Сергиева лавра, печатающая свои книги по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и издательство «Паломник». Общий тираж книг архимандрита Софрония, изданных в России, не поддается точным подсчетам. Одной книги «Старец Силуан» было издано в России около миллиона экземпляров.

Большую и важную работу по изучению и распространению духовного наследия архимандрита Софрония по всему миру проводит братство монастыря св. Иоанна Предтечи (Англия). Хочется выразить им особую благодарность за то, что они помогли нам, живущим в России, познакомиться с сочинениями и беседами блаженного старца и услышать его голос в электронных записях.

 Большим недостатком в плане подготовки к будущему прославлению отца Софрония является отсутствие на сегодняшний день какого-либо основательного жизнеописания Старца. Прославление отцов, как известно, совершалось Церковью по трем признакам: святость жизни, святость учения и чудесная помощь людям по молитвам святого. Всем этим признакам вполне удовлетворяет архимандрит Софроний, но народ Божий в России практически ничего не знает о жизни Старца и его благодатной помощи людям. Блаженный Старец Софроний прожил долгую и духовно плодотворную жизнь, достойную внимательного изучения. Хочется надеяться, что пробел относительно жизнеописания в недалеком будущем будет восполнен его духовными детьми и собеседниками, дабы прославлялся Бог наш «дивный во святых Своих».

Архимандрит Софроний, великий молитвенник, богослов и духовный писатель достиг «возраста Христова», когда исчезают какие-либо национальные различия и нет уже «ни скифа, ни иудея, ни эллина». Но Тот факт, что, будучи уже в преклонном возрасте и обремененным телесной немощью, он архимандрит Софроний восемь раз посетил Россию, говорит о том, что он любил свою Родину и свой народ. В Свято-Пантелеимоновом монастыре, насельником которого был отец Софроний, в период гонений на веру в России отношение к Русской Патриаршей Церкви было неблагоприятным. В лице некоторых высших иерархов Русской Православной Церкви афониты видели предателей Христа, лицемерно сотрудничавших с советской властью. Старец Софроний, напротив, не скрывал своего расположения к страждущей Русской Церкви и за это подвергся некоторому преследованию. Его вызвали на собрание братии и потребовали отречения от своих убеждений относительно Русской Патриаршей Церкви. Он молча слушал обвинения и молился, прося у Бога вразумления. Настал момент, когда он услышал в сердце: «Теперь говори!» Когда он начал говорить, его простые, но помазанные силою свыше слова были восприняты всеми как истина, не подлежащая дальнейшему обсуждению. После этого случая отношение к Русской Церкви в монастыре смягчилось.

В годы Второй мировой войны старец часто целые ночи молился за все народы, вовлеченные в кровавую бойню. Но даже в это время молитва с глубоким плачем за гонимых в России занимала среди его молитв особое место. Старец говорил: «Церковь в России — это Церковь во аде».

Когда отец Софроний уехал с Афона во Францию, то вошел в клир Экзарха Русской Церкви. Здесь он также подвергался подозрениям и притеснениям за принадлежность к страждущей Патриаршей Церкви в России. В результате он вынужден был оставить Свято-Сергиевский институт в Париже. Но он твердо стоял на своей позиции и никогда не прерывал духовной связи с Русской Православной Церковью.

Известно, что в 1958 году архимандрит Софроний, впервые приехав в Россию, хотел поступить в братство Свято-Троицкой Сергиевой лавры и просил об этом на приеме Святейшего Патриарха Алексия I. Патриарх обещал дать ответ на следующий день. На другой день Патриарх ответил: «Отец Софроний, я не все могу». В то время советские органы безопасности грубо вмешивались в жизнь Церкви и российских монастырей. В связи с начавшимися хрущевскими гонениями на Церковь власти, конечно, не хотели появления в Лавре отца Софрония, ставшего уже известным на Западе благодаря книге «Старец Силуан».

После развала коммунистического режима в Россию хлынул целый поток самозванных «миссионеров» из США, Европы и Азии, которые пытались расколоть единство Русской Православной Церкви, духовно поработить русский народ, оторвать его от корней родного православия, увлечь его в сети новомодных псевдохристианских учений. В это трудное время в конце своей жизни Старец Софроний призывал чад Русской Церкви неколебимо держаться ее спасительного омофора. Один из русских духовников поделился со старцем Софронием своими сомнениями, вызванными некоторыми негативными явлениями в жизни Русской Церкви. Старец в ответ написал:

«...Умоляю вашу Святыню послушать мой голос, грешного человека: держитесь всеми силами только Патриаршей Церкви. Держитесь даже до “исповедничества” (чтобы не сказать “мученичества”, то есть даже до смерти). Спасение только в Ней. Все другие движения, как бы они ни были благочестивыми по внешнему их явлению, — западня вражия. Через них придет только раскол, ненависть, гибель общая».

Пишу Вам сие с великим сознанием моей ответственности пред Богом и Церковью, искупленной драгоценной Кровию Воплощенного Сына Божия.

Какими бы ни были неизбежные недостатки — Она, и только Она найдет Свой верный путь. Так говорил в свое время Иоанн Златоуст; так говорил преподобный Серафим Саровский. Так мыслят все подлинно боящиеся погрешить подвижники всех родов».

Старец говорил, что Дух Божий извещает его об истинности его слов относительно Русской Церкви и ее Богоданного Патриарха. «Русская Церковь пережила исключительное истощание в страданиях за имя Христово. И этот факт приводит к тому, что теперь перед Русской Церковью ставится вопрос о совершенстве, исходя из извечного закона духовного: “Полнота истощания предваряет полноту совершенства”».

Эта любовь старца к православному русскому народу и Русской Православной Церкви, конечно, не может остаться безответной. Многие монашествующие и миряне призывают имя старца Софрония в своих молитвах и надеются на скорую его канонизацию. В России уже имеются опыты написания икон отца Софрония в надежде на будущее его всецерковное прославление.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 19(368) октябрь 2007



№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007



№ 1-2(374-375) январь 2008

Старец архимандрит Софроний в России


№ 3(376) февраль 2008



№ 4(377) февраль 2008



№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 10 (359) май 2007


№ 24(349) декабрь




№ 20(345)октябрь



№ 13-14 (336) июль 2006


№ 22 (323) ноябрь 2005


№ 11 (312) июнь 2005



№ 3 (304) февраль 2005



№ 11 (288) июнь 2004


№ 8 (285) апрель 2004




№ 23(276) декабрь 2003




ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика