Пасхальная открытка
С 3 по 29 апреля в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства прошла выставка пасхальной открытки. В основу экспозиции положены частные коллекции открыток Арсена Мелитоняна, Виктора Петракова, Ростислава Полчанинова (Нью-Йорк, США), Павла Цуканова, Савелия и Елены Шиманко.
Многие церковные обряды и народные традиции стали сюжетами для пасхальных открыток. Христосование, торжественный крестный ход, праздничный стол с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой. Над пасхальными сюжетами трудились известные и ныне забытые художники. Пасхальные открытки издавались по эскизам Л.Бакста, А.Бенуа, И.Билибина, Б.Кустодиева, В.Маяковского, А.Остроумовой-Лебедевой, И.Репина и многих других.
Об истории почтовой открытки в дореволюционной в России рассказывает коллекционер Елена Шиманко: «В 1874 году на почтовом конгрессе в Берне (Швейцария) представители 22 государств учредили Всемирный почтовый союз и подписали всеобщую почтовую конвенцию. В основу этого документа легло единство почтовых тарифов и такс, свобода пересылки транзитной почты и многие другие положения, которые устраняли помехи, мешающие развитию международного почтового обмена. В частности, был установлен международный стандарт открытого письма размером 90 на 140 мм, просуществовавший полстолетия. Иллюстрированная почтовая карточка шагнула сначала в быт горожанина, а затем и сельского жителя. Ее популярности способствовали и низкая цена, и то, что с ее помощью можно было отправить красочно оформленное поздравление с праздником своим близким, родным и друзьям. Кроме того, такие карточки можно было еще и коллекционировать.
Широко распространенное в Европе открытое письмо вошло в моду и в России. Открытки издавали и с благотворительными целями. Например, община св. Евгении при Красном Кресте занималась изданием открытых писем. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила 6406 названий открыток разнообразного содержания. Самые красивые из них — пасхальные».
Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись художником Б.В. Зворыкиным.
Но сколько бы не выпускалось открыток в России, их все равно не хватало. Ведь каждому хотелось подарить своим родным и близким оригинальный рисунок. Поэтому пасхальные открытки завозились и из других стран, чаще всего из Германии и Австрии. Только на этих картинках вместо золотых куполов православных храмов были изображены башенки протестантских кирх. Кстати, традиция изображать на пасхальных открытках кроликов тоже пришла к нам с Запада.
Особое значение пасхальные открытки имели для русских людей, оказавшихся за пределами нашей страны. Они бережно сохраняли традиции, связывающие их с Родиной.
В 20-х годах за границей печаталось большое количество эмигрантских открыток с художественными репродукциями и очень мало поздравительных. Из примерно трехсот открыток берлинской издательницы О.Дьяковой известно только четыре пасхальных и несколько репродукций на пасхальную тему. И те и другие — без надписей «Христос Воскресе». Без этой надписи в Югославии и в Дании были выпущены и открытки с репродукцией картины великой княгини Ольги Александровны «Пасхальный стол».
Одним из центров изготовления и распространения открыток в более поздний период стал Париж, где изготавливались открытки штучной работы.
За кисть подчас брались люди, не являющиеся профессиональными художниками. Одним из таких жанровых мастеров стал Константин Николаевич Подушкин, бывший ротмистр 18-го гусарского Неженского полка. Оказавшись в Соединенных Штатах после Второй мировой войны, он успешно занимался открыточным делом.
Другой известный представитель этого жанра — архимандрит Киприан (Пыжов). Кроме 78 рисунков для открыток и рисунков для складных карточек, он расписал 14 храмов, а его картины были представлены на выставке, проходившей в Свято-Троицком монастыре.
Первые три пасхальные открытки отца Киприана были выпущены издательством Свято-Троицкого монастыря в начале 1954 года. Они были с закругленными углами, без подписи автора и имели номера. В конце 1954 года появились еще три открытки с номерами, две из которых подписаны инициалами ИК.
После возведения игумена Киприана в сан архимандрита в 1960 году он начал ставить на некоторых своих открытках инициалы А.К., а с 1962 года указывать дату. На пасхальной открытке 1963 года архимандрит Киприан изобразил, по его словам, крестный ход таким, каким он должен быть, а не таким, каким его изобразил художник Перов.
Кроме работ К.Н. Подушкина и архимандрита Киприана на выставке представлена также продукция издательств А.Яременко, Н.Мартьянова и др.
Фонды музея декоративно-прикладного искусства удачно дополняют экспозицию выставки. На выставке также демонстрировалась коллекция колокольчиков Ольги Поповой.
|