№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Современное Старообрядчество

Старообрядческие общины сильно пострадали в советское время. За свою историю они уже привыкли к периодическим гонениям и административному давлению, однако в ХХ веке им пришлось считаться с новым фактором, от которого большинство из них никак не могло себя защитить. Строительство "новой жизни" безжалостно разрушало традиционный старообрядческий бытовой уклад, по которому они жили из поколения в поколение. Приспособиться к новым условиям им было очень тяжело, поэтому многие элементы их культуры ныне утеряны. В результате семидесятилетних гонений некоторые старообрядческие согласия - "филипповцы", "нетовцы", "странники" и другие - оказались на грани исчезновения.

Возрождение старообрядческих общин началось в конце 80-х - начале 90-х годов. Оно затронуло как "поповские", так и "беспоповские" согласия. Из первых сейчас наиболее многочисленно Белокриницкое (Русская Православная Старообрядческая Церковь - РПСЦ) и бывшее "беглопоповское" (Русская Древлеправославная Церковь - РДЦ). Из "беспоповских" согласий самыми многочисленными являются "поморцы" и "федосеевцы".

 

Старообрядцы, приемлющие священство ("Поповцы") 

Белокриницкая иерархия включает в себя две независимые друг от друга юрисдикции: Русскую Православную старообрядческую Церковь (РПСЦ) и Белокриницкую старообрядческую митрополию в Румынии.

В Румынии русских старообрядцев называют "липованами".  Липованскую Церковь ныне возглавляет митрополит Леонтий. Наряду с православием, липованское Белокриницкое старообрядчество является в Румынии второй государственной религией. Старообрядческие священники в Румынии получают зарплату от государства так же, как и священнослужители Православной Церкви. В Ясской духовной семинарии существует специальное старообрядческое отделение для обучения липован.

Возрождение РПСЦ в России связано с именем митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева). При нем был возрожден монастырь в с. Белая Криница (Черновицкая область, Украина). С 7 по 14 ноября 1996 года здесь проходил Всемирный старообрядческий Собор под председательством митрополитов Московского Алимпия и Белокриницкого Леонтия. На Соборе присутствовали 6 архиереев, более 50 священников и множество мирян. 11 ноября 1996 года Собором был причислен к лику святых митрополит Амвросий (Паппа-Георгополли) - бывший Босно-Сараевский митрополит, в 1846 году перешедший в старообрядчество и положивший начало Белокриницкой иерархии.

РПСЦ - лидер среди старообрядцев по численности, а также по количеству периодических изданий. С 1990 года возобновлено издание журнала "Церковь", выходившего до революции. Вышло уже шесть номеров. Журнал издается на качественной бумаге, с множеством цветных фотографий. В нем печатаются статьи об истории и современной жизни старообрядцев, причем стоит отметить, что в этих публикациях отсутствует чрезмерная тенденциозность в отношении Русской Православной Церкви.

С 1995 года Тверская старообрядческая община в Москве (РПСЦ, храм Свт. Николы) издает журнал "Духовные ответы". Всего вышло 17 выпусков. Это черно-белое издание; его статьи также посвящены как истории, так и современному состоянию старообрядчества. Стиль изложения в нем можно назвать умеренным.

Газета "Старообрядец", выходящая в Нижнем Новгороде под редакцией С.В. Рудакова, - очень интересное явление современного старообрядчества, так как это газета рассказывает о жизни всех старообрядческих согласий за исключением единоверцев.

Любопытным фактом в истории РПСЦ стало присоединение к ней в 2002 году архиерея греческой старостильной Церкви Антония (Герцога). По происхождению он немец, родился в Австрии в 1949 году в семье католиков. В 1975 году он перешел в протестантизм. В 1993 году через миропомазание присоединился к греческой старостильной Церкви, а в 2000 был рукоположен в епископа Германского. В 2002 году его приняли первым чином в РПСЦ и рукоположили в епископа Аугсбургского и всея Германии.

31 декабря 2003 года умер митрополит РПСЦ Алимпий. Похоронен он был 4 января 2004 года в архиерейской усыпальнице Рогожского кладбища. В связи с кончиной владыки Алимпия телеграммы со словами соболезнования были получены от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и от главы Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

9-11 февраля 2004 года в Покровском кафедральном соборе РПСЦ состоялись заседания Освященного Собора РПСЦ, а 9 февраля - избрание нового Предстоятеля, которым стал митрополит Андриан (Четвергов).

С приходом митрополита Андриана открылась новая страница в истории РПСЦ. За свое недолгое управление епархией, владыка Андриан уже успел проявить себя как деятельный и инициативный иерарх. В 2004 году был возрожден Информационно-издательский отдел, на Рогожском кладбище открылось Духовное училище. Митрополит Андриан часто совершает поездки по епархиям, где встречается как с гражданскими властями, так и с иерархами Русской Православной Церкви.

"Новозыбковская" иерархия. Часть старообрядцев-"поповцев" не приняла Белокриницкую иерархию. Это согласие старообрядцев оставалось "беглопоповским", так как и после появления Белокриницкой иерархии продолжало принимать "беглых" священников из Греко-Российской Православной Церкви. В 1923 году к "беглопоповцам" присоединился обновленческий архиепископ Саратовский Никола (Позднев). Он совершал только священнические хиротонии, не дерзая единолично поставлять епископов. В 1929 году из "иосифлянского раскола" (не поминающих Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия) к "беглопоповцам" присоединился единоверческий епископ Свердловский Стефан (Расторгуев). После присоединения епископа Стефана были поставлены первые "беглопоповские" епископы. Так получило свою иерархию еще одно согласие старообрядцев-"поповцев", образовавшее Русскую Древлеправославную Церковь. Другое название этого согласия - "новозыбковцы", так как их административный центр находился в г. Новозыбкове Брянской области.

До 2002 года Предстоятель РДЦ архиепископ Александр (Калинин) носил титул Древлеправославного Архиепископа Московского и всея Руси. Однако 3 марта 2002 года произошло уникальное в старообрядческом мире событие. Освященным Собором РДЦ архиепископу Александру был присвоен титул Древлеправославного патриарха Московского и всея Руси. Полномочий патриарха за архиепископом Александром не признали ни иные старообрядческие согласия, ни Русская Православная Церковь, ни Министерство юстиции РФ.

Помимо РПСЦ и РДЦ в России представлены еще две старообрядческие иерархии - это Древлеправославная Церковь России (ДЦР) и Славяно-Грузинская Древлеправославная Церковь. Все они откололись несколько лет назад от "новозыбковцев" (РДЦ), и число их прихожан незначительно.

 

Старообрядцы, не имеющие священства ("Беспоповцы")

Центром современного "беспоповства" является Прибалтика. Благодаря многочисленности их общин Латгалию - восточную часть современной Латвии - даже называют старообрядческой "северной Фиваидой".

Древлеправославная Поморская Церковь. Наиболее многочисленное и организованное на сегодняшний день согласие старообрядцев-"беспоповцев" - это "поморское" согласие, или Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ). Общины "поморцев", также как и других "беспоповцев", управляются наставниками, выбираемыми общиной. В Москве центр ДПЦ находится на Преображенском кладбище. "Поморцам" принадлежит часть храма Свт. Николы, другую часть которого занимает община Русской Православной Церкви.

Примечательные события происходили несколько лет назад в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине. Ее наставник Иоанн Миролюбов, выпускник Московской духовной академии со степенью кандидата богословия, начал склонять общину к переходу в Единоверие. Рижская община - самая многочисленная поморская община в мире (20 тысяч прихожан), поэтому вспыхнувший в ней конфликт привлек внимание всех старообрядцев. После долгих споров Миролюбов и его сторонники покинули общину. С недавнего времени И.И. Миролюбов работает секретарем Комиссии по делам старообрядных приходов  и взаимодействию со старообрядцами при ОВЦС МП.

"Федосеевцы". Некогда многочисленные общины последователей Феодосия Васильева ныне весьма поредели. В Москве центр "федосеевского" согласия, также как и "поморского", находится на Преображенском кладбище, где располагается "федосеевский" мужеско-женский монастырь.

Современное единоверие. В настоящее время в лоне Русской Православной Церкви находится около 20 единоверческих приходов. Из них только три не закрывались в советский период. Один из храмов находится на территории России - в с. Малое Мурашкино Нижегородской области, а два других - в Латвии и Украине.

Самый известный в настоящее время единоверческий приход - это община храма Архангела Михаила в с. Михайловская Слобода (Московская обл.), окормляемая игуменом Иринархом (Денисовым).

 

* * *

Современное старообрядчество не представляет собой единое целое. Можно говорить о некотором противостоянии потомственных старообрядцев, благожелательно относящихся к Русской Православной Церкви и неофитов, пытающихся увеличить разрыв между нами. Несмотря на это диалог со старообрядчеством следует продолжать, так как старообрядцы сохранили до нашего времени наследие старой Руси, преемниками которой являемся и мы. Будем молиться о духовном единстве русского народа.

Подготовил Евгений Юферев

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007







ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика