№ 20 (393) октябрь 2008 / Епархии и приходы

Следующая статья...»

Земля и вера народа луораветлан

Если речь заходит о Чукотке, то самыми первыми ассоциациями у большинства скорее всего будут олени, тюлени и населяющие эту землю наивные и легковерные аборигены. Но соответствует ли реальная Чукотка этим примитивным стереотипным представлениям о  ней, и так ли простодушны коренные жители самого отдаленного от центра российского региона? Побывавший на Чукотке миссионер рассказывает о своих впечатлениях и о том, как протекает церковная жизнь в приходах автономного округа.

 

История

До Чукотских земель все доходило в последнюю очередь: власть государева и советская, технические новшества и свежие газеты. Вот и Православная чукотская миссия была учреждена только в 1879 году. Как известно, коренное население Чукотки исторически никогда окончательно так и не подчинилось Российской империи, и лишь в 1930-е годы всей мощью коллективизации было сломлено сопротивление кочевых чукчей и коряков. Отдельные семьи прятались в тундре до 60-х годов. Одним из следствий этого явилась крайне малая христианизация чукчей, эскимосов и прочих народов палеоазиатской семьи (в отличие, скажем, от якутов и эвенов).

До середины XIX века проповедь христианства в этих местах велась только через часовню Анюйской крепости, куда приезжали миссионеры. Они не знали языка и обычаев чукчей, проповедовали через переводчиков, которые были не знакомы с основами православия, за крещение ими предлагались подарки, что дискредитировало само Таинство, и т.п.

Деятельность Чукотской духовной миссии не оставила практически никакого следа. В 1905 году уездный начальник писал в донесении: «Распространение христианства среди прианадырских чукчей идет весьма медленно и не имеет никаких устоев, кроме обрядовой стороны крещения». В  последующие десятилетия ситуация, разумеется, не улучшилась.

Крайне негативную роль сыграла тотальная алкоголизация коренного этноса. При советской власти было введено воспитание детей оленеводов и китобоев в интернатах, в отрыве от семьи. Это разрушило традиционный уклад жизни береговых и кочевых эскимосов, чукчей и коряков. Люди начали забывать историю своего народа. Тем не менее сегодня почти половина из 15 тысяч чукчей говорит по-чукотски, а в национальных селах это основной язык общения.

В 1990 году Священный Синод учредил Магаданско-Камчатскую епархию и, временно, Сахалинскую. Первым населенным пунктом, в котором был открыт православный приход, стал поселок Провидения, вторым — столица края, город Анадырь. На 2008 год в Чукотском автономном округе (ЧАО) существует 19 православных приходов.

Два последних десятилетия, наряду с православными приходами, на Чукотке активно действовали протестантские и неохаризматические религиозные организации. Они привозили гуманитарную помощь, совершали челночные рейды в самые отдаленные поселки округа, создавая там свои миссии (например, с 1992 года существует «Церковь Новая Жизнь» в Певеке, Билибине, Биллингсе). «Целевой аудиторией» иностранных миссионеров является, в основном, коренное население Чукотки. Русское большинство Чукотки не видит себя в перспективе постоянными жителями региона и обращено в своих устремлениях в центральные районы страны. Проживание в ЧАО расценивается ими как период тяжелой работы, после которой должен последовать переезд в теплые места. Да и крестить детей они предпочитают поближе к бабушкам-дедушкам на материке.

 

Праздник

в заливе Креста

От Анадыря до поселка Эгвекинот по морю примерно 250 км. На пароходике «Капитан Сотников» этот путь занял 17 часов. Болтанка полночи, нетрезвая компания в пассажирском салоне и телевизор со старыми фильмами, который не выключался до утра. Несмотря на отсутствие пропуска в погранзону, претензий ко мне не было. Капитан мельком взглянул на командировочное удостоверение от епархии и пропустил на берег.

На причале меня встречал староста Крестовоздвиженского храма, Александр Иванович. Литургия была объявлена «по прибытии “Сотникова”» — получилось, в 11.00.

Собралось человек 15, и почти все причащались (службы не было больше двух месяцев, на Престоле еще плащаница лежала с Пасхи). Храм — двухкомнатная квартира в пятиэтажке. Одна комната поделена на алтарь и трапезную часть храма, другая — небольшая комнатка для священника. В 2004 году Чукотская торговая компания начала строить каменный храм. По дороге из порта мы проезжали это место: стены и крыша уже построены, леса стоят — видимо, работа движется.

Все отметили солнечную, теплую погоду, что объяснили историческим событием — в залив Креста впервые в истории прибыл ковчег с частицей Животворящего Креста Господня. Ковчег со святынями передан в дар и благословение Дальнему Востоку Cвятейшим Патриархом Алексием, и кроме Хабаровска и Анадыря побывал уже на самом восточном приходе Чукотки в пос. Лаврентия.

Сразу договорились о ближайших службах — на Происхождение Честных Древ и на следующее воскресение.

В этом году исполняется 280 лет со дня открытия залива. Название поселка — Эгвекинот — происходит от чукотского «острые камни». На черных вулканических сопках, которые плотным кольцом окружают поселок, действительно видны обнажения твердой породы острой пирамидальной формы. А залив получил свое название оттого, что был открыт Витусом Берингом в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Рядом с поселком Полярный круг пересекается со 180-м меридианом. Правее по карте — уже Западное полушарие.

 

Чукотские дороги

Запись из августовского дневника: «Чудесное времечко сейчас на Чукотке — солнечно, сухо, прохладно. Синее облачное небо, море. Тундра порыжела от заморозков, листья голубики и брусники — ярко-красные, а у шикши — еще зеленые. Ясный чистый воздух. В Белгороде такая красота ближе к концу октября начинается, а здесь вот сейчас. Этакий осенний бонус… Вверх по реке Анадырь, к селам Усть-Белая, Краснено и Снежное, ушла в рейс самоходная баржа “Мадина”. Вместе с капитаном В.А. Курочкиным отправлена собранная за последние месяцы детская одежда и игрушки. Капитан “Мадины” уже 10 лет помогает православным прихожанам анадырских храмов переправлять теплые вещи детям из малоимущих семей коренных жителей Чукотки перед началом холодов».

Всего на попечении государства находятся 650 детей жителей Чукотского автономного округа. Органы опеки испытывают затруднения с подбором семей воспитателей. Списка желающих просто нет, поэтому рады каждому кандидату. Немалая часть семей воспитателей на Чукотке —  православные христиане, хотя есть и пятидесятники, евангелисты. Для многих семей воспитание приемных детей — это еще и возможность хоть какого-то заработка. Государственная дотация составляет около 14 тысяч рублей на каждого ребенка, и в ближайшее время будет повышаться. Опекуны и дети пользуются всеми социальными льготами по летнему отдыху, бесплатному проезду в центральные районы страны, снабжению канцелярскими товарами.

Анадырские прихожане с начала 90-х ежегодно собирают помощь для деток из дальних сел. Закончится навигация, и в течение 8–9 месяцев только зимник или вертолет будут связывать эти точки на карте с городом. Здесь никто не переживает, если неделю-другую «нет погоды». Своеобразный рекорд был зафиксирован, когда люди не могли выбраться из отдаленного поселка более месяца. Но и к дороге нужно быть готовым всегда — оказия может подвернуться в любой момент.

Вот и со мной в Эгвекиноте вышла история. Собираюсь отплывать на углевозе «Абакан» на Анадырь, поэтому спокойно назначаю за день до этого службу на Преображение. Служим себе спокойно. Паремии только прочитали, вдруг — звонок. Сообщают, что через полчаса уходит вертолет —  санитарный рейс в поселок Нулингран с заходом в бухту Провидения. Мгновенно собираюсь и мчусь на аэродром. Служба продолжается мирским чином. На аэродроме в последний момент выясняется, что больной не тяжелый, поэтому в бухту Провидения захода не будет. К радости прихожан, возвращаюсь как раз к полиелею — значит, Литургия все же состоится. А мне все же придется давать круг через Анадырь (это как из Москвы ехать в Ярославль через Тулу). Но транспортные схемы на Чукотке причудливы.

Таковы дороги, таковы люди чукотские, христиане по духу, добрые и отзывчивые. Иначе в этом климате невозможно выжить. И вовсе они не «чукчи», герои сомнительных анекдотов. Самоназвание этого народа — луораветлан, что значит «настоящие люди».

 

О вере

Как-то крестил чукотского жителя Михаила из села Канчалан. Приход в Канчалане есть, а священника нет. Вернее, был, да сплыл — ушел к «диомидовцам». Теперь жители за религиозной надобностью ездят с оказией в столицу округа. Вот и Михаил на лодке-моторке приехал с братом за 100 километров в больницу. Мы с ним три раза встречались, беседовали перед совершением Таинства. Символ веры, молитву Господню изучали. Но в тот день, на который крещение было назначено, он не пришел. На мой вопрос   «почему?» Михаил ответил, что очень боится Бога обмануть — пообещать Ему праведную жизнь, а потом снова согрешить, так как чувствует в себе множество грехов. В  итоге Михаил все же крестился и уехал обратно в поселок.

В другой раз из Канчалана приехали на «заочное отпевание» утонувшего подростка. Парнишка чукотский 15 лет, Серафимом звали. Мать плачет, говорит, что самый хороший был из всех ее детей — не пил, не курил, матом не ругался. Собрался на рыбалку (был нерест кеты), сказал, что не хочется идти, но надо. Рыбалка — большая статья дохода в семьях коренных северных народов.  Прочитал «Отче наш» перед выходом, пошел и утонул на рыбалке. Батюшки в поселке нет, а они люди верующие, и не могли оставить паренька без христианского погребения. Я сказал, как мог, что, возможно, Господь его по любви уберег от зла и грязи этого мира…

Вот показатель веры и простоты людей местных. Русские с Чукотки будут уезжать все равно. Те, кто приедет, также будут планировать тихую жизнь на пенсии в церковно-благополучном Краснодарском крае. А 15 тысяч местных жителей отсюда никуда не уедут. Вот они и должны быть главной целью для миссионерских действий чукотского духовенства.

Традиционной для Православной Церкви «Кирилло-Мефодиевской» традицией является использование местных языков для проповеди Евангелия. Мало закупить переведенное на чукотский язык Евангелие от Луки. Нужно самому перевести хотя бы часть Литургии и совершать ее, как это делал когда-то св. Иннокентий, митрополит Московский, для алеутов. Есть села, где пожилые люди почти не говорят по-русски.

Жаль, что нет пока добровольцев, которые посвятили бы себя долгосрочной миссионерской работе в этих краях, хотя около тридцати семинарий, несколько богословских институтов и четыре академии ежегодно выпускают сотни образованных молодых и активных христиан. 

Очень важно поэтому рукополагать в священный сан коренных жителей Чукотки, а для этого — организовать хорошую молодежную работу, выявлять толковых ребят. Необходима разработка катехизаторской методики с учетом национальных особенностей и образа жизни оленеводов и охотников, так как 80% коренных жителей Чукотки проживают вне городов. Для этого возможна организация мобильных рабочих групп (передвижных миссионерских станов) для длительного (не менее 1-2 месяцев) изучения ситуации непосредственно на местах.

Актуально и включение в состав миссий волонтеров с навыками работы в группах по освобождению от зависимостей (или, по крайней мере, предварительный тренинг для них).  Вот такие «наполеоновские» планы… Осуществятся ли они?

Анадырь-Белгород

   

   

  Иеромонах Агафангел (Белых)  

Следующая статья...»

№ 4 (329) февраль 2006


№ 10 (359) май 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 20 (393) октябрь 2008
Земля и вера народа луораветлан


№ 9 (334) май 2006





№ 8 (333) апрель 2006


№ 4 (329) февраль 2006


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика