Реформа духовного образования: цифры и факты
Реформа духовного образования является одним из важных направлений деятельности Русской Православной Церкви в настоящее время. Особенностью реформы является ее последовательность и открытость. К участию в разработке всего объема документов и нормативных актов реформенного процесса привлекаются специалисты из центральных и региональных духовных учебных заведений, а также консультанты из светской высшей школы. Положения реформы проходят обсуждение и доработку на заседаниях Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви. Особое попечение об образовательной реформе имеет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
Вопрос реформы Духовной школы впервые был поднят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1989 года. Собор принял Определение о необходимости обеспечения высшего богословского образования для пастырей Церкви на базе Духовных семинарий. На момент работы Собора в Русской Православной Церкви было две академии и три семинарии. В начале 90-х годов основное внимание Церкви было обращено на открытие новых духовных учебных заведений. Параллельно велось обсуждение перспектив совершенствования учебного плана и программ семинарии.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к Архиерейскому Собору 1994 года был разработан документ, определявший задачи Церкви в области богословского образования. Положения данного документа вошли в специальное Определение Собора. Архиерейский Собор подтвердил необходимость разработки нового стандарта высшего богословского образования для применения в Духовных семинариях и богословских факультетах с учетом дореволюционного опыта духовной школы, а также наработок современных отечественных и зарубежных богословских учебных заведений.
2 октября 1997 года Священный Синод утвердил представленный Учебным комитетом новый типовой Учебный план Духовной семинарии, а также проекты типовых академического и семинарского уставов. Согласно принятому направлению реформы семинария была преобразована в пятилетнее высшее учебное заведение. В учебный план семинарии были возвращены гуманитарные дисциплины, удаленные из него в годы хрущевских гонений.
Особое внимание в процессе разработки нового образовательного стандарта было уделено объему и месту гуманитарных предметов в образовательном процессе. Был учтен дореволюционный опыт реформ духовного образования, а также современные учебные планы зарубежных православных богословских учебных заведений. Главной целью совместной работы церковных ученых и педагогов-методистов стала разработка такого образовательного стандарта, который позволит Церкви за пять лет подготовить образованного и вместе с тем укорененного в православной традиции кандидата к принятию священного сана.
Согласно новому учебному плану в семинарии стали изучать традиционные для высшей школы и духовного образования гуманитарные предметы (педагогику, литературу, правоведение, философию, риторику, стилистику), при этом количество часов по богословским предметам было увеличено. Также благодаря реформе в семинарскую программу были введены такие предметы богословского и церковно-исторического круга как миссиология, история Поместных Церквей, церковное искусство, Апологетика и пастырское богословие.
После осуществления в 2003 году первого выпуска семинариями, перешедшими на пятилетний срок обучения, естественным продолжением реформы семинарского образования стал переход духовных академий на трехлетний срок обучения. Академии стали учебно-научными центрами по подготовке преподавательских, научных, исследовательских и административных кадров для системы духовного образования, церковно-научных центров, синодальных и иных церковно-административных учреждений. Обучение в академиях стало специализированным, трехлетним, осуществляемым по 4-м отделениям (богословскому, библейскому, историческому и церковно-практическому). Значительное время выделяется специализированным и авторским курсам, отражающим лучшие достижения церковной науки и актуальную проблематику церковной жизни. Повышение уровня научной работы в академиях стало возможным исключительно благодаря существенному повышению уровня образования в семинариях.
Пресс-служба МДА
|