№ 13-14 (290-291) июль 2004 / История

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Новые открытия о жизни преподобного Серафима Саровского. Часть II

Строительство храма в Курске 
Как известно, родители преподобного Серафима построили в Курске Сергиево-Казанский собор, прекрасно сохранившийся до нашего времени.
Семья Машниных жила рядом с церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1751 году церковь сгорела, и на ее пепелище была обнаружена чудом уцелевшая от огня храмовая Казанская икона Божией Матери. Было принято решение на этом месте построить Сергиево-Казанскую церковь, но уже каменную, в память о старом престоле и чудесно обретенной храмовой иконе. Горожане решили строить такой храм, который мог бы впоследствии стать кафедральным собором. Пока неизвестно, кто проектировал собор, однако специалисты Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева отрицают участие в этом Растрелли или его учеников. Денежные средства были предоставлены Карпом Ефремовичем Первышевым, каменный дом которого стоит в Курске и поныне. Исидор Иванович Машнин выступил в роли руководителя строительных работ.
В 1833 году Сергиево-Казанский храм становится, как и планировалось, кафедральным собором г. Курска. Однако в 1760 году, когда уже была построена нижняя церковь с престолом во имя преподобного Сергия, благочестивый строитель Исидор Иванович Машнин скончался.
Свое состояние он передал своей жене Агафии Фотиевне и поручил ей довести дело построения храма до конца. В 1778 году храм был окончательно отделан, а освящен 22 октября/4 ноября, в день празднования иконы Казанской Божией Матери. Работа была выполнена настолько качественно, что семейство Машниных приобрело особое уважение среди жителей Курска.
Агафия Фотиевна много помогала бедным, особенно сиротам и неимущим невестам. В течение многих лет она продолжала постройку Сергиевской церкви и лично наблюдала за работами. Часто она брала с собой и Прохора. В период с 1772 по 1776 годы, когда, предположительно, уже принялись за работу штукатуры, маляры и живописцы, Прохор мог активно помогать Агафье Фотиевне в строительстве храма (тогда ему было от 18 до 22 лет).
Что Прохор был избранником Божиим от своего рождения — это видели все духовно развитые люди, и не могла не почувствовать его мать. Во всех первых «Сказаниях» о жизни преподобного Серафима присутствует описание следующего случая: «Во время строения храма однажды Агафия пошла на церковное здание, взявши с собою и сына своего, которому было тогда около семи лет, — и как взошла на здание, то он, отлучась от нея, по детской неосторожности упал с высоты здания на землю». Испуганная мать думала увидеть своего сына разбитым до смерти, но, к несказанной своей радости и величайшему удивлению, увидела Прохора целым и невредимым». 
Часто говорят об этом факте, и во многих житиях старца Серафима написано, что Прохор упал с колокольни. Однако первое упоминание о колокольне появилось в «Житии» 1863 года издания Саровского монастыря и историческим источником служить не может.
В 1761 году — именно этим годом датируется падение юного Прохора — колокольни еще не существовало. Во-первых, Сергиево-Казанский храм строился для скорейшего начала богослужения, а не для звона колоколов на пустом месте. Во-вторых, нижний храм собора во имя преподобного Сергия Радонежского был освящен в 1762 году. Тем не менее, факт падения «с высоты здания» присутствует, и, какая бы эта высота ни была, в спасении явно усматривается Божий промысел. 
Образование
В книге иеромонаха Сергия «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника», 1841 года издания, читаем: «По времени отрок Прохор отдан был для обучения чтению и письму. Он был прилежен и показывал остроту ума».
Прохор проходил обучение при церкви по Псалтири. При желании и способностях этого было достаточно, чтобы стать грамотным человеком.
Единственный автограф, как предполагается, именно отца Серафима, можно видеть под портретом старца в издании Саровской пустыни 1863 года, где довольно неуверенной рукой выведено «Иеромонах Серафим». Возможно, автограф взят из неизвестного монастырского дела. Однако найти оригинал не удалось.
В Центральном государственном архиве Республики Мордовия был найден автограф отца Серафима, представляющий собой черновик письма на имя иеромонаха Питирима. Обнаружен он был в деле «О представлении Его Преосвященству Виктору, епископу Владимирскому и Муромскому, для пострижения в монашество находящихся здесь в рясофоре Гедеона, Анастасия, Исаакия и Серафима: 1785 году». Владение слогом и пером свидетельствуют о грамотности автора.
В 1783 году Святейший Синод издает указ, по которому все, кто имел на руках отпускные аттестаты от своих обществ и записаны по переписи населения 1782 года в ревизские сказки, должны были дополнительно засвидетельствовать отпускные документы в наместнических правлениях. Можно предположить, что в начале весны 1784 года послушник Прохор предпринял шаги к достижению этой цели.
В архиве Саровского монастыря был обнаружен черновик «верющаго письма» — так называлась доверенность на выполнение определенных действий. Прохор Машнин просит своего земляка иеромонаха Питирима представлять его интересы в городовом магистрате, наместническом правлении города Курска «или в другое какое присутственное место», если будет  в том необходимость.      
Хотя некоторые исследователи и сомневаются в его авторстве, многие факты позволяют утверждать, что это автограф Прохора Машнина. Во-первых, он был размещен среди документов, посвященных послушнику Прохору. Во-вторых, описываемые факты полностью соответствуют жизни Прохора. Делопроизводитель монастыря писать под диктовку это письмо не мог: при проверке документации и сравнении почерка делопроизводителя монастыря того времени подтверждения этому не обнаружено. Также делопроизводитель не стал бы пробовать перо на полях. Это мог сделать только человек, редко берущий перо в руки.  Исправления по тексту могли принадлежать иеромонаху Питириму. После филологической оценки текста обнаружилось явное проявление южнорусского говора (город Курск как раз находится на этой территории): «иеромАнах», употребление буквы «Х» вместо «К» (общеизвестно произношение отцом Серафимом своего имени как «Серахвим»).
Подписи под документом нет, но и могла ли она быть на черновике? Но если письмо действительно писал послушник Прохор, это позволяет сделать вывод о его высокой образованности для своего времени.
Послушания
В житийной литературе упоминаются самые различные послушания, которые исполнял юный Прохор, поступив в Саровскую обитель. В архивных документах было найдено подтверждение только двум: работа столяра и полесовщика, то есть смотрителя за лесами.
В начале 1780-х правительство сняло запрет на разработку корабельных лесов (до этого времени «крупновозрастные» корабельные деревья правительственные чиновники обозначали специальным клеймом). Тогда монахи Саровской пустыни, 90 % владений которой составляли леса, стали задумываться, как сохранить собственный лес. Появилось послушание «полесовщиков». И отца Серафима первым назначили на это послушание. Скорее всего, территория его «смотрения за лесом» обозначилась районом так называемой Дальней пустынкой. Скорее всего, это послушание и послужило одной из причин избрания о. Серафимом пустынножительства.
В Саровском монастыре давно существовало правило чтения Псалтири. На каждый год составлялись списки, по которым все, начиная с настоятеля и кончая послушником, обязаны были исполнять дополнительное послушание. Все послушники записывались с упоминанием одного имени, поэтому для облегчения их распознавания к имени прибавляли слово-пояснение, которое могло обозначать прежнее место жительства или службы, либо послушание, выполняемое в этот год. Например, Григорий Солдат, Гаврила Хромой, Иван Пчеляк и т.д. В одном из списков «Чред неусыпаемого чтения Псалтири» обнаружено и имя Прохора — «Прохор сталяр». Список составлен на 1783 год, и можно с уверенностью говорить, что в конце 1782 и начале 1783 годов Прохор выполнял столярные работы.
Рассказывая о церкви Зосимы и Савватия, игумен Исайя II в одном из писем отмечает: «...престольная доска кипарисная в эту церковь может быть сделана и Серафимом, но по приказу Строителя, за послушание; ибо отец Серафим по новоначалию находился тогда в столярной работе с прочими». Это свидетельствует о высоком мастерстве послушника Прохора.
В честь победы над французами
Мало кому известно, что в 1818 году игумен Саровской обители Нифонт и еще 13 иеромонахов, в числе которых был и отец Серафим, были награждены наперсными крестами в честь победы над французской армией. В наградной грамоте говорилось:
«Тамбовской епархии Темниковской Саровской пустыни отцу иеромонаху Серафиму.
По благополучном, с помощью Вышняго, окончании войны с французами, благоугодно было Его Императорскому Величеству, Всемилостивейшему Государю нашему, между многими милостями, дарованными всем вообще верным Его подданным, отличить Российское духовенство особенным знаком Высочайшаго Своего благоволения и признательности, которыя изъяснены в Манифесте от 30 августа 1814 года следующими словами:
«Священнейшее духовенство Наше, призывавшее пред Олтарем Всевышняго теплыми молитвами своими благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к единодушию и твердости, в знак благоговения к вере и любви к отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховнаго Пастыря включительно до Священника, нарочно учреждаемый для сего Крест с подписью 1812 года.
Ныне сии Кресты доставлены из Святейшаго Правительствующаго Синода для Духовенства Тамбовской епархии, и исполняя предписание Онаго, препровождаю при сем один таковый Крест к вам для ношения на персях на Владимирской ленте, как о том изъяснено в Высочайшем  Его Императорскаго Величества Манифесте 30-го августа 1814 года, и особом Высочайшем повелении, прописанном в Указе из Святейшаго Синода февраля от 14 числа 1818 года.
Иона, епископ Тамбовский и Шацкий.
Марта 14 дня 1818 года».
Так был отмечен молитвенный подвиг святого Серафима.
Святой старец  
Слава иеромонаха Серафима росла с каждым годом. В архиве Нижегородской области хранится письмо мещанки г. Арзамаса Веры Поповой, адресованное диакону села Шилокши Александру Григорьеву: «Еще для здоровья вашего посылаю от Святаго Старца благословение Батюшки Отца Серафима святых крупиц прочитывая 3 Отче наш, 3 Богородице Дево радуйся и однаво Верую, и будет польза, для того вам оные посылаю думаю, что у вас оных уже нет». Письмо написано в 1824 году: до блаженной кончины старца еще девять лет, а отец Серафим уже называется святым старцем. Под святыми целебными крупицами, вероятно, подразумевались сухарики из просфор, раздаваемые монахом своим посетителям. Также в письме упоминается известное молитвенное правило для мирян, о котором говорил преподобный Серафим.

* * *
Говорить о составлении «Первого полного жизнеописания старца Серафима» пока рано. Основные находки еще впереди. Несомненно, они приведут к укреплению веры в доброе имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

  Валентин Степашкин  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 10 (383) май 2008


№ 12(385) июнь 2008



№ 19(392) октябрь 2008



№ 13-14 (362-363) июль2007



№ 21(298) ноябрь 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 11 (288) июнь 2004


№ 13-14(266-267) июль2003


№ 9-10 (262-263) май 2003 г.

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика