№ 8 (357) апрель 2007 / Обитель

Следующая статья...»

Православная трапеза

В ноябре 2006 года при екатеринбургском Ново-Тихвинском женском монастыре открылся ресторан. «Православная трапеза» находится в одном из зданий монастыря, попасть в ресторан можно прямо с улицы. В монастыре хотят, чтобы «Православная трапеза» стала местом, где верующие в тихой и спокойной атмосфере смогут пообщаться друг с другом или отпразновать какое-нибудь событие. Кроме того, сестры возрождают традиции парадных обедов и занимаются поиском дореволюционных рецептов.

У Ново-Тихвинского монастыря один из самых больших приходов в Екатеринбурге. По воскресеньям на Литургию собирается более 600 человек. Рядом с храмом находится маленькое кафе, в меню — чай, кофе, выпечка, домашние пельмени и вареники, которые прихожане охотно покупают домой. Многие заходят в кафе после службы, чтобы выпить чай с булочкой и поговорить. Однако в кафе всего два столика, и в воскресные дни посетителям приходится перекусывать стоя или брать свежие вартушки и грибные пироги на вынос.

Два года назад сестры решили, что было бы правильно вместо тесного кафе сделать что-то вроде настоящей столовой или закусочной. Если люди так активно покупают домашние полуфабрикаты, то, наверное, они бы с удовольствием обедали и ужинали в такой столовой при монастыре. Днем там обедали бы студенты (поблизости расположено несколько учебных заведений), а по выходным и праздникам — прихожане.

«Мы стали думать, где закусочная может быть устроена: или за стенами, или на территории монастыря, — вспоминает монахиня Марфа, которая возглавляет «Православную трапезу». — Обратили внимание на трехэтажное здание, которые два-три года как было возращено монастырю, но стояло фактически брошенным. Перекрытия сгнившие, крыша в аварийном состоянии, хотя стены невероятно прочные, толщина больше метра... Выяснилось, что когда-то в этом здании располагалась трапезная, поэтому мы получили благословение и начали капитальный ремонт».

В августе 2005 года началась реконструкция здания. А следующим летом перед монастырем возвели парусиновую палатку с окнами, в которой организовали кафе. В меню — салаты, семга, судак на гриле. Из спиртных напитков только вино. Монахиня Марфа рассказывает, что все лето в кафе были гости.

Одновременно продумывали концепцию для будущего заведения. Сестры консультировались со специалистами, беседовали со спонсорами, смотрели за восстановлением здания и постепенно пришли к мысли, что следует делать не закусочную, а полноценный ресторан. «Наш монастырь все время на виду, — рассказывает монахиня Марфа. — Чуть ли не каждую неделю приезжают гости, которых надо как-то принимать. До того как мы открыли ресторан, это было проблемой, приходилось беспокоить сестер, накрывать столы, готовить. К тому же и один из благодетелей обители настойчиво советовал подумать именно о ресторане. Он часто бывает в дорогих заведениях, и, по его наблюдениям, приличных мест, где было бы вкусно, но при этом спокойно, где можно было бы пообедать семьей, в Екатеринбурге нет». Когда окончательно решили создавать именно ресторан, подготовка помещения уже шла полным ходом. Сестрам пришлось на ходу вносить изменения и даже сменить подрядчика. Изучать ресторанный опыт сестры поехали в Москву. Они посетили три столичных ресторана, которые относятся к разряду лучших: «Ностальжи», «Continetto Antinori» и «Пушкинъ».

При создании «Православной трапезы» сестры также старались выбирать все самое лучшее: мебель, посуду, обрудование на кухню. Все продукты обязательно свежие, в ресторане запрещено использовать замороженное мясо (только охлажденное). В результате «Православная трапеза» встала в ряд с самимыми дорогими ресторанами Екатеринбурга. Обед или ужин стоит 1200 рублей, хотя по воскресеньям для прихожан готовят доступные обеды за 150 рублей.

Интерьеры «Православной трапезы» напоминают убранство дворянских гостинных — с колоннами, лепниной на стенах и мягкой цветовой гаммой. В залах современная мебель, текстиль, а на стенах сменная экспозиция из картин или икон.

Русская тема легла и в основу меню. Сперва была идея вообще готовить лишь русские блюда, даже намеревались сложить русскую печь, но потом  передумали: все-таки в классицистском интерьере печь выглядела бы неуместно. Да и русская кухня к XIX веку изменилась в связи приездом в Россию поваров из Франции. «Эти повара оставили много записей о том, какие блюда они готовили для русского дворянства, — рассказывает монахиня Марфа. — Мы специально ездили в бывшую Ленинскую библиотеку, искали эти записи и рецепты».

Меню в ресторане постоянно меняется. После Масленицы, когда пекли  блины по старинным рецептам, в том числе и многослойные с бизе, вводили меню Великого поста. «На время поста у нас действовало четыре разных меню: овощное, меню с морепродуктами и без масла, — говорит шеф-повар Сергей Шевелев. — Причем блюда из морепродуктов мы подавали только по субботам и воскресеньям». В меню нет крепких спиртных напитков, только вино. Днем и вечером в зале ненавязчиво звучит фортепьянная музыка.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благославил создание ресторана, полностью поддержал инициативу сестер и побывал в «Православной трапезе» после открытия.

На плакате, который висит у входа в ресторан, написано, что здесь можно отметить крестины, юбилеи, дни рождения и другие праздники. В ресторане уже было несколько банкетов. Венчания в «Православной трапезе» пока не отмечают. «Если только это не пара средних лет, которая тихо решила повенчаться», — добавляет монахиня Марфа.

Ново-Тихвинская обитель известна на всю страну тем, что возрождает старые русские традиции. Сестры восстанавливают традиции древнерусского богослужебного пения, так называемых одноголосных распевов, обращаются к древним традициям иконописи. В «Православной трапезе» тоже занимаются изучением старины. Сестра Марфа рассказывает, что в ресторане хотят воссоздать традицию парадных обедов, которая была распространена в XIX веке. Первый парадный обед устроили на Рождество. Приглашены были благодетели обители, их семьи и друзья. Составили меню из четырех смен блюд, продумали программу, в которую входило чтение стихов и игра на скрипке, каждому гостю сделали именные таблички на стол. «Все прошло очень хорошо, тепло и как-то даже по-семейному. Под конец никто уже на своих местах не сидел, все ходили по ресторану, перезнакомились друг с другом», — вспоминает монахиня Марфа.

Основная работа по организации ресторана легла именно на ее плечи. «Конечно, о ресторанах я не знала ничего и до прихода в монастырь особенно не готовила, — рассказывает она. — Но меня благословили на эту работу, поэтому хочешь — не хочешь, а пришлось разбираться. Я даже сама проектировала, как расставлять оборудование, показывала схемы специалистам. Ошибки, конечно, были». Монахиня Марфа сама находила поставщиков, ездила на переговоры, выбирала оборудование. Сестры даже связались с одним из известных московских поваров Юрием Рожковым и ездили к нему на консультацию.

«Делать ресторан при монастыре — дело очень ответственное, — объясняет монахиня Марфа. — Мы хотели, чтобы наш ресторан был по-настоящему профессиональным и современным». Интерьер ресторана создавался под руководством монахини Анастасии. Музыку подбирала монахиня Венедикта, которая раньше преподавала в Екатеринбургской консерватории. В  выборе рецептов и дегустации меню участвует инокиня Исихия. До пострига она преподавала французский и английский языки в школе.

Однако самих сестер гости ресторана не видят. Обслуживают их обычные девушки-официантки, на кухне тоже работают светские повара. О том, что ресторан создан обителью, напоминают кружка для сбора пожертвований в зале, молитвы перед началом и после трапезы, иконы на стенах и еще салтфетки, на которых вышито «Ангела за трапезой». У гардероба лежат православные журналы «Фома» и «Нескучный сад».

В «Православной трапезе» работают самые разные люди. Главный критерий — профессионализм и нравственные качества, а не религиозные убеждения.

Во время нашей беседы сестра Марфа часто подчеркивала, что «Православной трапеза» — это бизнес-проект, который должен приносить прибыль. Через четыре месяца после открытия ресторан вышел на самоокупаемость. За январь в «Православной трапезе» побывали больше тысячи посетителей. «Мы пока не можем прогнозировать посещаемость, так как наше меню привязано к церковному календарю, — говорит сестра Марфа. — Должен пройти хотя бы год».

Людями деловым и современным недостает вдумчивого, неторопливого общения. Сегодня этой «привилегией» вполне пользуются только насельники монастырей. Как поделиться этим опытом с мирянами?  Ресторан «Православная трапеза» — один из возможных вариантов ответа. В  некотором смысле — это новый взгляд на православную миссию в современном мире.

  Анна Людковская  

Следующая статья...»

№ 18(343) сентябрь


№ 21(346)ноябрь


№ 8 (357) апрель 2007
Православная трапеза


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 10 (383) май 2008


№ 9 (310) май 2005


№ 22(275) ноябрь 2003


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 14-15 (243-244) август 2002

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика